ГРУЗОПОДЪЕМНЫЕ И ТРАНСПОРТИРУЮЩИЕ МАШИНЫ НА ЗАВОДАХ СТРОИТЕЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ
РЕЖИМ РАБОТЫ ГРУЗОПОДЪЕМНЫХ МАШИН
Грузоподъемные машины работают прерывно и с разной интенсивностью, поэтому режим работы их различный. По режиму работы грузоподъемные машины с моторным приводом относят
к одному из пяти номинальных режимов: легкому — Л, среднему — С, тяжелому — Т и весьма тяжелому — ВТ.
Основанием для отнесения грузоподъемной машины к той или другой группе режима эксплуатации являются: коэффициент использования оборудования в течение года Кс (отношение числа дней работы к полному календарному числу дней в году — 365); коэффициент использования оборудования в течение суток Кг (отношение времени работы оборудования в течение суток к полному суточному времени в часах); число включений механизма в течение часа ЧВ; температура окружающей среды; относительная продолжительность включений электродвигателя в течение цикла ПВ, определяемая по формуле ПВ = е-100%, где
_ Время работы механизма в течение цикла
Полное время цикла * ^ '
Под полным временем цикла понимается промежуток времени от момента начала подъема груза до возвращения грузозахватного органа в исходное положение.
Применительно к величинам указанных коэффициентов по табл. 1 определяют режим работы крана.
Таблица 1
Режим работы механизмов
Коэффициенты использования
По времени |
Р-О- |
Режим работы механизмов
В" и СО T>I< |
Ч ° И л £Г я |
Ч о. СО,'1' К = !< |
20 |
0,75— 1,0 0,75 1,0 1,0 |
120 240 300- 600 |
Легкий Л.
Средний С... Тяжелый Т. . . Весьма тяжелый ВТ
0,5 |
0,33 |
25 |
1,0 |
0,33 |
40 |
1,0 |
1,0 |
60 |
Нерегулярная редкая работа |
15 |
Краны на заводах стройматериалов в большинстве случаев работают в среднем режиме.
Режимы эксплуатации отдельных механизмов одной и'той же машины (механизмы подъема, передвижения) могут быть различны. В таких случаях машину в целом относят к одной из групп, приведенных в табл. 1, по режиму работы механизма подъема.
Грузоподъемные машины с ручным приводом, для которых характерны малые скорости и длительные перерывы в работе, по режиму работы объединяют в одну группу (Р). 16
От режима работы зависят принимаемые запасы прочности в деталях грузоподъемных машин, пути торможения, динамические коэффициенты для расчета механизмов и металлоконструкций, а также параметры электродвигателя.
Расчет деталей механизмов кранов на выносливость производится по эквивалентным нагрузкам, действие которых в течение всего срока службы детали равноценно действию фактических нагрузок. При этом исходят из обеспечения качественной работы всех элементов крана (за исключением быстроизнашивающихся сменных "деталей) в течение всего срока службы, который, например, для мостовых кранов принимается;
Для механизмов режима Т и ВТ.................................................. 10 лет
» » » С.................... 15»
» » » J1................... 25»
Суммарное время работы механизма может быть подсчитано по формуле
Где T — срок службы крана в час (остальные коэффициенты см. в табл. 1).
Для кранов, работающих на открытом воздухе, необходимо учитывать ветровую нагрузку (табл. 2 и 3), которая согласно
СО CP Со 1 I! |
№ |
Таблица 2
Расчетные величины ветровой нагрузки рабочего состояния
Расчетные величины ветровой нагрузки нерабочего состояния в н! мг Таблица 3 |
Расчетное давление на иысоте от поверхности земли в м |
'20-40 |
1150 850 |
0—20 |
1000 700 |
Место установки крана
На берегу моря, в низовье больших рек, район г. Новороссийска Все остальные районы
ГОСТу 1451—42 подразделяется на нагрузку рабочего состояния (при этой нагрузке крап должен нормально работать) и па нагрузку нерабочего состояния, при которой кран не работает, а в элементах конструкций крапа не должны возникать опасные напряжения и крап не может быть угнан ветром или опрокинут.
(4) (5) |
Ветровая нагрузка принимается действующей горизонтально
И равной
Где Рв — расчетная величина ветровой нагрузки в н! м2;
F — площадь «нетто», перпендикулярная направлению действия ветра, в ж2; Fop — площадь «брутто», т. е. площадь, очерченная внешним габаритом машины, в мг Рпупп ~~ площадь пустот в м2.
Подветренная площадь груза определяется по фактическому контуру груза. Для предварительных расчетов можно принимать размеры подветренной площади груза F, r, в зависимости от веса груза:
Q в тс.......................... ] 2 3 5 10 20 50 100
Ргр в ж3 ........................... 2 3 5 7 10 15 25 35
Аварии грузоподъемных машин могут вызвать человеческие жертвы, поэтому нормы изготовления и эксплуатации их регламентированы «Правилами устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов» 112], а также «Правилами устройства и эксплуатации подъемников». Указанные правила имеют силу закона. Они разрабатываются и издаются Государственным Комитетом по надзору за безопасным ведением работ в промышленности и горному надзору при Совете Министров РСФСР (Госгор - технадзор) г.
Госгортехнадзор следит также за соблюдением правил изготовления и эксплуатации грузоподъемных машин на предприятиях, для чего в каждой области имеются областные инспекторы Госгортехнадзора.
Основные положения правил Госгортехнадзора часто включают в общие правила эксплуатации оборудования заводов'стройматериалов. Так, например, правила обслуживания подъемных кранов изложены в § 372—401 «Правил технической эксплуатации цементных заводов» 124].