Энциклопедия начинающего предпринимателя

ЧЕМ ЖЕ ОБУСЛОВЛЕНА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ ЦЕЛЬ?

Для ответа на этот вопрос необходимо рассмотреть элемент структу­ры предпринимательской деятельности, который называется мотива­ми, или внутренними побуждениями к деятельности.

Особое место зарубежные психологи уделяют мотиву достижения. По мнению Д. Макклеланда, мотив достижения успеха каждым отдель­ным человеком во многом определяет прогресс экономики всего об­щества. Мотив же избегания неудачи появляется значительно реже. Очень важная черта предпринимателя — вера в свой успех, а также ответственность за принятие решений и их реализацию. Мотив, со­единенный с верой, придает предпринимательству страстность, увле­ченность, создает впечатление легкости предпринимательского труда.

И. Шумпетер выделяет три предпринимательских мотива. Пер­вый — потребность в господстве, власти, влиянии. Она материализу­ется в накоплении предпринимателями имущества. Второй — жажда победы, стремление к успеху в борьбе с соперником и с самим собой. Третий мотив — радость творчества, которую дает самостоятельное ведение дел.

Отечественные исследователи А. Д. Смирнов, В. Ф. Максимов, Д. Н. Акуленок и др. видят мотивационную структуру предпринимате­ля так. Во-первых, необходимо острое желание выделиться, проявить себя, удовлетворить здоровое честолюбие. Во-вторых, стремиться к независимости. В-третьих, желать принести благо обществу. В-четвер­тых, удовлетворить личные потребности в лидерстве. В-пятых, про­явить потребность в самовыражении, самоактуализации, которая является отчаянной борьбой за бессмертие (по А. Маслоу, Г. Олпорту и К. Роджерсу). Наиболее ярко выражена такая мотивация у творче­ских людей, и заключается она в стремлении «оставить после себя след на земле».

Ни в одной из вышеперечисленных мотивационных структур не встречается весьма актуальная для российских предпринимателей мо­тивация вынужденного занятия этим видом деятельности в ущерб сво­им интересам. Назовем ее вынужденной мотивацией обеспечения себя и своей семьи жизненно важными предметами потребления, вызван­ной нежеланием влачить жалкое нищенское существование.

Телепрограмма «Тема» от 15 сентября 1992 г. канала «Останкино» привела следующие цифры: 25% занимаются предпринимательством от безысходности, а 55% — чтобы изменить свою жизнь. Эта мотива­ция есть своеобразный вызов действительности, о которой рассказал профессор Санкт-Петербургского университета экономики и финансов Давид Баркан в радиопередаче «Авторский канал» от 15 июня 1993 г., приводя следующую цифру: 65% населения России живет за гранью физиологических норм потребностей. Для контраста: в 1897 г. в Рос­сии зарегистрировано 363 201 нищих, что составило меньше 1% от все­го населения. На них в том же году было израсходовано 27 млн. руб.!

Чтобы обеспечить реальность воплощения в жизнь любого из вы­шеперечисленных мотивов, необходим соответствующий доход. В свя­зи с этим В. С. Автономов пишет, что достижение больших прибылей для предпринимателя является необходимым условием для удовлетво­рения жизненных потребностей, а также символом успеха.

Следующим элементом предпринимательской деятельности явля­ется способ и средства достижения цели. Под ними понимаются осо­бые знания, умения, навыки, а также способности и задатки.

Значительное число исследователей придерживается мнения, что научить предпринимательству нельзя. Для этого рода деятельности не­обходимы особые способности. Природной же предпосылкой разви­тия способностей является наличие задатков — некоторых врожденных анатомо-физиологических особенностей мозга и нервной системы. Кза - даткам, согласно позиции отечественного психолога В. А. Крутецкого, относятся типологические свойства нервной системы, природные свой­ства анализаторов, индивидуальные варианты функционирования ко­ры головного мозга.

Люди обладают врожденными индивидуальными различиями в за­датках. Потому у некоторых имеются преимущества в овладении оп­ределенной деятельностью. Задатки определяются генетической программой и проявляются в виде способностей — прижизненных об­разований, формирующих социальный опыт человека, условия его жизни, обучения и воспитания.

Утверждение, что предпринимателем надо родиться, подтвержда­ет следующий факт: по обследованиям, проводимым в США и других странах, в 50-72% случаев у основателей фирм по крайней мере один из родителей имеет свободную профессию. Эти цифры значительно превышают показатели по другим видам деятельности. В Гарвардскую школу бизнеса, например, принимают людей, обладающих предприни­мательским типом личности по специальному тесту Мейерса-Бриггса. В результате 83% выпускников этой школы остаются предпринимате­лями не менее 5 лет, что существенно отличает их от тех, кто не име­ет никакой специальной подготовки. Для контраста — такой пример: из 5500 человек, изъявивших желание обучаться, но не прошедших тест после окончания школы бизнеса, лишь 28% были способны орга­низовать собственное дело.

Исследования по изучению предпринимательских способностей проводились в Гарвардском Медицинском центре Рут Ричарда и Ден- нио Кинней. Было обнаружено, что только 1% людей одарены «ис­ключительной творческой потенцией», связанной с выдающимися достижениями в области предпринимательской деятельности. Всего 10% обладают «высокой творческой потенцией». Еще 60% обследуе­мых обладают «некоторой творческой потенцией», связанной с непо­стоянными и даже случайными проявлениями предпринимательских способностей (типа изобретения нового рецепта пиццы в своем кафе). И только 30% людей вообще не склонны заниматься предпринима­тельской деятельностью. Если привести данные по России, по опро­сам социологов в Санкт-Петербурге, предпринимательством хотели бы заниматься (о способностях речь не идет) до 12% населения, а в твер­ской глубинке — менее 1%.

Дж. Долан и Е. Лидсей определяют предпринимательство как спо­собность к творчеству, подчеркивая, что создание максимально разви­вающих творческую активность ситуаций — ключевая проблема предпринимательства и инновационных процессов, равно как и до­стижение вершин в искусстве. Аналогичное понимание мы встречаем у Р. Макконнэл и Л. Брю, считающих, что предпринимательские спо­собности — это особого рода человеческий талант. Способность пони­мается здесь как одно из качеств личности, обнаруживающееся в бы­строте, глубине и прочности овладения знаниями, умениями и навыками, применяемыми в конкретной деятельности. Рассмотрим не­которые точки зрения по этому вопросу.

По утверждению Шумпетера, первым основным качеством пред­принимателя является развитая интуиция, восполняющая недостаток информации. Основательная подготовка, специальные знания, способ­ность к логическому анализу могут стать лишь источником неудач. Вто­рое основное качество — сильная воля, помогающая преодолевать не только инерцию собственного и общественного мышления, но и со­противление среды — традиций, правовых и моральных норм и т. п. Наконец, третьим качеством является развитое воображение, помога­ющее задумывать новые комбинации и снижать степень неопределен­ности, живущую в сознании каждого предпринимателя.

Предприниматели, по утверждению Б. Карлоф, — творческие, изо­бретательные, энергичные люди. Часто это незаурядные личности, с трудом вписывающиеся в административно-корпоративную культуру. Они могут строить корабли, учиться играть на пианино, создавать ком­пании. В общем, значение их для создания и процветания фирмы не­возможно переоценить.

В настоящее время ни в одной стране мира не существует профес­сии «предприниматель», несмотря на то, что предпринимательство как занятие существует. Распространенным среди исследователей предпринимательства является мнение, что ему практически невоз­можно научить.

Есть еще два очень важных качества предпринимателя, отмеча­емых исследователями.

Первое — способность доводить дело до конца, второе — умение объединить вокруг себя людей, благоприятствующих выполнению основных задач.

Профессор кафедры предпринимательства в США Р. Хизрич и его коллега, профессор факультета маркетинга М. Питерс считают, что специальные курсы для предпринимателей могут выработать у слушателей, способных к бизнесу, необходимые умения и дать нуж­ные знания. Ссылаясь на Р. С. Ронстад, они приводят 14 наименова - ний особых предпринимательских умений и знаний. Вот некоторые из них:

• ясное понимание предпринимательства;

• отделение фактов от мифов;

• умение давать взвешенные оценки;

• умение находить нестандартные решения;

• умение вести себя и принимать решения в условиях неопреде­ленности;

• умение вырабатывать новые коммерческие идеи;

• умение оценивать перспективность новых идей;

• знания, необходимые для создания нового дела;

• умение оценить внешнюю ситуацию;

• умение оценивать действия с точки зрения этики и морали;

• умение заключать сделки, устанавливать контакты, вести пере­говоры;

• умение получить причитающееся.

По мнению авторов, большинство из перечисленных умений мож­но выработать у людей, имеющих особые врожденные задатки, что говорит о необходимости первичного отбора на курсы предпри­нимателей.

Остается выяснить, какие именно задатки способствуют проявле­нию предпринимательских способностей, и тогда может появиться уникальная возможность выявлять склонных к предпринимательству с раннего детства.

Итак, прояснено еще одно понимание предпринимательства как способности, а также необходимость находить людей, обладающих этим редким даром. Во многих странах мира существует специальная государственная политика, поощряющая предпринимательство, и со­здаются благоприятные условия для его развития. Условия являются одним из компонентов структуры деятельности. Следовательно, пере­ходим к рассмотрению следующего элемента предпринимательской деятельности, под которым понимаются обстоятельства, способству­ющие или не способствующие данному роду занятий.

Чтобы человек проявил себя как талантливый предприниматель, приносящий пользу обществу, недостаточно иметь редкие способно­сти и определенные мотивации. Необходимы благоприятные условия, которые, как питательная среда, взрастят из предпринимательских се­мян зрелые и сочные плоды экономического благосостояния.

Одним из таких условий является национальная культура. Суще­ствуют страны (например, США), в которых предприниматель поль­зуется уважением; внутри этих стран могут существовать особенно благоприятные для предпринимателя регионы (в США — дорога но­мер 128 под Бостоном, Силиконовая долина в Калифорнии и Северо­Каролинский треугольник). Но есть страны, специфика культур которых не подразумевает положительного отношения к предприни­мательству как виду деятельности. К ним можно отнести Россию. Как до революции, так и в настоящее время предпринимательство здесь одобряется только самими предпринимателями. Об отношении к биз­несу в настоящее время можно судить по данным НИИКСИ, по кото­рым из восьми родов деятельности бизнес стоит на пятом месте. После него еще ниже оцениваются занятия наукой, политикой и религией! Лишь у бизнесменов предпринимательство по шкале ценностей вышло на 1-е место.

Р. Рейг раскрыл секрет почетности предпринимательства в Амери­ке. Он пишет, что не существует противоречий между предпринима­тельской и гражданской культурой. Они могут успешно синтезиро­ваться. Там, где этот синтез есть, предпринимательская активность облагораживается. Если государственные воззрения на методы реше­ния экономических проблем совместимы с предпринимательскими ин­тересами, это обеспечивает качественный и количественный подъем предпринимательства. В результате бизнесмен в США — это нацио­нальный герой и пример для подражания.

Предпринимательство в США всячески поощряются; для его раз­вития принимаются различного рода эффективные меры. Например, программы по отбору и поддержке талантливых детей. По свидетель­ству экономиста П. Дракера, «аллокационный эффект» образования имеет предпринимательский характер. Это означает, что по мере по­вышения образования у человека растет способность к принятию самостоятельных решений.

По данным газеты Нью-Йорк Таймс, в Америке среди 100 тысяч видов игрушек все больший удельный вес занимают формирующие предпринимательский навык у детей. Например, «ранец бизнесмена» содержит 76 видов бизнеса! Бизнес-игры существуют для разных воз­растных категорий от 8 до 18 лет. В США существуют специальные образовательные «Программы развития бизнеса», на которые тратит­ся $100 млн. в год. Они включают обучение и консультирование начи­нающих бизнесменов, поддержку пятисот институтов малого бизнеса, частные и государственные университеты, поощряют проведение се­минаров и конференций по проблемам предпринимательства, публи­куют информационные материалы по бизнесу.

Другой метод создания режима благоприятствования предпринима­тельству — использование средств массовой коммуникации, с помощью которых создается социальная атмосфера, формирующая благоприят­ное для бизнесменов общественное мнение.

Одним из мощных катализаторов предпринимательства на Западе является «перекачка талантов». Известно, что все национальные меньшинства в США пополняются за счет иммигрантов, которые, по мнению Ф. Броделя, обнаруживают повышенную склонность к пред­принимательству и имеют более высокие доходы по сравнению с англо­саксонским населением.

Выше были рассмотрены методы создания благоприятных усло­вий для развития предпринимательской деятельности. Однако име­ются и другие примеры — создания не просто неблагоприятных, но направленных на полное уничтожение предпринимательства условий в советский период. Однако сейчас имеются все основания считать, что предпринимательскую деятельность не удалось истребить, несмо­тря на физическое уничтожение ее носителей и идеологические запреты.

Одним из механизмов сохранения данного вида деятельности, по мнению В. С. Ротенберга и В. В. Аршавского, является его превра­щение в частный случай поисковой активности. Авторами предложе­на оригинальная гипотеза, подтверждающая неискоренимость людей с ярко выраженным адаптационным синдромом к внешним неблаго­приятным воздействиям. Эти люди, если у них есть задатки к предпри­нимательству (имеются данные, что около 11% населения рождается с такими задатками), удовлетворяют потребность в проявлении своих способностей путем поиска постоянных изменений и риска в схожей по некоторым определенным параметрам с предпринимательством деятельности.

Во времена запрета на занятия любым видом предпринимательства такие люди находили себя в комсомольской работе, функционирова­нии в органах КПСС, номенклатуре, «теневой экономике», мелкой спе­куляции и т. д.

Существует и другой подход, с помощью которого можно объяснить неискоренимость предпринимательства. Речь идет о теории «массовой деятельности», создатели которой — Г. П. Щедровицкий, В. Я. Дубров­ский, В. А. Лефевр — утверждают, что сама по себе она не является ат­рибутом, присущим людям. Наоборот, именно люди оказываются включенными в нее либо в качестве материала, либо в качестве эле­ментов наряду с машинами, вещами, знаками, социальными организа­циями и т. д.

Деятельность рассматривается как полиструктурная система с мно­гочисленными и весьма разнообразными функциональными и матери­альными компонентами и связями между ними. Люди являются лишь одним из компонентов, «захваченных» в эту систему, и это заставля­ет их вести себя определенным образом.

К массовым относятся виды деятельности, жизненно необходимые для существования любого общества: преподавание, градостроение, медицина, юриспруденция и многие другие, включая предприни­мательство.

Следовательно, если предпринимательская деятельность является массовой системой, то поисковая активность — фактором ее выжива­ния, особенно ярко проявляющимся в периоды запретов на ее суще­ствование. Согласно мнению А. Г. Щедровицкого, любая деятельность не может исчезнуть по желанию отдельного человека или группы лю­дей, если она является объективно существующей, необходимой для общества. Любая система функционирует по своим законам, традици­ям, нормам, которые нужно знать и соблюдать, чтобы достичь жела­емых, общественно-полезных результатов.

По мнению А. И. Агеева, неизбежным атрибутом всяких структур­ных сдвигов, создания новых и роста существующих производств явля­ется новаторство. Он дает такую интерпретацию предпринимательской деятельности: предпринимательство — новаторская экономическая де­ятельность, где новаторство состоит в комбинировании производ­ственных факторов или, другими словами, в создании, изменении или развитии организационных структур с целью открытия или роста про­изводства тех или иных товаров или услуг.

Новаторство часто идет «рука об руку» с творчеством и изобрета­тельством. Чтобы создать что-либо новое, даже в виде идеи, необхо­димо мыслить определенным образом. Далеко не каждому дано на основе прошлых знаний сконструировать принципиально новую идею, а затем с помощью особых способностей разрубить стереотипы обще­ственного мышления и претворить эту идею в жизнь. С. И. Кретов оп­ределяет предпринимательство как способ мышления инициативного человека, быстро мобилизующего имеющиеся ресурсы на организа­цию производства в какой-либо сверхприбыльной сфере или отрасли.

Итак, отличительными чертами предпринимателя являются само­стоятельность, ответственность, рискованность, инициативность, склонность к творчеству, новаторству.

Предпринимательство рассматривается как деятельность, опреде­лена ее структура, выделены основные черты и общественные функ­ции. Это позволяет дать определение предпринимательства с точки зрения деятельности. Предпринимательство — это новаторская дея­тельность людей, принадлежащих к особой социальной группе, назы­ваемых предпринимателями, обладающих редкими способностями, которые позволяют нести бремя отличительных черт этой деятельно­сти и развивающих экономику функций с целью получения прибыли.

Энциклопедия начинающего предпринимателя

ПЕТР АВЕН

Авен Петр Олегович родился 16 марта 1955 года в Москве. Латыш. Дед Авена был латышским стрелком, служил в Латышской стрелко­вой дивизии, отец — профессор, специалист в области вычислитель­ной техники. В …

АНДРЕЙ МЕЛЬНИЧЕНКО

Андрей Игоревич родился 8 марта 1972 г. в Гомеле. Учился в физи­ко-математической школе-интернате МГУ, куда попал после республи­канской олимпиады по физике. В 1989 г. поступил на физический факультет МГУ им. …

ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ПОДЛЕЖАЩИЕ ЛИЦЕНЗИРОВАНИЮ

(П. 1 ст. 17 закона «О лицензировании отдельных видов деятельно­сти». Применяется с 10 апреля 2002 года) • Разработка авиационной техники, в том числе авиационной тех­ники двойного назначения. • Производство авиационной …

Как с нами связаться:

Украина:
г.Александрия
тел./факс +38 05235  77193 Бухгалтерия
+38 050 512 11 94 — гл. инженер-менеджер (продажи всего оборудования)

+38 050 457 13 30 — Рашид - продажи новинок
e-mail: msd@msd.com.ua
Схема проезда к производственному офису:
Схема проезда к МСД

Оперативная связь

Укажите свой телефон или адрес эл. почты — наш менеджер перезвонит Вам в удобное для Вас время.