рыбоводство

Как кормить рыбу

Итак, теперь мы знаем, чем кормить тот или иной вид рыбы, в каком виде задавать корм, какого размера должны быть его частицы. Однако способ его выдачи также очень важен и сильно влияет на эффективность кормления и, следовательно, прибыльность ведения хозяйства. Главными здесь являются два вопроса: количество задаваемого корма и режим его внесения. Дело в том, что мы вносим корм в воду и чаше всего не в состоянии проконтролировать его потребление напрямую. А как мы говорили выше, корм, попадая в воду, не будучи быстро съеденным, разрушается и его питательные вещества, растворяясь, не доходят до рыбы. Поэтому очень важно вносить корм так, чтобы он сразу же потреблялся рыбой. Как же этого добиться?

Существуют два принципиально различных подхода к решению этой проблемы. Издавна ученые и практики-рыбоводы пытались определить, сколько того или иного корма потребляет конкретный вид рыбы определенного возраста. Изучали характеристики водной среды и их влияние на рационы рыб. Было выяснено, что наиболее мощный фактор, более других влияющий на интенсивности питания, это температура воды. Существует определенный интервал температур, при которых потребление корма и его усвоение максимально. Он называется интервалом оптимальных, то есть наилучших температур. Например, для карпа он находится от 25 до 29 °С, для форели — от 14 до 18 °С, для канального сома — от 25 до 30 °С, осетровых в зависимости от вида — от 15 до 25 °С. При температурах воды ниже или выше оптимальных потребление корма падает.

Была изучена зависимость суточного рациона рыб от температуры воды. Следует сказать, что рационы рыб выражаются как в абсолютных величинах, граммах, килограммах корма за какой-то промежуток времени, так и относительных — процентах от массы тела. Чаше всего используют второй показатель и выражают суточный рацион рыб в процентах от массы рыбы.

Вторым по значимости фактором среды при прочих равных условиях считается содержание растворенного в воде кислорода. При 80 — 100% насыщения воды кислородом потребление корма максимально. При дальнейшем его уменьшении до 50% от насыщения, например, карп потребляет почти в 2 раза меньше корма, его усвояемость падает на 40 — 50%, а темп роста — более чем в 2 раза. Канальный сом при снижении концентрации кислорода до 36% насыщения растет и потребляет корма почти в 2,5 раза менее интенсивно, чем при 100% насыщения. Особенно требовательны к содержанию кислорода лососевые и осетровые рыбы. За много лет также была изучена зависимость суточных рационов разных видов и возрастов рыб от концентрации растворенного в воде кислорода.

Третьим фактором, в значительной степени влияющим на потребление корма, является масса рыб. Абсолютные рационы с увеличением массы возрастают, хотя и не пропорционально росту рыбы, а относительные, выражающиеся в процентах от массы тела, — падают. Так личинки карпа массой несколько миллиграммов при оптимальных условиях в сутки потребляют количество корма, равное 50 и даже 100% от их массы, а двухлетки массой 500 г — уже только 2 — 4%. Остальные факторы, влияющие на рацион рыб, если они не сильно отклоняются от нормальных значений, в меньшей степени определяют интенсивность питания. Сведение всех данных по влиянию трех вышеназванных факторов на питание рыб в табличной форме позволяет определять так называемые нормы кормления.

Зная среднесуточную температуру воды, концентрацию растворенного в воде кислорода и массу рыб, мы находим, сколько корма в процентах от их массы мы должны задать в сутки. Зная плотность посадки, определяем общую массу рыбы и абсолютное количество корма. Далее мы разделяем это количество на число кормлений в сутки. Частота выдачи корма также весьма значительно влияет на эффективность кормления. Так, личинок всех видов рыб нужно кормить часто, каждые 15 — 30 минут. Взрослых рыб в зависимости от вида и способа выращивания — не менее 4 — 6 раз в сутки.

В этом заключается первый подход к кормлению рыбы. Мы составляем некую программу кормления, корректируя её по мере необходимости. В данном случае человек берет на себя ответственность утверждать, что он знает сколько корма нужно рыбе и выдает это количество тогда, когда считает нужным. Такой подход, по заданной программе, нормированное кормление, имеет, на наш взгляд, существенные и трудноустранимые недостатки.

Во-первых, во всех нормах закладываются зависимости суточных рационов только от трех, пусть и наиболее значимых факторов. Другие факторы, как правило, не учитываются, кроме того, не учитывается их взаимодействие и взаимовлияние. В рыбоводстве принято кормить рыб в течение довольно длительного времени одним и тем же комбикормом. Пусть он и включает в себя многие компоненты, однако вкус его от этого день ото дня не меняется. Если же мы будем выдавать каждый день примерно одно и то же количество одного и того же корма, то мы ограничим рыб не только в возможности выбирать качество, но и количество корма.

Известно, что пищевые потребности рыб меняются не только с возрастом, но и в течение коротких промежутков времени: дня, недели. Многочисленные исследования показали, что при свободном доступе к корму в любое время, двухлетки карпа, например, в отдельные дни не питались совсем, в другие дни они потребляли в сутки две-три нормы. Редко когда суточные рационы совпадали. В то же время в среднем за месяц они составляли расчетную норму. Нормированный тип кормления не учитывает эти краткосрочные колебания аппетита: выдается некая средняя величина суточного рациона. Это приводит в отдельные дни к недокармливанию, в другие к перекармливанию рыбы. И то, и другое снижает эффективность кормления.

Чтобы не происходило потерь корма, рыбу нужно кормить в постоянном режиме недокорма. По это тоже невыгодно, поскольку недоиспользуются её потенциальные ростовые возможности, недополучается продукция. Специальные исследования суточных рационов двухлетков карпа в прудах при шестиразовом нормированном кормлении гранулированным кормом влажного прессования выявили, что 36 — 42% внесенных в пруд кормов не попадали в кишечники рыб и не использовались ими. Представьте себе, что более трети кормов вы просто выбрасываете, и не просто выбрасываете, а ещё и загрязняете ими водную среду, ухудшаете условия существования рыб. Подтверждением того, что принцип нормированного кормления может быть неэффективным, служит наличие множества систем нормирования. Если вы обратитесь к литературе, то обнаружите различия в нормах кормления при, казалось бы, одних и тех же условиях в 2 — 3 раза у разных авторов системы нормирования.

А можно ли вообще кормить рыбу только тогда, когда она сама этого хочет и в таких количествах, в каких ей самой это нужно? Можно ли сократить время пребывания корма в воде до минимума, чтобы избежать потерь питательных веществ? Оказывается, это возможно. Около сорока лет назад появились первые авто- или самокормушки для рыб, позволяющие наиболее эффективно осуществлять кормление и выдавать корм только по требованию самой рыбы, когда она сама этого хочет.

В настоящее время существует много конструкций автокормушек. Однако, на наш взгляд, наилучшей среди них является автокормушка типа «Рефлекс». Она представляет собой бункер с кормом, расположенный над водой. Внизу бункер имеет отверстие, через которое корм высыпается. Под отверстием расположен запорный столик. Корм, высыпаясь из бункера, попадает на столик. Образовавшийся конус корма запирает отверстие. На столике имеется кольцевой сбрасыватель, который, огибая столик, продолжается в виде стержня и уходит под воду. Рыба, задев любой частью тела стержень, передает движение кольцевому сбрасывателю, который сбрасывает со столика несколько гранул корма. Для того чтобы получить новую порцию корма, рыба должна снова толкнуть стержень.

Положение кормового столика под отверстием бункера можно регулировать, устанавливая его выше или ниже. Конус корма в этом случае располагается ближе или дальше от края столика. Таким образом регулируется величина порции корма и усилие, которое необходимо затратить рыбе для его получения. Можно отрегулировать устройство так, что выдача корма будет затруднена и он будет выдаваться по одной или по несколько гранул после одного или нескольких толчков стержня.

Рыба очень быстро привыкает пользоваться этим нехитрым устройством. Сначала под стержень, который ещё называют маятником, просто бросают гранулы корма, сбрасывая их со столика. Группа рыб, привлеченная комбикормом, плавает под автокормушкой и случайно или неслучайно, в силу исследовательского рефлекса, который есть у всех животных, задевает за маятник. Просыпается порция корма. И очень скоро у рыб образуется условный рефлекс: тронешь стержень — получишь корм.

Время приучения рыб пользоваться автокормушкой зависит от плотности посадки и составляет от десятков минут до нескольких дней. После этого они вполне осознанно используют устройство строго по назначению. Опыт эксплуатации самокормушек показал, что рыбы не толкают маятник и не высыпают корм просто из любопытства. Когда у них отсутствует аппетит, они не подходят к автокормушке. Применение самокормушек позволяет рыбе реально получать корм в тот момент, когда она этого хочет и в тех количествах, которые требуются. Корм выдается небольшими порциями и сразу потребляется. Потери корма практически исключены.

Эффективность кормления возрастает как за счет исключения непроизводительных потерь кормов, так и за счет питания рыб в соответствии со своими внутренними биоритмами. Из-за меньшего загрязнения водоема органическим веществом улучшаются условия обитания рыб. Общеизвестно, что экскременты в гораздо меньшей степени загрязняют воду и быстрее разлагаются, чем остатки корма. Данное устройство выгодно отличается от аналогов тем, что при отклонении маятника и невозвращении его в нормальное положение (а такое часто бывает, когда к автокормушке одновременно подходит большая группа рыб и вода буквально «закипает», корм не просыпается).

Для получения порции корма необходимо обязательно качнуть, толкнуть маятник. Автокормушки отечественного производства типа «Рефлекс» могут быть одномаятниковыми («Рефлекс Т-1-50» для кормления товарной рыбы с объемами бункера 50 кг), многомаятниковыми («Рефлекс МТ-У» для кормления молоди, начиная с массы 2–3 г и товарной рыбы с возможностью смены маятников). Они могут быть стационарными, установленными в прудах на опорах, или плавающими («Рефлекс Т-1000» или «Рефлекс Т-1500» — многомаятниковые автокормушки на понтонах с объемом бункера 1000 кг или двух бункеров по 750 кг общим объемом 1500 кг). Они могут быть использованы как в прудах («Рефлекс Т-1000, Т-1500»), так и в садках («Рефлекс Т-1-50»), и в бассейнах («Рефлекс МТ-У»).

Одна плавающая многомаятниковая автокормушка способна обслужить в зависимости от плотности посадки от 5 до 10 га пруда, или 30 — 50 тысяч двухлеток карпа. Одномаятниковая самокормушка может обслужить 5 — 6 тысяч двухлеток карпа, или одну тонну товарной рыбы. При установке автокормушек в прудах, садках или бассейнах следует обращать внимание на высоту расположения кормового столика над водой. Она должна быть не менее 50 — 60 см. При меньшей высоте столик может забрызгиваться водой активно питающейся рыбой, корм намокать и препятствовать нормальной работе устройства.

На сегодня автокормление — наиболее эффективный способ кормления. Помимо уже упомянутых преимуществ он менее трудоемок, не требует ежедневного измерения температуры воды и содержания растворенного в воде кислорода, а также регулярного проведения контрольных обловов для определения массы рыбы.

Во-первых, рост рыб достаточно хорошо контролируется зрительно путем наблюдения за ними под самокормушкой. А во-вторых, установлено, что в дни контрольных обловов из-за стрессирования рыба заметно меньше потребляет корма и хуже растет. Кроме того, при автокормлении нам не надо точно знать количество рыбы в водоеме. Достаточно знать, что оно не превышает одной тонны на один маятник. При нормированном кормлении, если сразу же после зарыбления произошел отход рыбы, мы не всегда можем его точно учесть и продолжаем кормить по нормам, рассчитанным на всю рыбу.

Результаты контрольных обловов показывают высокий темп роста. Однако во время осеннего облова пруда выясняется, что количество рыбы гораздо меньше того, на которое мы рассчитывали выдачу корма. Отсюда непроизводительный расход кормов. При автокормлении же такое невозможно. Более того, по расходу корма можно достаточно точно подсчитать массу рыбы в пруду и лучше спланировать окончательный облов водоема.

Автокормушки можно использовать для кормления практически всех видов рыб. Однако имеются некоторые особенности при кормлении, например лососевых. Для них требуется особая регулировка кормового столика и в некоторых случаях затрудненная выдача корма. Для осетровых, имеющих нижний рот и берущих корм со дна, в водоемах или емкостях, где их выращивают, требуется установка под автокормушками кормовых поддонов с бортиками. Гранулы, падая со столика, попадают на поддон, откуда подбираются рыбами. Кроме того, из-за уменьшения объема кормления, не использования толщи воды, а только площади поддона, количество рыб, приходящихся на один маятник, должно быть уменьшено в несколько раз. На один маятник автокормушки должно приходиться 1 — 2 тысячи двухлеток осетровых рыб.

Изготовить автокормушку можно в любом хозяйстве своими силами. В качестве бункера в зависимости от площади водоема может быть использовано ведро, бочка или любая другая емкость из металла, пластика и даже дерева. В качестве стержня-маятника можно использовать проволоку, диаметром 2–10 мм в зависимости от массы выращиваемой рыбы. Объем бункера зависит от площади пруда и количества рыбы.

Следует помнить, что существует так называемая предельная кормовая нагрузка, которая не должна превышать самоочистительную способность водоема. При автокормлении в непроточных прудах она составляет 110 — 150 кг/га в зависимости от температуры воды, качества корма и т.д. При превышении этой величины наблюдается прогрессирующее загрязнение пруда органическим веществом и ухудшение гидрохимического режима.

Опыт показал, что при самокормлении рыб в прудах, они никогда не превышают этой величины, даже при сверхплотных посадках (30 — 40 тысяч двухлеток карпа на 1 га). В отдельные дни суточный рацион рыб может достигать 250 — 375 кг/га, что почти в 2 — 3 раза превышает предел самоочищения пруда. Однако в среднем за декаду или месяц кормовая нагрузка никогда не превышает 150 кг/га. Происходит постоянное колебание количества затребованного корма вокруг какой-то средней величины, которая может быть близка к предельной кормовой нагрузке, если плотность посадки рыбы велика (больше 10 — 15 тыс. двухлеток на 1 га). В отдельные дни эта величина может быть превышена, но в последующие дни она значительно уменьшается. Например, карпы в прудах устраивают себе «разгрузочные» дни, не потребляя комбикорм совсем. Таких дней в течение месяца бывает обычно от 1 до 5 в зависимости от плотности посадки и погодных условий.

Знание предельной кормовой нагрузки позволяет рассчитать объем бункеров автокормушек. Например, на гектарном пруду достаточно установить одну автокормушку с объемом бункера 200 кг и загружать её кормом ежедневно или через день. Автокормушки небольшой емкости предпочтительно делать стационарными, на опорах и устанавливать их в пруду на небольшом расстоянии от берега, соединяя с ним мостиком из досок или металла. Автокормушки большого объема обычно делают плавучими на понтонах. Одной автокормушки «Рефлекс Т-1500» с общим объемом двух бункеров 1500 кг достаточно на пруду площадью 10 га. При этом в начале сезона её надо будет загружать один раз в несколько дней, а в разгар сезона, возможно, ежедневно.

Плавучие автокормушки в пруду устанавливают с помощью двух якорей или с помощью фала, прикрепленного в забитый в дно водоема и выступающей над водой стойки-опоры. Второй способ крепления предпочтительнее. Во-первых, он более надежен. При сильном ветре автокормушку может сорвать с якорей, прибить к берегу и погнуть маятники. Во-вторых, при креплении фалом за носовую или кормовую часть самокормушка всегда встает строго по направлению ветра. Тем самым устраняется боковая качка на вагонах, что может иметь место при креплении якорями и приводить к самопроизвольному высыпанию корма.

Если площадь пруда велика (более 40 га), то автокормушки рассредоточивают по всей площади водного зеркала в шахматном порядке. На прудах площадью до 40 га можно устроить централизованное кормовое место, установив все автокормушки вместе.

Существует три варианта загрузки плавающих автокормушек. Первый — их буксируют моторной лодкой или катамараном к берегу, загружают с эстакады и буксируют обратно на место установки. Данный способ предусматривает поднятие кормового столика, чтобы не происходило самопроизвольного высыпания корма при движении, и необходимость каждый раз регулировать заново выдачу корма на месте, что не очень удобно. Кроме того, при буксировке к берегу часто гнутся маятники и их надо выпрямлять.

Второй способ предусматривает использование плавающего кормозагрузчика, который представляет собой либо модифицированный кормораздатчик 1507, вмещающий 2,5 т комбикорма, либо кормораздатчик Н17-ИКШ с объемами бункера от 3 до 10 т. Загружается кормораздатчик у берега из наземного транспортного средства, например, загрузчика сухих кормов ЗСК-10. Затем он подплывает к автокормушке, швартуется к ней и выгружает комбикорм в её бункер либо с помощью шнека (1507), либо вентилятора (Н17-ИКШ). Недостатком такого способа является дополнительная перевалка корма из наземного транспортного средства в кормораздатчик. В результате крошимости гранул доля пылевидной фракции увеличивается на 3 — 10%. Следовательно, и потери корма возрастают на эту величину.

Наконец, третий способ предполагает устройство централизованного кормового места, автокормушки увязывают в единую систему таким образом, чтобы их можно было загружать из одной точки непосредственно из наземного транспортного средства, ликвидируя промежуточные перевалки и крошение гранул корма. Это обеспечивается привязкой автокормушек к ротору, свободно вращающемуся вокруг центральной оси-штанги, неподвижно закрепленной на дне водоема. Перемещение автокормушек по кругу производится вручную с помощью фала, закрепленного по внешней стороне автокормушек.

Расчеты показали значительные преимущества варианта с двумя вращающимися роторами, выражающиеся в снижении металлоемкости конструкции, улучшении прочностных характеристик, удобстве эксплуатации, особенно в случае поломки одной или нескольких автокормушек, повышении надежности системы, а также увеличении объема загружаемого корма. Помимо двух вращающихся роторов с плавающими автокормушками «Рефлекс Т-1000» или «Рефлекс Т-1500» данный способ загрузки предусматривает строительство эстакады длиной 12 — 24 м. Она изготавливается из металлических труб, уголков или швеллеров, сваренных в виде каркаса, на который уложены стандартные плиты длиной 6 м.

Для предотвращения несанкционированного доступа к автокормушкам на эстакаде устанавливают закрывающиеся на замок ворота. При таком способе загрузки автокормушек снижаются затраты труда, горюче-смазочных материалов, отпадает необходимость иметь на каждом пруду кормораздатчик. Кроме того, облегчается охрана пруда. Вагончик со сторожами устанавливают непосредственно у эстакады. Снижаются потери от браконьерства, так как поймать рыбу вдали от централизованной «столовой» значительно труднее, чем поблизости от нее, а эта территория хорошо контролируется сторожами.

Поскольку очень часто огромные косяки рыб скапливаются в районе кормового места так, что хорошо видны их спины, облегчается контроль за эпизоотическим состоянием в прудах. Облегчается профилактическая и лечебная обработка рыб в случае возникновения заболеваний, так как не нужно обрабатывать весь пруд, а достаточно внести препараты в районе кормового места. Опыт эксплуатации таких устройств показал, что одного централизованного кормового места достаточно на 40 га пруда. Если же площадь прудов больше, то требуется несколько таких устройств. Изготовление их не представляет труда и возможно в условиях любого рыбоводного хозяйства. Окупается централизованное кормовое место за один сезон.э.ксплуатации.

В заключение необходимо упомянуть также об аэрокормушках. Они могут быть использованы при выдаче пастообразных кормов лососевым рыбам. Аэрокормушка представляет собой плавучую раму из дерева или другого легкого материала, обтянутого металлической сеткой или латексированной делью с ячеёй 30 — 35 мм. Расстояние от сетки до воды должно составлять от 1 до 3 см в зависимости от размеров рыбы при загрузке её кормом, который накладывается сверху. Проваливаясь через отверстия сетки, он становится доступным рыбе. Причем для получения корма рыба выходит в воздушную среду, почему такое устройство и называется аэро- или воздушная кормушка. Чтобы приучить рыб к такому устройству, его помешают сначала в толщу воды, потом приподнимают па поверхность, а затем и над поверхностью воды. Рыбы быстро приучаются захватывать корм через сетчатое дно.

Преимущество аэрокормушки заключается в том, что корм практически не находится в воде, не размывается, устраняются потери корма. Не могут быть использованы для кормления осетровых, имеющих нижний рот. В настоящее время не применяются широко в связи с тем, что пастообразные корма теряют свое значение, уступая гранулированным.

рыбоводство

Вяленая рыба

В процессе вяления рыбы происходит ценное в пищевом отношении созревание. Мясо равномерно пропитывается жиром. Оно становится янтарного цвета упруго-маслянистой консистенции, приятного пикантного вкуса.

Копченая рыба

Копчение рыбы основано на консервирующем действии дыма. При этом происходит пропитывание её ароматическими летучими веществами, выделяющимися при медленном сгорании древесных опилок, что придает продукции специфический приятный запах, вкус и отличную сохранность. Копчение рыбы производится как в промышленных коптильных камерах различной мощностью, так и в коптильнях, сделанных на приусадебном участке.

Соленая рыба

Для длительного хранения рыбы применяют посол. К посолу прибегают в крайнем случае, когда выращенную в летний период рыбу невозможно содержать в пруду или водоеме в зимний период или нельзя сохранить в другом виде. Следует помнить, что при посоле рыба теряет значительную часть питательных веществ и её вкусовые качества понижаются. Особо это касается маложирных видов рыб.

Как с нами связаться:

Украина:
г.Александрия
тел./факс +38 05235  77193 Бухгалтерия
+38 050 512 11 94 — гл. инженер-менеджер (продажи всего оборудования)

+38 050 457 13 30 — Рашид - продажи новинок
e-mail: msd@inbox.ru
msd@msd.com.ua
Схема проезда к производственному офису:
Схема проезда к МСД

Оперативная связь

Укажите свой телефон или адрес эл. почты — наш менеджер перезвонит Вам в удобное для Вас время.