Финансы, деньги, кредит и банки

СУЩНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА

Финансовая система Российской Федерации включает в себя раз­личные подсистемы и звенья. К основной подсистеме в соответствии с экономической сущностью и функциями финансов относятся госу­дарственные и муниципальные финансы. Главным же звеном этой подсистемы является бюджетная система, которая состоит из сово­купности бюджетов, бюджетных и государственных внебюджетных фондов, государственных предприятий, других организаций и инсти­тутов.

Понятийная запутанность сущности данного звена сводится к тому, что под бюджетом понимается: только какой-либо из видов бюджетов, вся совокупность бюджетной системы, формы проявле­ния бюджета в реальной экономической жизни в виде документаль­ного оформления, совокупность денежных средств и т. д. Кроме того, сложность вызывается различными толкованиями финансовых отношений как таковых и спецификой их проявления в бюджетной сфере.

Действительно, с одной стороны, бюджет является основным зве­ном системы финансов как экономическая категория. С другой сторо­ны, бюджет является конкретным проявлением управленческой деятель­ности звеном финансовой системы в формах: консолидированного бюджета, федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Фе­дерации и местных бюджетов. Таким образом, бюджет представляет собой особую сферу финансовых отношений, и одновременно - форму практического использования финансовых отношений в форме законо­дательного оформления соответствующих финансовых документов. Поэтому бюджет - это одновременно и экономическая категория, и со­вокупность денежных фондов, входящих в единый денежный (бюджет­ный) фонд.

Тесная взаимообусловленность бюджета и государства предоп­ределяет специфику финансовых отношений, выражаемых бюджетом в общей совокупности финансовых отношений, и ограничивает их использование. Поэтому их называют бюджетными отношениями и этим они специфичны.

Бюджетные отношения тесно связаны с обособлением части стоимо­сти совокупного общественного продукта и концентрацией ее в распо­ряжении общегосударственного органа управления. Качественная оп­ределенность бюджетных отношений характеризуется выполнением ими наиболее важных экономических, социальных, политических и внешнеэкономических потребностей государства:

- используя бюджетные отношения, устанавливаются взаимосвязи го­сударства со всеми хозяйствующими субъектами и в процессе пере­распределения формируется централизованный денежный фонд, пред - назначенный для удовлетворения этих общегосударственных потребностей;

- при помощи бюджетных отношений осуществляется процесс пере­распределения денежных средств, сконцентрированных в централи­зованном денежном фонде общегосударственного органа управления, между участниками воспроизводственного процесса, сферами обще­ственной деятельности и т. п.;

- посредством бюджета проводится большинство мероприятий по го­сударственному регулированию экономики, и он является инструмен­том осуществления государственной финансовой политики;

- так как в бюджете отражаются все экономические процессы и нахо­дят свое конкретное выражение все основные финансовые инстру­менты (налоги, расходы, займы и т. д.), его можно назвать основным финансовым планом государства (росписью доходов и расходов го­сударства).

Бюджету, таким образом, присущи следующие отличительные при­знаки финансовой категории:

- это система экономических денежных отношений;

- объект перераспределения является финансовым;

- он имеет специфическое общественное значение;

- отношения материализуются в централизованном фонде денежных средств;

- предназначение и движение денежных потоков осуществляет обще­государственный орган управления;

- это основной финансовый план государства (роспись доходов и рас­ходов);

- это составная часть проведения государственной финансовой поли­тики и управления ею;

- проявление отношений - императивное.

Бюджетные отношения выражают отношения по распределению совокупного общественного продукта и перераспределения, главным образом, национального дохода. Они формируют основной централи­зованный общегосударственный фонд денежных средств и его структу­ру. Средства сформированного фонда через бюджетные отношения на­правляются на решение важнейших общегосударственных задач.

В бюджетных отношениях признак императивности проявляется наи­более полно в обязательности их исполнения всеми участниками и в правах государства по формированию этих отношений.

Бюджет как экономическая категория представляет собой си­стему экономических денежных отношений (имеющих императив­ную форму образования) по поводу перераспределения совокуп­ного общественного продукта (главным образом, национального дохода), выражающую процессы формирования и использования основного общегосударственного фонда денежных средств для удовлетворения наиболее важных задач и функций государства, принимающая законодательно закрепленный характер использо­вания.

В широком смысле слова бюджет — это система отношений, фор­мируемых общегосударственным органом управления и обязатель­ных к исполнению, по поводу формирования и использования средств общегосударственного фонда денежных средств в соответствии с функциями категории и государства.

Внешняя форма проявления бюджета находит свое выражение в обособлении у органов власти различных уровней части стоимо­сти совокупного общественного продукта. В этом проявляется субъективная сторона бюджета как явления общественной жизни. Использование органами управления различных форм и методов формирования и использования средств бюджетного фонда, опре­деление структуры и объемов предопределяет наличие соответству­ющего документа, отражающего законодательно закрепленное дви­жение денежных средств.

Сущность бюджета как финансовой категории проявляется в его функциях и заключается в:

• формировании денежных средств основного общегосударственно­го фонда (в ходе реализации этой функции обеспечиваются струк­тура, формы и методы аккумулирования и направления концен­трации части совокупного общественного продукта (национального дохода) и движения денежных потоков в бюджетной системе);

• использовании денежных средств основного общегосударствен­ного фонда (в соответствии с этой функцией реализуется процесс целевого использования денежных средств бюджета, движения денежных потоков в бюджетной системе - структура расходов, порядок и последовательность);

• организации и осуществлении контроля за формированием, дви­жением и использованием средств бюджетного фонда (использо­вание денежных показателей позволяет анализировать, система­тизировать, выявлять тенденции и осуществлять наблюдение за соблюдением правил и норм, установленных законодательством).

Бюджет играет важную роль в воспроизводственном процессе эко­номики страны, влияя на экономическую, социальную и политичес­кую стороны. Используя денежные средства бюджета на финансиро­вание наиболее приоритетных сфер деятельности, важных нерента­бельных производств, бюджет играет большую роль в перераспреде­лении национального дохода между отраслями. Содержание и фи­нансирование развития бюджетных учреждений и организаций непроизводственной сферы является также приоритетным и оказы­вает важную роль в воспроизводстве рабочей силы. Кроме того, че­рез бюджет (при помощи формирования и функционирования струк­туры бюджетной системы) перераспределяются доходы и расходы между субъектами Федерации и местными бюджетами, что способ­ствует выравниванию уровней их экономического и социального раз­вития. Используя систему бюджетных отношений, осуществляют помощь хозяйствующим субъектам негосударственного сектора эко­номики.

В настоящее время через бюджет перераспределяется до 30-40% национального дохода общества.

Финансы, деньги, кредит и банки

Рассмотрение и утверждение федерального бюджета Российской Федерации

Правительство Российской Федерации вносит по окончании раз­работок в Государственную Думу Федерального Собрания Россий­ской Федерации проект федерального закона «О федеральном бюд­жете на... год»: • прогноз социально-экономического развития Российской Феде­рации на... год; …

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ДЕНЕЖНОГО ОБРАЩЕНИЯ

Со времени становления капиталистической рыночной экономики и по мере ее развития государство в той или иной мере вмешивалось в экономическую жизнь общества. Однако до начала XX века государ­ственное регулирование экономических …

Источники формирования и изменения капитала

Различают несколько видов источников формирования и изменения стоимости капитала предприятий. Все источники формирования и из­менения капитала предприятия отражаются в пассиве Бухгалтерского баланса и, как правило, составляют основную часть источников средств …

Как с нами связаться:

Украина:
г.Александрия
тел. +38 05235 7 41 13 Завод
тел./факс +38 05235  77193 Бухгалтерия
+38 067 561 22 71 — гл. менеджер (продажи всего оборудования)
+38 067 2650755 - продажа всего оборудования
+38 050 457 13 30 — Рашид - продажи всего оборудования
e-mail: msd@inbox.ru
msd@msd.com.ua
Скайп: msd-alexandriya

Схема проезда к производственному офису:
Схема проезда к МСД

Представительство МСД в Киеве: 044 228 67 86
Дистрибьютор в Турции
и странам Закавказья
линий по производству ПСВ,
термоблоков и легких бетонов
ооо "Компания Интер Кор" Тбилиси
+995 32 230 87 83
Теймураз Микадзе
+90 536 322 1424 Турция
info@intercor.co
+995(570) 10 87 83

Оперативная связь

Укажите свой телефон или адрес эл. почты — наш менеджер перезвонит Вам в удобное для Вас время.