В современных условиях происходит быстрое обновление знаний, что в свою очередь предъявляет к выпускникам учреждений общего среднего образования высокие требования, главное из которых - подготовленность к жизни и профессиональной деятельности . При этом ученики должны обладать рядом ключевых компетенций, творчески использовать их в различных сферах жизни. К тому же выпускники часто попадают в новые для себя ситуации, где готовые рецепты не срабатывают. Исследовательские навыки, приобретенные во время обучения, помогут им быть успешными в любых обстоятельствах.
Считается, что практически все ученики обладают творческими способностями, которые можно развивать в процессе учебной деятельности. Необходимо лишь пробудить заложен в каждом из них творческое начало, научить работать, помочь понять и найти себя.В современных учреждениях общего среднего образования широко применяются два вида исследовательской деятельности: учебно-исследовательская и научно-исследовательская.Учебно-исследовательская деятельность имеет целью познакомить учеников с различными методами выполнения исследовательских работ, способами отбора, обработки и анализа материала, а также направлена на выработку умения обобщать данные и формулировать выводы. Исследовательская работа направлена ??на ее углубленную разработку, получение основательных научных знаний. Для развития исследовательских навыков учащихся необходимо использовать различные формы уроков. Следует обратить внимание на взаимосвязь в изучении белорусского языка и литературы. В течение 5 лет на уроках белорусского литературы я работала по технологии работы с понятиями нравственного развития. Обратиться к этой теме мне помогло знакомство с работой С.С.Кашлева "Технология работы с понятиями нравственного развития".
По его мнению, назначение этой технологии заключается в осмыслении, рефлексии, переживания человеком нравственных чувств и ценностей.Технология не требует специальной переподготовки, она лишь предполагает совершенно иной подход к рассмотрению художественного произведения.В центре анализа художественного произведения относится не литературный герой, не основной проблемы , а морально-этическое понятие, которое наиболее ярко звучит в произведении. Реализация технологии ведет к приобретению учениками навыков исследовательской деятельности, культуры группового взаимодействия, участия в дискуссии. Элементы технологии работы с понятиями нравственного развития использую и на уроках белорусского языка. Лингвистические разминки, предложения, тексты, которые предлагаются работы на уроках, имеют развивающий и воспитательный характер. Например, при рассмотрении темы "Тире между подлежащим и сказуемым" предлагаю следующие задания:первый Составьте предложения, используя следующие существительные: пессимизм, оптимизм, воля, настроение. (Пессимизм - настроение, оптимизм - воля.)
Объясните лексическое значение слов "пессимизм", "оптимизм". Как вы понимаете это высказывание? К какому типу людей вы относите себя? Почему? Вспомните правила, которыми мы пользовались при написании фразы. вторая Запишите предложение, поставьте соответствующие знаки препинания, объясните их. "Равнодушие - сестра уничтожающей", - отметил в одном из выступлений главный редактор районной газеты.Как вы понимаете смысл выражения? К чему призывает нас автор этих строк?
Современная языковая ситуация в Беларуси характеризуется преимущественно сосуществованием и использованием белорусского и русского языков и может быть определена как белорусско-русское двуязычие (билингвизм). Значительная часть населения Беларуси активно пользуется и русским, и белорусским языками в различных сферах общественной деятельности . Наш совместный проект (в соавторстве с учителем русского языка и литературы А.И.Силкинай) "Развитие биллинг-свободнее образования как средство повышения качества знаний учащихся" с интересом принят как на конкурсе проектов "Как учить успешно", так и на международной конференции " Инновационная образование: теория и практика "нашел отражение в печати. Одной из задач, которая ставилась при реализации данного проекта, было создание условия для развития познавательной активности, исследовательских навыков, творческих способностей и нравственных качеств школьников.
Уважаемые господа!
7.09.2008
7.09.2008
7.09.2008
7.09.2008