ДЕТАЛИ КАРУСЕЛЬНОГО СТАНКА МОДЕЛИ 1563С
В разработанном на Коломенском заводе тяжелого станкостроения карусельном станке 1563С из железобетона выполнены: планшайба, основание, стойки, перекладина и поперечина.
Характерной особенностью железобетонных деталей этого станка является их изготовление в виде ребристых полых элементов. Для образования пустот применяют фанерные ящики, После бетонирования ящики остаются в бетоне, 106
Железобетонная планшайба станка состоит из двух частей. Одна половина планшайбы имеет шип, другая — паз. При сборке планшайбы шип входит в паз и обе части по разъему крепятся болтами.
Снизу планшайба имеет стальные круговые направляющие движения в виде привертных каленых планок. В верхней части планшайбы есть стальной лист с радиальными пазами для установки и закрепления обрабатываемых на станке деталей. Место
Рис. 64. Часть железобетонной планшайбы карусельного станка: 1 — цилиндр; 2 — стыковочная плита; 3 — карман металлический; 4 — опорная Плита с пазами; 5 — радиальная арматура; 6 — хомуты; 7 — крепежные трубы; 8 — направляющая; 9 — круглые стержни; 10 — облицовка |
Посадки планшайбы на конус основания выполнено в виде массивной цилиндрической втулки, к которой привариваются стержни каркаса.
Боковые поверхности покрыты тонким стальным листом.
Арматурный каркас планшайбы состоит из стержней: радиальных, располагающихся в два ряда по высоте планшайбы, круговых, располагающихся по радиусам, и вертикальных, приваренных к стальному верхнему листу и соединяющих радиальные и круговые стержни обоих рядов. Стержни изготовляют из арматуры периодического профиля стали класса А-II (Ст. 5).
Для строповки при транспортировании в планшайбе предусмотрены отверстия, окантованные стальным листом (рис. 64).
Основание, как и планшайба, выполнено из двух половин — передней и задней, несколько отличающихся по форме. Обе половины соединяются болтами.
Основание нижней частью опирается на фундамент и крепится к нему болтами. Круговые направляющие основания выполнены чугунными с заделанными в чугуне анкерами — стержнями. На рис. 65 изображена правая стойка, представляющая собой железобетонную пустотелую конструкцию. Она имеет вертикаль-
Ные направляющие движения, по которым перемещается поперечина. Стойка крепится к основанию, для чего в ней предусмотрена стальная плита и карманы. В верхней части стойки имеется металлическая плита с пазами, предназначенная для крепления перекладины.
Арматурный каркас выполнен в виде отдельных плоских каркасов. По наружным стенкам стоек уложена рулонная сетка, уменьшающая усадку бетона при твердении и предотвращающая отколы его при механическихвоздействиях.
Для транспортирования предусмотрены сквозные отверстия, обрамленные металлом. Бетон принят марки 500.
Поперечина, в отличие от рассмотренных выше железобетонных деталей станка, выполнена из предварительно напряженного железобетона, так как при эксплуатации находится в тяжелых условиях совместного действия изгибающего и крутящего моментов.
Для предварительного напряжения в поперечине (рис. 66) предусмотрены продольные каналы, в которые вставляют натягиваемые шпильки.
Горизонтальные направляющие поперечины выполнены в виде чугунных отливок корытообразной формы с поперечными ребрами. В проеме между направляющими бетон защищен от попадания масла стальным листом.
Экономия металла составляет 154,9 т, или 67% от чистого веса деталей, изготовленных из металла.