Финансы, деньги, кредит и банки

ФИНАНСОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ, ПРОГРАММИРОВАНИЕ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ

К одному из основных методов управления финансами относят про­цесс финансового планирования на уровне общегосударственного орга­на управления и на уровне хозяйствующих субъектов. Как и управление в целом, планирование представляет собой деятельность, направленную на решение проблем и задач в будущем. Степень разработанности пла­нов зависит от используемой исходной базы, многовариантности полу­чаемых результатов и т. п. Финансовое планирование является состав­ной частью экономического планирования и решает конкретные задачи, связанные с организацией финансов.

Исходными моментами финансового планирования являются: нали­чие и сочетание ресурсов, полный учет требований экономических за­конов, учет внешних и внутренних факторов, уровень развития товар­но-денежных отношений, наличие и законодательное закрепление цели и поставленных задач.

Финансовое планирование - это целенаправленная деятельность людей в процессе отражения и применения требований экономических законов в практике формирования, распределения и использования цен­трализованных и децентрализованных денежных фондов и средств, выражающаяся в движении совокупного общественного продукта в со­ответствии с поставленными целями.

В процессе финансового планирования оценивается состояние фи­нансов, финансовых ресурсов, резервов и определяются потенциальные возможности увеличения финансовых ресурсов страны в целом и об­щегосударственного органа управления в частности. Именно в процес­се финансового планирования определяются все основные методы и формы воздействия финансового механизма на экономику.

Основным видом финансового планирования, безусловно, является централизованное (государственное) планирование; финансовое плани­рование в хозяйствующих субъектах (в том числе предпринимательс­ких структурах) должно быть подчинено централизованному или увяза­но с ним. С другой стороны, централизованное финансовое планирование зависит от децентрализованного, так как последнее является исходной базой развития.

Основными объектами финансового планирования являются:

• Планирование формирования централизованных и децентрализован­ных денежных фондов и средств.

■ Планирование распределения централизованных и децентрализован­ных денежных фондов и средств.

• Планирование использования централизованных и децентрализован­ных денежных фондов и средств.

• Контроль за формированием, распределением и использованием централизованных и децентрализованных денежных фондов и средств.

Финансовое планирование складывается из следующих взаимосвя­занных этапов (рис. 3).

Основной задачей финансового планирования является обеспечение сбалансированности финансовых ресурсов, доходов и резервов, нахо­дящихся в руках общегосударственного органа управления и хозяйству­ющих субъектов, с необходимыми расходами. При этом следует учиты­вать и соблюдение пропорциональности как между доходами и расходами, так и внутри структуры ресурсов, доходов, резервов и внут­ри структуры расходов.

Финансовые планы (бюджеты) являются конкретным проявлением этапов финансового планирования. Доходы и расходы, отраженные в них, составляют баланс финансовых ресурсов страны (рис. 4).

ФИНАНСОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ, ПРОГРАММИРОВАНИЕ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ

Рис. 3. Основные этапы финансового планирования

Относительная обособленность отдельных звеньев предопределя­ется необходимостью учета:

• методами и формами, применяемыми для формирования и использо­вания денежных фондов и средств;

• возможностями перераспределения финансовых ресурсов;

• информационной базой прогнозов.

Самым верхним звеном финансовых планов является Баланс фи­нансовых ресурсов Российской Федерации, который включает в себя все имеющиеся ресурсы и резервы, доходы и средства, находящиеся в стране. К ним относятся и средства, находящиеся в распоряжении об­щегосударственного органа управления, и средства, находящиеся в ру­ках хозяйствующих субъектов. Этот план разрабатывается Министер­ством экономики РФ и Министерством финансов РФ для возможности организации управления через распределительные процессы, организу­емые общегосударственным органом управления. В балансе отражают­ся ресурсы, резервы и доходы государства, денежные фонды и средства хозяйствующих субъектов и граждан, которые могут быть распределе­ны и перераспределены в масштабе всей страны.

Консолидированный бюджет РФ составляется Министерством фи­нансов РФ в форме баланса, где отражаются ресурсы, резервы и дохо­ды, находящиеся в руках общегосударственного органа управления, и направления их использования.

ФИНАНСОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ, ПРОГРАММИРОВАНИЕ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ

Рис. 4. Общая схема финансовых планов, входящих в баланс финансовых

Ресурсов России

Другие финансовые планы составными частями входят в Баланс финансовых ресурсов РФ и отражают определенные его особенности, характерные черты. Так, например, государственный кредит выделяет­ся в самостоятельное звено в связи с тем, что ему свойственны специ­фические формы финансово-кредитных отношений по привлечению и возврату в централизованные фонды денежных средств из разных ис­точников.

Показатели финансовых планов являются исходными данными для анализа финансового состояния страны и общегосударственного орга­на управления, информационной базой для расчета конкретных показа­телей и разработки программ. Система финансовых планов позволяет выявить взаимосвязи, тенденции, изменения факторов и результатов.

Планирование финансовых показателей осуществляется с помощью нескольких методов. Основные из них:

• балансовый;

• расчетно-аналитический;

• нормативный;

■ оптимизации плановых заданий;

• сетевой;

• экономико-математический;

• программно-целевой.

Конкретными способами и приемами плановых расчетов финансо­вых показателей являются прогнозирование и программирование.

Финансовое прогнозирование - это расчет и обоснование финан­совых показателей, которые используются в процессе принятия управ­ленческих решений. Прогноз представляет собой расчет определенно­го показателя при заранее заданных условиях, параметрах движения. Финансовые прогнозы являются составной частью финансовых планов и выработки финансовой политики, цель финансового прогнозирова­ния - определение возможного объема источников и объема финансо­вых ресурсов, резервов, средств, источников их формирования, а также направления их использования. Прогнозы позволяют наметить различ­ные варианты показателей финансовых планов (бюджетов), обосновать методы и формы реализации финансовой политики. Суть прогнозов проявляется наиболее полно в экспертных оценках.

Финансовое программирование представляет собой совокупность методов финансового планирования, использующих программно-целе- вой подход. В основу этих методов легли сформулированные цели, за­дачи и средства их достижения. Они предполагают:

■ построение моделей динамики значений финансовых показателей в зависимости от используемых факторов;

■ возможность использования современных методов финансового ана­лиза;

• установление наиболее эффективных источников ресурсов, резервов и доходов общегосударственного органа управления и хозяйствую­щих субъектов;

• установление приоритетов в направлениях использования средств общегосударственного органа управления и хозяйствующих субъек­тов;

■ выбор вариантов для принятия управленческих решений по коррек­тировке финансовых показателей и финансовой политике в целом;

• согласование целей и мероприятий в краткосрочном и долгосрочном периодах в процессе реализации финансовой политики.

При использовании в планировании методов финансового програм­мирования учитываются не только назначение и размеры имеющихся ресурсов, резервов и средств, но и ожидаемый частный и суммарный эффекты и потери.

Финансы, деньги, кредит и банки

Рассмотрение и утверждение федерального бюджета Российской Федерации

Правительство Российской Федерации вносит по окончании раз­работок в Государственную Думу Федерального Собрания Россий­ской Федерации проект федерального закона «О федеральном бюд­жете на... год»: • прогноз социально-экономического развития Российской Феде­рации на... год; …

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ДЕНЕЖНОГО ОБРАЩЕНИЯ

Со времени становления капиталистической рыночной экономики и по мере ее развития государство в той или иной мере вмешивалось в экономическую жизнь общества. Однако до начала XX века государ­ственное регулирование экономических …

Источники формирования и изменения капитала

Различают несколько видов источников формирования и изменения стоимости капитала предприятий. Все источники формирования и из­менения капитала предприятия отражаются в пассиве Бухгалтерского баланса и, как правило, составляют основную часть источников средств …

Как с нами связаться:

Украина:
г.Александрия
тел. +38 05235 7 41 13 Завод
тел./факс +38 05235  77193 Бухгалтерия
+38 067 561 22 71 — гл. менеджер (продажи всего оборудования)
+38 067 2650755 - продажа всего оборудования
+38 050 457 13 30 — Рашид - продажи всего оборудования
e-mail: msd@inbox.ru
msd@msd.com.ua
Скайп: msd-alexandriya

Схема проезда к производственному офису:
Схема проезда к МСД

Представительство МСД в Киеве: 044 228 67 86
Дистрибьютор в Турции
и странам Закавказья
линий по производству ПСВ,
термоблоков и легких бетонов
ооо "Компания Интер Кор" Тбилиси
+995 32 230 87 83
Теймураз Микадзе
+90 536 322 1424 Турция
info@intercor.co
+995(570) 10 87 83

Оперативная связь

Укажите свой телефон или адрес эл. почты — наш менеджер перезвонит Вам в удобное для Вас время.