Энциклопедия начинающего предпринимателя

ОБОБЩЕНИЕ ПРОБЛЕМ МАЛОГО БИЗНЕСА

Проблемы малого бизнеса нельзя рассматривать вне общего контекста экономических и социальных преобразований.

Особенности состояния и развития малого бизнеса на нынешнем этапе определяются, прежде всего, результатами экономической политики государства и состоянием соответствующего ей хозяйст­венного права.

Переориентация экономической реформы на цели поддержки производства и ее предполагаемая социальная направленность долж­ны создать базисные условия развития малого производства и орга­низации малого предпринимательства в различных хозяйственных сферах, ослабить «теневой» и криминальный характер его разви­тия, учесть социальные основы, на которых малый бизнес может развиваться.

Последние решения по малому бизнесу, принятые высшим руко­водством страны, носят в основном конструктивный и комплексный характер. Сделан существенный шаг вперед в понимании сути эконо­мических проблем малого бизнеса. Основные формы его поддержки выявлены и обозначены, а приоритеты избраны — изменения в нало­говой системе, выделение кредитных ресурсов из федерального бюд­жета, государственное страхование программ с высокой степенью риска, обеспечение гарантий для иностранных инвестиций, исполь­зование опыта и привлечение зарубежных специалистов.

Безусловно правильно, что большое внимание в деле поддержки и развития малого бизнеса уделяется финансово-кредитным отноше­ниям. Однако в этих документах практически не затронута проблема кредитных перспектив малого предпринимательства. Предполагается, что эта задача как бы тривиальна — иди в банк и бери кредит без про­блем. Тем не менее, проблемы есть.

Формирование первоначального капитала для малого бизнеса — проблема номер один. Банковский кредит должен быть основным ис­точником формирования первоначального капитала, однако на прак­тике это не так.

Дело в том, что малые предприятия, предполагающие заниматься производственной деятельностью, рассчитывают на долгосрочные ра­зовые кредиты под полное техническое оснащение собственного про­изводства.

Банки же в условиях нестабильности, трудностей с реализацией продукции, кризиса неплатежей, инфляции сильно рискуют, давая та­кие кредиты. Они предпочитают крупных клиентов с государственны­ми гарантиями, играют на ставках кредитов, давая кредит по более низким ставкам постоянным клиентам и получая недостающие в та­ком случае прибыли за счет более высоких ставок для начинающих бизнесменов.

Выходом из положения могло бы служить создание специальных банков (местных, муниципальных) для предоставления кредита малым предприятиям на долгосрочной основе и при относительно низкой процентной ставке. Эти банки могут быть созданы при участии госу­дарства. Это могут быть кооперативные банки, общества взаимного кредита. Во всяком случае, пока эта ниша в финансово-кредитной ин­фраструктуре малого бизнеса не закрыта.

Проблема защиты интересов малого предпринимательства, как и проблема использования его потенциала, усугубляется еще и тем, что эффективная структура управления сферой малого бизнеса на федеральном уровне пока не найдена.

Ранее, как известно, существовал комитет по поддержке малого бизнеса, который затем был упразднен. С 1 января 2001 г. его функ­ции возложены на Министерство РФ по антимонопольной полити­ке и поддержке предпринимательства, но и эта структура оказалась малоэффективной, поскольку не может охватить всего многообра­зия проблем малого предпринимательства, а также его форм и видов. Но дело не только в создании оптимальной государственной управ­ленческой структуры и негосударственных координирующих или поддерживающих малый бизнес организаций. Такие организации, как недавно созданная ОПОРА, призваны представлять и защищать интересы малого предпринимательства, однако дело заключается в другом.

В настоящее время в России отсутствуют условия для развития производства вообще — и малого, и среднего, и крупного. Поэтому в такой ситуации приоритетное выделение малого предприниматель­ства, принятие специальных мер и создание благоприятных условий может дать только кратковременный эффект или вообще не дать ни­какого. До тех пор, пока основой хозяйственного механизма в стра­не не станет производственное предпринимательство, а государство всеми доступными ему экономическими, правовыми, социальными, организационными мерами не создаст условия для формирования предпринимательской среды с приоритетом производственного пред­принимательства, малый бизнес не сможет реализоваться в полной мере и будет развиваться однобоко (например, только в торгово-по - среднической сфере). А малые по размеру предприятия будут оста­ваться таковыми и не перерастут в малое предпринимательство, в малый бизнес без изменения роли государства в социально-эконо­мических преобразованиях.

Согласно новому Гражданскому кодексу (ГК) РФ, Закон РФ «О пред­приятиях и предпринимательской деятельности» утратил силу, в то же время в перечне организационно-правовых форм, утвержденном ГК РФ, определение статуса малого предприятия вообще отсутствует, как, впрочем, и таких форм малого бизнеса, как индивидуальные, семей­ные частные предприятия, потребительская кооперация. Такая форма малого бизнеса, как промысловая кооперация, тоже предана забвению. В то же время отказ от перечисленных организационно-правовых форм не соответствует практике рыночных преобразований, свойственных национальным традициям России. Исторически эти формы имели ши­рокое распространение, отвечали духу россиян, их менталитету и нрав­ственным устоям.

Для развития малого бизнеса в стране большое значение имеет разработка комплексной государственной программы намечаемых пре­образований в экономической и правовой сферах.

В связи с этим можно констатировать, что к настоящему времени, во-первых, накоплен всесторонний опыт создания условий развития малого предпринимательства, и можно обосновано выбрать наиболее эффективные направления и формы его развития. Во-вторых, создан производственный потенциал, который сейчас используется недо­статочно, но может быть востребован малым предпринимательством не во всех, но в очень многих сферах хозяйственной деятельности. В-третьих, остаются неразвитыми многие сферы экономики, которые могли бы стать перспективными именно в малом бизнесе. В-четвер­тых, созрел довольно значительный слой населения, способный и же­лающий заниматься малым бизнесом.

Таким образом, разрабатывая комплексные меры по поддержке малого предпринимательства (льготное налогообложение, кредитные преференции, формы и способы обеспечения его материальными ресурсами, новый специальный раздел Налогового кодекса по налого­обложению субъектов малого предпринимательства, правовых про­грамм борьбы с криминальными структурами и др.), государственные органы должны учитывать сложившиеся к настоящему времени соци­альное положение в малом предпринимательстве, интересы занятых в нем работников, степень их приверженности к рыночным отношени­ям, характер ожидаемых ими перемен, предполагаемые перспективы.

Только в этом случае государственная поддержка малого предпри­нимательства окажется эффективной, будет способствовать его даль­нейшему становлению и развитию в интересах экономики всей страны, а не отдельных хозяйственных групп и структур.

Энциклопедия начинающего предпринимателя

ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ДЛЯ КОТОРЫХ НЕОБХОДИМО РАЗРЕШЕНИЕ

(П. 2 ст. 1 закона «О лицензировании отдельных видов деятель­ности». Применяется с 10 апреля 2002 года) • Деятельность кредитных организаций. • Деятельность, связанная с защитой государственной тайны. • Деятельность в …

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ТРЕБОВАНИЙ ОБЯЗАТЕЛЬНОЙ СЕРТИФИКАЦИИ И СТАНДАРТИЗАЦИИ

Нарушение Наказание Статья Административная Нарушение обязательных требований государственных стандартов, за ис­ключением случаев, предусмотрен­ных статьями 6.14, 8.23, 9.4, частью 1 статьи 12.2, частью 2 статьи 13.4, статьей 13.8, частью 1 статьи …

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ТРЕБОВАНИЙ ОБЯЗАТЕЛЬНОЙ СЕРТИФИКАЦИИ И СТАНДАРТИЗАЦИИ ПО ОТДЕЛЬНЫМ ВИДАМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Название статьи Статья Производство либо оборот этилового спирта, алкогольной или спиртосодержащей продукции, не соответствующих требова­ниям государственных стандартов, санитарным правилам и ги­гиеническим нормативам Ст. 6.14 КоАП РФ Эксплуатация механических транспортных средств …

Как с нами связаться:

Украина:
г.Александрия
тел. +38 05235 7 41 13 Завод
тел./факс +38 05235  77193 Бухгалтерия
+38 067 561 22 71 — гл. менеджер (продажи всего оборудования)
+38 067 2650755 - продажа всего оборудования
+38 050 457 13 30 — Рашид - продажи всего оборудования
e-mail: msd@inbox.ru
msd@msd.com.ua
Скайп: msd-alexandriya

Схема проезда к производственному офису:
Схема проезда к МСД

Представительство МСД в Киеве: 044 228 67 86
Дистрибьютор в Турции
и странам Закавказья
линий по производству ПСВ,
термоблоков и легких бетонов
ооо "Компания Интер Кор" Тбилиси
+995 32 230 87 83
Теймураз Микадзе
+90 536 322 1424 Турция
info@intercor.co
+995(570) 10 87 83

Оперативная связь

Укажите свой телефон или адрес эл. почты — наш менеджер перезвонит Вам в удобное для Вас время.