Юзабилити: как сделать сайт удобным

Обработка ошибок и обратная связь

Как считает большинство экспертов по интерфейсам и юзаби­лити, всякое сообщение об ошибке является изначально пороч­ным. Однако мбгут сложиться ситуации, когда выдавать его просто необходимо, т. к. выбрать другой вариант не представля­ется возможным. Невозможно бывает и запретить сделать ошиб­ку. Что ж, как говорил один из героев Жюля Верна, если этого зрелища нельзя избежать, пусть оно будет, по крайней мере, красивым.

В случае ошибки система обязана гарантировать:

• данные, введенные пользователем, никуда не исчезнут — должна быть возможность использовать их повторно;

• пользователь получит четкое д ясное уведомление о том, что же произошло не так, почему, как эту ситуацию можно испра­вить;

• пользователь получит информацию о том, насколько серьезна произошедшая ошибка и успешно ли завершилось последнее действие;

• пользователь всегда может обратиться с вопросом к компо­нентам справки и помощи для более подробного изучения системы.

Рассмотрим наиболее частую ситуацию — ошибки в заполнении формы с обязательными полями (рис. 10.4).

TOC o "1-5" h z j Имя I

‘ Отчестео і

j N9 кабинета I

: Электронная почта I

- поля, обязательные для мполнвнияотмеченЫ полужирным шрифтом Удалить 1 ., ■ ‘ ■ ІЙиимшНІ | Очистить |

Рис. 10.4. Форма с обязательными для заполнения полями

Если при заполнении формы будут пропущены обязательные для заполнения поля, то дополнительно выводится список по­лей (рис. 10.5)..

- ОшибкаІ Не заполнены обязательные поля: ’'-ИМЯ _

■ - Электронная почта

Фамилия ІИванов

’ ■ • Отчестве £

' Н? кабинета £ ЭММтройная пбчта £

?!

ж

- поля, обязательные для з

а отмечены полужирным шрифтом

I Удалить

I Сохранить I | Очистить

Рис. 10.5. Не совсем удачное сообщение об ошибке

Сообщение об ошибке занимает много места и требует от посе­тителя постоянного перемещения фокуса внимания со списка обязательных полей на форму с полями. Это сообщение можно улучшить, если сообщить, что не заполнены некоторые обяза­тельные поля, а сами поля отметить в форме каким-либо явным

образом (рис. 10.6). В таком случае будет сэкономлено место на экране, а «посетитель, читая сообщение, будет скользить взгля­дом сверху вниз, постепенно заполняя все обязательные поля.

>:.Д ЇНН - О ГСфУДНИСР

| j: - Ошибка! Необходимо заполнить все обязательные поля, (на заполненные обяэате/ъше поля помечены знаком *)

(Йв

ІСТВО |

N9 кабинете [

і • поля, обязательные для залолиеййя отмечены полужирном шрифтом

[j - ЫдаяитьТ"**™*" *

Рис. 10.6. Улучшенное сообщение об ошибке

При выводе подобного сообщения обязательно выводить запол­ненную ранее форму. Не один раз мне приходилось трудиться над длинными формами регистрации, и, если обязательные поля были не заполнены или валидация полей не проходила, мне воз­вращали пустую форму, потеряв куда-то все, что я уже заполнил.

Есть обстоятельства, которые нельзя четко отнести ни к предупре­ждению ошибок, ни к обработке, Одним из них является отсутст­вие в системе заявленных возможностей. Ленивый разработчик сделает все пункты меню гиперссылками, даже если один из них временно не доступен. Он будет выдавать пользователю сообще­ния типа «under construction» или «извините, данная страница временно недоступна». Не проще ли не давать возможность со­вершить это действие, убрать на период «временной недоступно­сти страницы» эту гиперссылку, заменив ее на обычный текст? Наверное, это слишком сложно, потому что я сплошь и рядом вижу подобные ссылки и подобные Web-сайты.

Добавить комментарий

Юзабилити: как сделать сайт удобным

«Попрыгунчики»

Раньше меня раздражали стандартные в MS Windows закладки, расположенные в два уровйя (рис. 11.19). Вернее, раздражали не сами закладки, а то, что при переключении с нижнего ряда на верхний они …

Читаемость текста

Путешествуя по интернету, я встречал самые разные варианты оформления текстового материала. Недавно я попал На страницу с результатами поиска по запросу «Установка унитаза» по адресу http://otdelka. hl. ru/(я делаю дома …

Так делать нельзя

Ярчайший пример того, как делать нельзя, на pashen. kiev. ua - (рис. 11.16). Форма поиска без кнопки! Вы где-нибудь еще такое видели? Мало того, что нужно догадываться о ее использовагіии, …

Как с нами связаться:

Украина:
г.Александрия
тел./факс +38 05235  77193 Бухгалтерия
+38 050 512 11 94 — гл. инженер-менеджер (продажи всего оборудования)

+38 050 457 13 30 — Рашид - продажи новинок
e-mail: msd@msd.com.ua
Схема проезда к производственному офису:
Схема проезда к МСД

Партнеры МСД

Контакты для заказов шлакоблочного оборудования:

+38 096 992 9559 Инна (вайбер, вацап, телеграм)
Эл. почта: inna@msd.com.ua

За услуги или товары возможен прием платежей Онпай: Платежи ОнПай