ЖЕЛЕЗОБЕТОННЫЕ ДЕТАЛИ МАШИН

ПЕРСПЕКТИВЫ ПРИМЕНЕНИЯ ЖЕЛЕЗОБЕТОНА В МАШИНОСТРОЕНИИ

Организация серийного производства требует максимальной унификации и нормализации размеров и отдельных элементов де­талей. Особенно это относится к металлическим закладным частям как более трудоемким и металлоемким элементам железобетонных даталей машин. Применение унификации и типизации позволит сократить сроки проектирования и изготовления, а также улуч­шить качество деталей.

Для уменьшения трудоемкости монтажных работ большое зна­чение имеет применение точных стендов, которые позволят сни­зить припуск на механообработку после бетонирования, а в неко­торых случаях вообще отказаться от финишной обработки железо­бетонных деталей.

Железобетон с успехом можно применять при модернизации старого оборудования и проектировании нового. В последнем слу­чае применение железобетона является новым этапом, характери­зующимся большими возможностями по максимальному исполь­зованию свойств железобетона как нового конструкционного материала. Использование железобетона при новом проектирова­нии значительно расширяет область его применения в машино­строении.

По неполным данным, в станкостроении разработана техноло­гическая документации на 80 типоразмеров тяжелых металлоре­жущих станков специального назначения с применением железо­бетона.

В прессостроении разработана техническая документация на 20 типоразмеров прессов и гидравлических машин специального 192 назначения. Кроме того, разработаны технические предложений по применению железобетона по гамме прессов, выпускаемых заводами нашей страны.

В прокатостроении разработано пять типов рабочих клетей для прокатных станов и выявлена возможность перевода на желе­зобетон ряда металлоемких вспомогательных деталей транспорт­ных и опорных конструкций.

Для определения объемов производства железобетонных дета­лей машин, а также установления перспективы применения желе­зобетона в машиностроении рядом научно-исследовательских ин­ститутов проводятся работы по созданию номенклатуры деталей машин и станков, выпускаемых машиностроительными и станко­строительными заводами страны, которые технически возможно и экономически целесообразно изготовлять из железобетона. При этом определяется возможная экономия металла и общая эконо­мическая эффективность от применения железобетона в деталях машин (табл. 22).

Таблица 22

Экономическая эффективность применения железобетона на некоторых машиностроительных заводах

Снижение

Экономия

Трудоемко­

Наименование - заводов -

Металла

Сти изго­

Стоимости

В m

Товления

Изготовления

В тыс.

В тыс. руб.

Нормочасах

Ново-Краматорский машинострои­

Тельный завод (НКМЗ) . • . •

11 120

584

1Є00

Старо-Краматорский машинострои­

307

Тельный завод (СКМЗ)..............................

2 190

151

Краматорский завод тяжелого стан­

J 04

Костроения ..............................................

1 770

44

Краснолучский машиностроитель - ■

575

74

83

Ный завод.................................................

Ясиноватский машиностроитель­

70

Ный завод................................. . . . .

663

70

Жданове кий завод тяжелого ма­

Шиностроения ■.......................................

916

6

40

Наиболее эффективно применение железобетона в технологи­ческой оснастке.

Большие перспективы имеет применение жароупорного бетона в металлургической промышленности. Изготовление из железо­бетона одних только изложниц дает экономию в десятки тысяч тонн металла и снижает их стоимость на миллионы рублей в год 114 ].

В настоящее время внедряются новые процессы объемной штам­повки, использующие импульсные нагрузки, т. е. штамповка

взрывом, которая осуществляется в специальных матрицах. Изгото­вление матриц из стального литья встречает большие затруднения, особенно в части обработки внутренней поверхности штампуемого изделия.

Разработаны и испытаны конструкции железобетонных: мат­риц, дающих высокое качество штампуемых изделий.

Изготовление железобетонных деталей машин может произво­диться по трем схемам. По первой схеме производство железобе­тонных деталей машин организуется на машиностроительном за­воде, без участия строительных организаций.

В этом случае на заводе организуется участок по производству железобетонных деталей. Закладные части изготавливаются в ме­ханических цехах, деревянные формы — в ремонтно-строительном цехе завода. Для изготовления арматурного каркаса выделяется специальное помещение.

Для бетонирования и пропаривания отформованных деталей на участке предусматриваются пропарочные камеры и небольшой бетонный узел со складом заполнителей и цемента. Технологиче­ский процесс изготовления строится таким образом, что весь производственный цикл выполняется машиностроительным за­водом.

Вторая схема организации производства в отличие от преды­дущей позволяет применять специальное оборудование при изго­товлении арматурных каркасов, а также передовые методы труда строителей и производственный опыт машиностроителей, привле­кать к решению технических вопросов высококвалифицирован­ных специалистов-строителей. Иными словами, железобетонные детали машин в этом случае производятся на уровне последних достижений науки и техники строительной индустрии.

Трудоемкость изготовления железобетонных деталей машин получается на 30—40% ниже трудоемкости металлических дета­лей, а цикл их изготовления сокращается в несколько раз.

Такая схема организации производства железобетонных дета­лей машин нашла быстрое применение. Достаточно сказать, что большинство железобетонных деталей изготовляется машинострои­тельными заводами и заводами сборного железобетона.

Существенным недостатком является то, что заводы сборного железобетона зачастую оснащены маломощными подъемно-транс­портными средствами, не позволяющими производить железобе­тонные детали весом в 15—20 т.

Третья схема организации производства предполагает наличие специализированной базы. Такие базы должны располагать це - хами'по производству металлических закладных частей, арматур­ных каркасов и форм, а также цехами железобетонных конструк­ций. При этом машиностроительные заводы, являющиеся заказчи­ками, осуществляют механическую обработку железобетонных деталей и сборку машин. Оснащение баз механическими цехами 194 освободит машиностроительные заводы от обработки железобетон­ных деталей и позволит им иметь дополнительные резервы произ­водства.

Такая схема организации производства позволяет организовать плановый выпуск железобетонных деталей машин, применять унифицированные узлы и типовую технологическую оснастку и, наконец, наладить серийное, а в ряде случаев и поточное произ­водство.

В Краматорске для изготовления железобетонных деталей ма­шин используется цех сборного железобетона НКМЗ, производ­ственная мощность которого составляет 10—12 тыс. м3 в год. Освоение этой базы намечено провести в три этапа. На первом этапе будет произведено 4500 м3, на втором — 8000 м3 и на третьем 10 000—12 000'л«3 в год.

На Коломенском заводе тяжелого станкостроения в 1965 г. вступила в строй производственная база по изготовлению железо­бетонных деталей машин и станков мощностью в 10 000 м3 железо­бетона в год (вес деталей от 15 до 200 т).

База состоит из заготовительного отделения и отделения сборки и сварки. Кроме того, база снабжена самостоятельным бетонным узлом, исследовательской лабораторией и мастерскими.

[1] Авторское свидетельство № 144137. «Бюллетень изобретений», № 2, 1962-

69

[2] Разработка проекта выполнена инженерами П. В. Кармазиным, С. П. Чу - маченко. 78

------- — 1 ----------------------------------- — 1,67-Ю6 кГсм.

[4] Учитывая новшество работ, трудоемкость механической обработки железо­бетонной станины увеличена на 31 нормочас по сравнению с трудоемкостью меда - нической обработки чугунной станины,- 190

ЖЕЛЕЗОБЕТОННЫЕ ДЕТАЛИ МАШИН

ДЕТАЛИ ПРЕССА ТЖБ-150

НИИЖБом совместно с ВНИИМЕТМАШем и Ново-Краматор­ским машиностроительным заводом разработан проект пресса усилием 50 тыс. т модели ТЖБ-150 с железобетонной предвари­тельно напряженной станиной. Основными элементами пресса из железобетона (рис. 74) явля­ются: …

ЖЕЛЕЗОБЕТОННЫЕ ДЕТАЛИ МАШИН

А. И. ДРЫГА, В. Г. БАБАШ, А. И. ПУНТУС, М. М. БОЛЬШАКОВ Использование железобетона для изготовления базовых де­талей в тяжелом машиностроении может высвободить значитель­ное количество металла, так как на эти …

ИЗГОТОВЛЕНИЕ И СБОРКА ФОРМ

Формы должны удовлетворять требованиям быстрой и удоб­ной сборки и разборки, смазки и очистки, надежности и простоты креплений при сборке. От качества форм зависит внешний вид железобетонной де­тали; любые неровности и …

Как с нами связаться:

Украина:
г.Александрия
тел./факс +38 05235  77193 Бухгалтерия
+38 050 512 11 94 — гл. инженер-менеджер (продажи всего оборудования)

+38 050 457 13 30 — Рашид - продажи новинок
e-mail: msd@msd.com.ua
Схема проезда к производственному офису:
Схема проезда к МСД

Оперативная связь

Укажите свой телефон или адрес эл. почты — наш менеджер перезвонит Вам в удобное для Вас время.