Финансы, деньги, кредит и банки

СИСТЕМА ФИНАНСОВ И СФЕРЫ ЕЕ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ. ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА, ЕЕ ЗВЕНЬЯ

Формы организации финансов и внешнее проявление финансовых отношений при своем общем принципиальном единстве различаются.

Исходя из понятия финансов как системы экономических денеж­ных отношений различают понятия: система финансов и финансовая система.

Можно сгруппировать финансовые отношения по аналогии со зве­ньями организации денежной системы государства, которая включает в себя системы: государственных финансов; финансов организаций, пред­приятий и корпораций; кредитную (инвестиционную) и банковскую; международную финансово-кредитную и финансовый рынок. Каждое из перечисленных звеньев системы финансов достаточно обособлено и выполняет конкретную роль в экономике, отражает определенные эко­номические отношения и выполняет функции образования денежных фондов, использования денежных фондов и контрольную.

В систему отношений государственных (публичных) финансов вхо­дят: государственный бюджет, внебюджетные фонды, финансы государ­ственных предприятий и государственный кредит. В систему финансов

Организаций и корпораций включаются все предпринимательские струк­туры организаций производственной и непроизводственной сфер, а так­же прочие субъекты хозяйствования. Кредитная (инвестиционная) и бан­ковская системы включают в себя: Центральный банк (Банк России), коммерческие банки, негосударственные страховые и пенсионные, ин­вестиционные институты и фонды. Финансовый рынок страны состоит из рыночного хозяйства по операциям с капиталами, кредитами, валю­той (денежными средствами), с ценными бумагами и инструментами. Международные финансы, как отражение международных финансовых отношений, объединяют в себе международные финансовые государ­ственные и негосударственные организации, международные кредитные (инвестиционные) и банковские институты, международный финансо­вый рынок.

Таким образом, система финансов - это совокупность однотип­ных экономических денежных отношений, объединенных в рамках единства сущности и функций общей экономической категории финансов.

В составе системы финансов следует выделять такие группы отно­шений, которые характерны для групп субъектов:

• государственные финансы;

• финансы организаций, предприятий и корпораций;

• кредитная (инвестиционная) и банковская сфера;

• международные финансы;

• финансовый рынок.

Исходя из форм образования и обязательности применения в ука­занных субъектах все финансовые отношения подразделяются:

• в системе государственных финансов, в международных финансах, в сфере государственных инвестиций, банков и государственного фи­нансового рынка все финансовые отношения создаются и управля­ются общегосударственным органом управления;

• в системе финансовых отношений организаций, предприятий и кор­пораций, в инвестиционной сфере и на финансовом рынке финан­совые отношения принимают форму государственного регулиро - . вания.

Каждая группа субъектов включает в себя отношения по:

• формированию централизованных и децентрализованных денежных фондов и средств;

• использованию централизованных и децентрализованных денежных фондов и средств.

Схематично эти финансовые отношения можно представить в-сле­дующем виде (рис. 5).

Государственные (публичные) финансы представляют собой слож­ную систему финансовых отношений, которую можно представить в виде рис. 6.

СИСТЕМА ФИНАНСОВ И СФЕРЫ ЕЕ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ. ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА, ЕЕ ЗВЕНЬЯ

Рис. 5. Подсистемы и звенья системы финансов России

Рис. 6. Звенья государственных финансов России

В этой системе финансовых отношений отсутствуют отношения, свя­занные с доходами и расходами граждан. Эти доходы и расходы граж­дан участвуют в формировании и использовании денежных фондов в составе финансовых ресурсов государства (для расчета ресурсов в Ба­лансе финансовых ресурсов) и в структуре финансовых отношений хо­зяйствующих субъектов.

В настоящее время бюджетная система России включает в себя следующие автономные звенья:

• Федеральный бюджет Российской Федерации.

• Бюджеты национально-государственных и административно-терри­ториальных образований (республиканские, краевые, областные бюджеты, областные бюджеты автономных областей, окружные бюд­жеты автономных округов, городские бюджеты Москвы и Санкт-Пе­тербурга).

• Бюджеты муниципальных образований (местные бюджеты).

• Государственные внебюджетные фонды, которые включают в себя фонды:

- социального назначения (Пенсионный фонд РФ, Фонд социально­го страхования РФ, Фонд обязательного медицинского страхова­ния РФ, имеющие территориальные и муниципальные подразде­ления. Они решают самостоятельные обособленные задачи и имеют собственные источники доходов);

- межотраслевого и отраслевого характера.

Из системы выделен ряд подсистем и звеньев, которые имеют спе­цифическое назначение, например инвестиционная сфера и государ­ственный кредит.

Кредитная (инвестиционная) ц банковская сфера финансовых отношений находится на стадии становления. Сфера входит в систему отношений, которые формируются государством (хозяйствующие субъек­ты государственного сектора) и в систему регулируемых государством отношений (хозяйствующие субъекты негосударственного сектора), но так как входящие в нее организационные структуры непосредственно не участвуют в процессе производства, то эту сферу называют иногда «финансовой» сферой или «финансовыми посредниками».

Наряду с другими звеньями системы финансов основными задача­ми инвестиционной сферы являются аккумулирование и использование денежных средств, имеющихся в стране, при помощи создания и функ­ционирования инвестиционных институтов.

Кредитную (инвестиционную) и банковскую сферу можно предста­вить в следующем виде (рис. 7).

Государственный кредит выделяется в самостоятельное звено в связи с тем, что ему присущи специфические формы финансовых отно­шений по привлечению денежных средств в централизованные фонды государства. Государственный кредит представляет собой форму отноше­ний между общегосударственным органом управления и хозяйствующи­ми субъектами. При этом первый выступает главным образом в качест­ве заемщика средств, кредитора или гаранта. Необходимость и важность

СИСТЕМА ФИНАНСОВ И СФЕРЫ ЕЕ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ. ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА, ЕЕ ЗВЕНЬЯ

Рис. 7. Звенья кредитной (инвестиционной) и банковской сферы России

Государственного кредита связана с опережающими темпами роста рас­ходов государства по сравнению с темпами прироста его доходов.

В подсистему финансов государственных предприятий входят го­сударственные и муниципальные унитарные предприятия, а также фи- нансово-промышленные группы.

Государственные и муниципальные унитарные предприятия орга­низуются государственными органами управления и органами местно­го самоуправления. Имущество унитарного предприятия является неде­лимым и не распределяется на вклады или долевые вклады работников.

Учредительными документами унитарного предприятия являются уставы, которые содержат следующую информацию: предмет и цели деятельности; размеры уставного капитала и других денежных фондов; порядок и источники формирования денежных фондов. Годовые пла­ны-заказы включают в себя: объемы и номенклатуру реализации про­дукции, фонды оплаты труда, лимит численности и другие плановые показатели, обязательные к исполнению.

Имущество может принадлежать унитарному предприятию на пра­ве хозяйственного ведения или оперативного управления. Управление предприятием осуществляется руководителем, назначенным собствен­ником (либо органом, уполномоченным собственником), и руководитель подотчетен собственнику. Унитарное предприятие отвечает по своим обя­зательствам всем принадлежащим ему имуществом и не несет ответ­ственности по обязательствам собственника. Как правило, свободный остаток прибыли подлежит изъятию в доход федерального бюджета

Унитарные предприятия на праве хозяйственного ведения созда­ются по решению собственника.

Уставный капитал полностью подлежит оплате собственником на момент регистрации. Предприятие несет полную ответственность пе­ред собственником и кредиторами за соответствие величины уставного капитала размеру чистых активов. Уменьшение уставного капитала про­изводится в случае несоблюдения этого соотношения. Собственник пред­приятия определяет предмет и цели деятельности, осуществляет конт­роль за использованием и сохранностью имущества. Часть прибыли предприятия принадлежит собственнику - органам власти и управлени­ям и входит в состав источников бюджетных доходов. Устанавливаются законодательные ограничения на продажу недвижимого имущества, сдачу его в аренду, использование в качестве залога, внесения в устав­ные фонды негосударственных предпринимательских структур и неко­торые другие.

Унитарные предприятия могут учреждать дочерние предприятия, правовой статус которых отличается от статуса дочерних предприятий негосударственного сектора. Дочернее предприятие - это юридическое лицо, которое распоряжается переданным ему имуществом на правах хозяйственного ведения. Устав его утверждается учредителем, который назначает руководителя и определяет его полномочия. В случае недо­статочности имущества для обеспечения ответственности по обязатель­ствам она может быть возложена субсидиарно на учредителя.

Унитарное предприятие на праве оперативного управления явля­ется федеральным казенным предприятием. Оно создается по реше­нию Правительства Российской Федерации - собственника иа базе иму­щества, находящегося в федеральной собственности. Устав казенного предприятия утверждается собственником. Государство несет субсиди­арную ответственность по обязательствам предприятия при недостаточ­ности его имущества. Реорганизация или ликвидация такого предприя­тия осуществляется по решению Правительства Российской Федерации. Распоряжение имуществом возможно только с согласия собственника. Собственник может выделять предприятию финансовые ресурсы на раз­личные цели, определяет порядок распределения прибыли и доходов. Произведенная предприятием продукция может реализовываться им самостоятельно, если не установлены ограничения в части государствен­ного заказа или договорных условий.

Финансово-промышленные группы создаются в соответствии с Указом Президента Российской Федерации 1993 г., № 2096 «О созда­нии финансово-промышленных групп в Российской Федерации» и По­становлениями Правительства Российской Федерации «О порядке про­ведения экспертизы проектов создания финансово-промышленных групп, представленных на рассмотрение Правительства Российской Федерации» 1994 г., № 508 и «О программе содействия формированию финансово-промышленных групп» 1995 г., № 48 и др.

Указ предусматривал в качестве стимулирования таких групп:

• передачу им в коммерческое или доверительное управление или их участнику временно закрепленных за государством пакетов акций предприятий - участников финансово-промышленной группы;

• зачет задолженности предприятий, акции которых реализуются на инвестиционных конкурсах, в объемах инвестиций, если финансово - промышленная группа - покупатель;

• предоставление государственных гарантий для привлечения инвес­тиционных ресурсов.

Финансово-промышленные группы, входящие в систему государ­ственных финансов создаются по решению Правительства Российской Федерации или на основании межправительственных соглашений

Постановлением 1994 г. Правительство Российской Федерации ус­тановило для финансово-промышленных групп, которые формируются только из государственных предприятий, учреждений и организаций, финансируемых из федерального бюджета, а также созданных на основе межправительственных соглашений, проведение экспертизы: по созда­нию финансово-промышленных групп; по размерам предоставляемых бюджетных средств и порядке их использования; по предоставлению государственных гарантий для привлечения инвестиций.

Финансово-промышленные группы классифицируются по следую­щим признакам:

• по формам производственной и хозяйственной интеграции - верти­кальные, горизонтальные, конгломераты;

• по отраслевой принадлежности - отраслевые, межотраслевые;

• по масштабам деятельности - региональные, территориальные, на­циональные, транснациональные и т. п.;

• по степени диверсификации - монопрофильные, многопрофильные.

Сфера финансового рынка включает в себя обособленную группу отношений, которые можно подразделить на:

• рынок капиталов;

• рынок кредитов;

• рынок денег;

• рынок ценных бумаг (собственно финансовый рынок).

Все отношения на финансовом рынке строятся на основе принци­пов рыночных отношений, и поэтому они специфичны для финансов. В России этот вид финансовых отношений находится на стадии становле­ния, поэтому не систематизирован в достаточной степени со стороны общегосударственного органа управления экономикой.

Международные финансы включают в себя все виды финансовых отношений, которые используются внутри государства. Однако на их организацию серьезно влияют внешнеэкономические и политические отношения, которые проявляются в обязательности выполнения требо­ваний и условий международных, межгосударственных договоров.

Соответственно представленной схеме организации финансов дол­жны выстраиваться и высшие органы власти и управления, деятельность которых должна быть направлена на выполнение единой финансово - кредитной и денежной политики на экономическом пространстве госу­дарства и в международной сфере хозяйствования.

Наряду с рассмотрением системы финансов как совокупности раз­личных сфер финансовых отношений и объектов управления ее можно представить в институциональной форме - как инфраструктуру различ­ных финансовых институтов, осуществляющих финансовые отношения и одновременно являющихся субъектами управления финансами.

Финансовая система - это совокупность управленческих и фи­нансовых институтов и их взаимодействие в соответствии с требо­ваниями законодательства.

Целью разработки организационной структуры финансовой систе­мы является функционирование системы финансовых отношений и обес­печение формирования и использования централизованных денежных фондов и средств государства.

Организация финансовой системы стремится к объективности, но доля субъективности зависит от многовариантности способов и мето­дов управления. Управление финансовой системой является основным фактором, влияющим на результативность ее функционирования. Кро­ме того, следует учитывать, что система финансов первична по отноше­нию к финансовой системе (хотя могут быть использованы и обратные модели).

Финансовая система через свою организационную структуру реша­ет задачи на всех уровнях управления и должна учитывать как общеме­тодологические положения, так и конкретные условия хозяйствования. В связи с этим должны быть определены конкретные задачи в деятель­ности органов управления и разработаны конкретные мероприятия и функциональное предназначение структурных подразделений.

На рис. 8 представлена финансовая система и ее инфраструктура.

В процессе формирования и регулирования деятельности финансо­вой системы должны быть реализованы принципы системности, объек­тивности, единства, целенаправленности, количественной определенно­сти, выработки критериев и задач и другие. Финансовая система строится как иерархическая структура, которая решает общие задачи, ее конкрет­ные звенья решают конкретные задачи в соответствии со своим пред­назначением.

Высшим звеном финансовой системы Российской Федерации явля­ется Федеральное Собрание (Парламент) и его две палаты: Государствен­ная Дума и Совет Федерации.

Конкретные проработки в области законодательства, рассмотрения и утверждения федерального бюджета осуществляет Комитет по бюд­жету, налогам, банкам и финансам.

СИСТЕМА ФИНАНСОВ И СФЕРЫ ЕЕ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ. ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА, ЕЕ ЗВЕНЬЯ

Федеральное Собрание

Предпринимательские структуры - хозяйствующие субъекты

Совет Федерации

Го суд ар ств е н н ая Дума

Предприятия, организации и корпорации

Коммерческие банки и кредитные учреждения

Президент

1

Правительство

Счетная палата

Некоммерческие организации

Инвестиционные фонды и компании

Финансовый рынок

Предприятия, организации и корпорации

Центральный банк (Банк России)

Бюджетные организации

Прочие предпринимательские структуры

Граждане

В небюджетн ые фонды

Некоммерческие организации

Государственные служащие и работники

Финансовый рынок

Рис. 8. Инфраструктура финансовой системы России

Принимаемые Федеральным Собранием законы создают норматив­ную базу функционирования всей финансовой системы.

Контроль за выполнением законодательства со стороны представи­тельных органов власти осуществляет Счетная палата Российской Фе­дерации в части управления федеральной собственностью и феде­
ральными финансовыми средствами. Она независима и отчитывается только перед Федеральным Собранием.

Регламентация функционирования финансовой системы и системы финансов входит в обязанности и Президента Российской Федерации в форме Указов.

Правительство также является органом управления финансовой си­стемой. Оио издает постановления и распоряжения.

Центральным органом, проводящим финансовую политику и управ­ление финансовой системой, является Министерство финансов Россий­ской Федерации. Оно является федеральным органом исполнительной власти, обеспечивающим проведение единой государственной финан­совой, налоговой, бюджетной, денежной политики и координирующим деятельность федеральных органов исполнительной власти в сфере финансов. Кроме того, при Министерстве финансов функционирует Глав­ное управление федерального казначейства Российской Федерации, а в состав Коллегии Министерства финансов входят руководители Мини­стерства по налогам и сборам Российской Федерации и Государствен­ного таможенного комитета Российской Федерации. В составе подраз­делений Министерства финансов Российской Федерации созданы департаменты по направлениям.

Министерство по налогам и сборам Российской Федерации и Феде­ральная служба налоговой полиции осуществляют контроль за правиль­ностью исчисления, полнотой и своевременностью взносов в бюджет налогов и обязательных платежей.

Система Центрального банка Российской Федерации (Банка России) является органом реализации финансовой и денежно-кредитной поли­тики. Одновременно она выполняет регулирующие, надзорные и конт­рольные функции по отношению к коммерческим банкам, кредитным учреждениям и предпринимательским структурам. Следует иметь в виду, что предпринимательская деятельность Банка России подлежит госу­дарственному регулированию на общих основаниях.

Федеральная комиссия по ценным бумагам регулирует деятельность фондовых бирж и профессиональных участников фондового рынка.

Министерство государственного имущества Российской Федерации предназначено управлять государственным имуществом, осуществляя программы приватизации, финансирования государственных предпри­ятий, организуя аукционы по продаже и приобретению имущества.

Министерство экономики Российской Федерации и другие министер­ства, комитеты и ведомства принимают активное участие в выполнении финансовой политики, однако это участие менее значимо и имеет кос­венный характер.

Непосредственная организация и управление финансами в негосу­дарственном секторе экономики на основе действующего законодатель­ства осуществляется собственниками в лице руководителей финансо­вых и бухгалтерских служб.

Финансы, деньги, кредит и банки

ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ И ФУНКЦИИ ФИНАНСОВ ПРЕДПРИЯТИЙ

К одной из основных подсистем финансовой системы Российской Федерации в соответствии с экономической сущностью и функциями финансов относятся финансы предпринимательских структур - хозяй­ствующих субъектов. Основным же звеном этой подсистемы являются …

ПЛАТЕЖНЫЙ БАЛАНС

В современной экономике межгосударственные экономические от­ношения осуществляются по двум основным направлениям - междуна­родной торговли и финансов. В любой стране с открытой экономикой ведется учет внешнеэкономических сделок, имевших место в течение …

КЛАССИФИКАЦИЯ ВИДОВ И ФОРМ СТРАХОВАНИЯ

Все многообразие страховых услуг негосударственных страховых организаций и компаний можно классифицировать по звеньям: отрасль, подотрасль и виды страхования. Объектами страхования выступают интересы, и это основной кри­терий классификации. Личное страхование, имущественное …

Как с нами связаться:

Украина:
г.Александрия
тел./факс +38 05235  77193 Бухгалтерия
+38 050 512 11 94 — гл. инженер-менеджер (продажи всего оборудования)

+38 050 457 13 30 — Рашид - продажи новинок
e-mail: msd@inbox.ru
msd@msd.com.ua
Схема проезда к производственному офису:
Схема проезда к МСД

Оперативная связь

Укажите свой телефон или адрес эл. почты — наш менеджер перезвонит Вам в удобное для Вас время.