ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ИСТОРИЯ

Особенности развития рыночной экономики в России

Подводя итоги развития России по пути рыночной эко­номики в конце XIX — начале XX в., отметим основные механизмы рыночного хозяйствования в стране.

По данным известного отечественного экономиста A. JI. Вайнштейна и современного исследователя В. С. Смир­нова, на долю частной собственности в экономике России в 1914 г. приходилось 56%, в том числе в сельском хозяй­стве — 55%. На внутреннем рынке существовали свобод­ные цены на розничную продукцию, за исключением тариф­ной политики государства на железнодорожном грузовом транспорте.

Поскольку к 1880-м годам промышленная революция завершилась, а к 1914 г. были достигнуты успехи в индуст­риализации, почти решена была проблема с предложением промышленной продукции на внутренний рынок. Решалась проблема с предложением сельхозпродукции на внутрен­ний и внешний рынки в ходе столыпинской реформы.

Сложнее обстояло дело со спросом на различные то­вары и продукты внутри страны. В возрастающих объемах проявлялся спрос на сырье со стороны предприятий мно­гих отраслей промышленности: металлургической, текстиль­ной, сахарной, пищевой, деревообрабатывающей и т. д. Очень важен был спрос на различные машины и оборудование в связи с осуществлением индустриализации во всех отрас­лях народного хозяйства.

Но недостаточным оставался спрос на потребитель­ском рынке со стороны населения на различные товары и продукты. Объяснялось это низким уровнем жизни крес­тьянства, составлявшего большинство населения.

В первое двадцатилетие после Крестьянской реформы 1861 г., когда в стране складывалась рыночная экономика, сохранились еще отработки бывших крепостных кресть­ян в счет выкупа собственных наделов. Эти крестьяне обра­батывали помещичью землю своими орудиями труда, но сами были лично свободными. И все же рыночными эти от­ношения еще не назовешь, так как отработки были основа­ны на натуральной оплате труда.

Расслоение крестьянства, проходившее в пореформен­ный период, способствовало развитию рыночных отноше­ний. Представители беднейшей части сельского населения уходили в город и пополняли ряды рабочих, т. е. образовы­вали рынок труда. Одновременно часть из них продавала свои небольшие наделы и расширяла этим рынок земли. Зажиточные крестьяне (пятая часть всей массы) и некото­рые середняки арендовали землю у помещиков и вступали в капиталистические отношения. Площадь арендуемой кре­стьянами европейской части России земли достигала 2,5 млн дес., или 1/6 от всей ее площади в этом регионе. Рынок труда образовался и в сельской местности — разорившие­ся крестьяне переходили в разряд батраков или наемных работников в агросфере производства.

Капиталистическая система в сельском хозяйстве (арен­да земли в "экономиях" помещиков) существовала парал­лельно с отработочной и смешанной формами уже в пер­вые десятилетия после 1861 г. В ходе исчезновения в 80-е гг. XIX в. отработочной системы с ликвидацией инсти­тута "временнообязанных" крестьян, не стало и смешан­ной системы. Возросла капитализация производства в по­мещичьих имениях, частично уже проданных из-за долгов предпринимателям из купцов или разбогатевших крестьян

Не следует идеализировать уровень вовлеченности в целом сельского хозяйства как отрасли и крестьянского населения в рыночные отношения. Многие из крестьян ухо­дили в город на временные заработки, в том числе в сферу обслуживания, многие трудились в промышленности, на транспорте и в строительстве, но чаще на вспомогатель­ных работах, в силу недостаточной грамотности и профес­сиональной подготовки. По отраслевой структуре занятос­ти рабочей силы Россия накануне Первой мировой войны уступала США в 1820 г. Причем в США к концу первого двадцатилетия XIX в. в экономике трудилось 3 млн чело­век, а в России в начале XX в. — 70 млн человек (без Польши и Финляндии). Необходимо при этом учитывать недоста­точную техническую оснащенность отраслей российской эко­номики.

Одним из показателей интенсификации производства в любой стране является снижение доли сырья в экспорте и рост его в импорте. По данным В. С. Смирнова, в США доля сырья во всем экспорте (промышленного и продовольствен­ного) сократилась с 68 до 38% с 1870 по 1913 г., а импорт сырья вырос соответственно с 25 до 47%.

В России даже в период промышленного подъема 1909— 1913 гг. основную часть экспорта составляло продовольст­венное сырье, страна стала главным в мире экспортером зерна.

Положительным было то, что через экспорт зерна по­вышалась обеспеченность сельского хозяйства техникой и налаживался прокат этой техники непосредственно в про­изводстве.

Как показывает мировая практика, в том числе опыт США, в период интенсивного экономического роста стран их правительства шли сознательно на дефицит внешнетор­гового оборота, дефицит бюджета и наращивания государ­ственного долга. К примеру, в США с 1858 по 1907 г. доходы государственного бюджета выросли в 14,5 раз, а государ­ственный долг за это время увеличился в 25 раз. Министры финансов Российской империи в последней трети XIX в., в том числе Н. X. Бунге, допускали дефицит гос­бюджета, чтобы ускорить железнодорожное строительство. Один из крупнейших экономистов мира А. Маршалл (1842— 1924) отмечал применительно к XIX в.: "...Главным эконо­мическим событием нашего века является развитие не об­рабатывающих, а транспортных отраслей... именно они вне­сли... наибольший вклад в увеличение богатства Англии". Это замечание А. Маршалла можно отнести к США, Анг­лии, Германии и России того времени. Оно подчеркивает роль промышленной инфраструктуры в становлении ры­ночной экономики разных стран, в том числе России.

Исходя из реалий хозяйственной жизни России в конце XIX — начале XX в., отмечаем, что промышленная инф­раструктура XIX в. сильно отличалась от ее картины че­рез столетие — в конце XX — начале XXI в. Не использо­вались еще авиалинии для транспортировки грузов и пере­возки пассажиров. Слабо была развита телефонная сеть и отсутствовала радиофикация и т. д. Но обширные научные изыскания в этой области создавали базу для широкого раз­вития сетей коммуникаций, связи, коммунального хозяй­ства в последующие годы XX в.

Трудности экономического развития России были труд­ностями роста. Среднегодовые темпы прироста промыш­ленного производства за 5 лет с 1909 по 1913 г. составили 6,5%, за четыре предвоенных 1910—1913 гг. — 7,9%, всего от начала XX в. до Первой мировой войны, т. е. за 1901— 1913 гг., — 3,2%. Изменение темпов роста объясняется от­рицательным влиянием на состояние экономики событий русско-японской войны 1904—1905 гг. и революции 1905— 1907 гг.

Накануне 1914 г. производство в легкой и пищевой про­мышленности возросло на 32%, а в тяжелой — на 69% (в текущих ценах). Таким образом, прирост в тяжелой про­мышленности — группе "А" вдвое превышал прирост в лег­кой и пищевой промышленности — группе "Б".

Наибольшая динамичность в развитии наблюдалась в цветной металлургии по сравнению с черной (становление которой произошло еще при Петре I); в лесообрабатываю­щей отрасли по сравнению с лесозаготовительной; элект­ротехнической по сравнению со всей машиностроительной, в этих отраслях выше была и производительность труда.

Значительно выросла доля России в мировом промыш­ленном производстве — накануне Первой мировой войны она занимала пятое место в мире после США, Германии, Англии, Франции.

Макроэкономический анализ российской экономики за 1900—1913 гг. позволяет выявить пропорции экономическо­го роста: 1) проявился значительный разрыв в темпах рос­та между промышленностью и сельским хозяйством; 2) по­чти совпадали темпы роста промышленности и транспорта; 3) умеренный рост наблюдался в сфере торговли, которая не была сдерживающим фактором экономического разви­тия; 4) темпы роста строительства опережали подобный показатель в экономике.

Отставание России, в том числе по формированию про­мышленной и рыночной инфраструктуры и ряда отраслей промышленности (станкостроение), носило временный, а не стратегический характер[20]. В начале XX века Россия вышла на прямую траекторию общецивилизационного, ес­тественного пути развития.

Об этом также свидетельствуют общедемократические процессы в стране, получившие ускорение: в ходе либе­ральных реформ 1860—1870-х гг.; реформаторской деятель­ности многих министров финансов XIX в. и П. А. Столыпи­на; функционировании Государственной Думы четырех со­зывов (начиная с 1906 г.).

Правовой статус граждан страны определился Крес­тьянской реформой 1861 г., судебными и другими либераль­ными реформами. Личную свободу получили крестьяне, т. е. абсолютное большинство населения страны; появился ин­ститут адвокатуры; суд присяжных. Образовалось в начале XX в. значительное количество общественно-политических партий и движений.

Окрепла экономика страны, возрос международный ав­торитет России. Но надвигалась Первая мировая война и последовавшие за ней социальные потрясения.

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ИСТОРИЯ

Социально-экономические последствия Великой Отечественной войны. Реформы Н. С. Хрущева — А. Н. Косыгина

За годы Великой Отечественной войны народное хозяй­ство и население страны понесли огромные потери. Из-за призыва в армию большинства мужчин из сельской местно­сти и реквизиции тракторов, грузовых автомобилей и ло­шадей для …

Денежные реформы М. М. Сперанского и Е. Ф. Канкрина

Знаменательным в истории становления финансовой си­стемы России стал 1802 г., когда манифестом Александ­ра I было создано Министерство финансов. На министра финансов возлагалась обязанность управления государствен­ными доходами и расходами. Министерство финансов …

"Перестройка" в экономике

Советская система централизованного планирования функционировала почти 70 лет. К главным плановым целям относилось проведение с конца 1920-х гг. социалистической индустриализации быстрыми темпам и достижение на ее основе военной мощи. Это …

Как с нами связаться:

Украина:
г.Александрия
тел. +38 05235 7 41 13 Завод
тел./факс +38 05235  77193 Бухгалтерия
+38 067 561 22 71 — гл. менеджер (продажи всего оборудования)
+38 067 2650755 - продажа всего оборудования
+38 050 457 13 30 — Рашид - продажи всего оборудования
e-mail: msd@inbox.ru
msd@msd.com.ua
Скайп: msd-alexandriya

Схема проезда к производственному офису:
Схема проезда к МСД

Представительство МСД в Киеве: 044 228 67 86
Дистрибьютор в Турции
и странам Закавказья
линий по производству ПСВ,
термоблоков и легких бетонов
ооо "Компания Интер Кор" Тбилиси
+995 32 230 87 83
Теймураз Микадзе
+90 536 322 1424 Турция
info@intercor.co
+995(570) 10 87 83

Оперативная связь

Укажите свой телефон или адрес эл. почты — наш менеджер перезвонит Вам в удобное для Вас время.