ВАКУУМНЫЕ ПОРШНЕВЫЕ НАСОСЫ

Конструкции насосов и агрегатов; рекомендации по их конструированию и эксплуатации

Двухроторные вакуумные насосы предназначены для откачи­вания воздуха и газов, не вступающих в реакцию с материалами, из которых изготовлены детали вакуумных насосов, и с применяе­мыми в них маслами.

На рис. 73 показана конструкция одноступенчатых серийно выпускаемых вакуумных насосов 2ДВН-500 и 2ДВН-1500. Услов­ное обозначение расшифровывается [51 так: 2 — порядковый номер модернизации; Д — двухроторный; В — вакуумный; Н — насос; цифры после букв — номинальная быстрота действия в дм3/с при номинальной скорости. Если насос укомплектован электродвигателем, частота вращения вала которого отличается от номинальной, то в конце обозначения насоса указывается шифр, соответствующий числу полюсов электродвигателя.

Шммщмс

0,2min

Конструкции насосов и агрегатов; рекомендации по их конструированию и эксплуатации

j15min

Рис. 73. Вакуумный насос типа 2ДВН

Рис. 74. Установка синхронизирующей шестерни на валу в вакуумных иасосах типа 2ДВН

Увеличение быстроты действия на­соса 2ДВН-1500 достигается увели­чением длины L ротора от 280 мм в насосе 2ДВН-500 до 700 мм в насосе 2ДВН-1500. Насосы 2ДВН-500 и 2ДВН-1500 работают с плунжерными форвакуумными насосами типа НВЗ.

В корпусе 10 вращаются два двух­лопастных ротора 3 и 11. Синхрониза­цию вращения роторов обеспечивают косозубые синхронизирующие шестерни 2 и 6. Шестерни изготовлены из цемен­туемой стали. Зубчатый венец закален и отшлифован. С помощью этих шестерен также выставляются профильные зазоры 8рр mln = = 0,35 мм. Для облегчения сборки синхронизирующих шесте­рен передача момента с ротора 11 на шестерню 6 и с шестерни 2 На ротор 3 осуществляется через пружины 4 (рис. 74). При этом для сохранения положения шестерен относительно вала во время работы необходимо обеспечить достаточные силы трения между пружинами, валом и шестернями. Этого добиваются соответствую­щим затягиванием болтов. Сначала затягивают болт 5 на роторе, затем равномерно болты 3 на шестерне 1 и кольце 2, после чего опять проверяют затяжку болта 5 на роторе. Во время затяжки болтов 3 необходимо обеспечить прилегание пружин 4 одной к другой, для чего их необходимо смещать при сборке вдоль оси к шестерне 1. Применение пружины 4 позволяет обойтись без шпоночных пазов или шлицевых соединений между валом и синх­ронизирующими шестернями.

Конструкции насосов и агрегатов; рекомендации по их конструированию и эксплуатации

Роторы вращаются в роликоподшипниках качения 4 (см. рис. 73), образующих плавающую опору, не препятствующую тепловому удлинению роторов, и в сдвоенных радиально-упорных шарикоподшипниках 14, образующих жесткую опору, способ­ную воспринимать двустороннюю осевую нагрузку. Минимальный торцовый зазор 8Т. И( mln = 0,15 мм между роторами 3 и 11 и Торцовой крышкой 12 и минимальный зазор Б, равный 8Т. n„min = = 0,4 мм для насоса 2ДВН-500 и 8Т. пл miu = 0,9 мм для насоса 2ДВН-1500 между роторами 3 я 11 и торцовой крышкой 9, Выставляют во время сборки. Осевой зазор подшипников 14 Регулируют подбором и установкой колец 21 из стальной ленты. Смазывание подшипников и шестерен ■— жидкостное циркуля­ционное. Масло разбрызгивается дисками 1 и 20. Масляные по­лости в крышках 7 я 15 соединены наклонным трубопроводом А И трубопроводом большого диаметра, присоединяемым к крышкам 7 я 15 через отверстия В я С. Масло заливают в масляные по-

Рис. 75. Откачные и энергетические характеристики вакуумных насосов: а — 2ДВН-500; б — 2ДВН-1500

Конструкции насосов и агрегатов; рекомендации по их конструированию и эксплуатации

NuBm

0,7250

0,0725

Конструкции насосов и агрегатов; рекомендации по их конструированию и эксплуатации

Юр,

40 80 760 Па 0J ОБ Z5 5

Лости через отверстие D. Масло в наклонный трубопровод А забрасывается диском 1 и стекает в масляную полость в крышке 15. Из масляной полости в крышке 15 масло возвращается в масля­ную полость в крышке 7 по трубопроводу большого диаметра. Во время этой циркуляции масло охлаждается. Для предотвращения попадания смазочного материала в полость сжатия используют втулки 8, 13, 22 и 23 с резьбой.

Уплотнение вала ведущего ротора 11 осуществляется двумя резиновыми манжетами 18 и 19, пространство между которыми заполняется маслом через отверстие Е и маслоуказатель, ввинчи­ваемый в данное отверстие в рабочем состоянии. Во вращение вал ведущего ротора И приводится от фланцевого электродвига­теля через втулочно-пальцевую муфту 17. Крепится двигатель на фонаре 16.

Охлаждение насоса 2ДВН-500 — воздушное, насоса 2ДВН-1500 — воздушно-водяное. Водяной холодильник 5, смон­тированный в крышке 7, охлаждает масло. Кроме того, водой ох­лаждается корпус на стороне приводного вала. Для увеличения теплопередающей поверхности корпус 11 оребрен.

Откачные и энергетические характеристики вакуумных на­сосов 2ДВН-500 и 2ДВН-1500 представлены на рис. 75, а техни­ческая характеристика приведена в табл. 3.2.

Одна из возможных конструкций двухступенчатого двухро- торного вакуумного насоса показана на рис. 76.

Обе ступени смонтированы в одном корпусе 16. Первая ступень сверху, вторая — снизу. Роторы 21, 22, 23, и 24 обеих сту­пеней приводятся во вращение от электродвигателя через клино - ременную передачу, со шкива 3 которой момент передается на приводной консольный вал 5. На валу 5 смонтировано зубчатое колесо 1, с которого момент передается за зубчатое колесо 8, Смонтированное на валу ведущего ротора 23 первой ступени, и на зубчатое колесо 18, смонтированное на валу ведущего ротора 21 Второй ступени. Зубчатое колесо 18 одновременно является синх­ронизирующим зубчатым колесом, которое входит в зацепление с синхронизирующим колесом 20, смонтированным на валу ведо­мого ротора второй ступени. Синхронизирующее колесо 7 смон­тировано на ступице колеса 8 и входит в зацепление с синхрони­зирующим колесом, смонтированным на валу ведомого ротора 23 Первой ступени. Размеры первой и второй ступеней одинаковы. Большую быстроту действия первой ступени получают при боль­шей частоте вращения роторов.

Уплотнение приводного вала — гидравлическое; пространство между двумя резиновыми манжетами 2 и 4 заполняется маслом через масленку 6. Смазывание подшипников и зубчатых колес — жидкостное. Масло разбрызгивается дисками 19 и 14. Уровень масла контролируется по маслоуказателю 13. Попаданию масла в полости сжатия первой и второй ступеней препятствуют маслоот- бойные устройства 9, 12, 15 и 17. Во входном патрубке 10 уста­новлен сетчатый фильтр 11. Нагнетательное окно первой ступени и всасывающее окно В второй ступени совмещены. Нагнетатель­ный патрубок Б расположен снизу.

На базе двухроторных вакуумных насосов выпускают ва­куумные агрегаты АВР-50 и АВР-150. Условное обозначение агре­гата: АВР — агрегат вакуумный ротационный, цифра — быстрота действия в дм3/с при рабочем давлении.

Показатель

2ДВН-500

2ДВН-500-4

2ДВН-500-4/2

2ДВН-1500

2ДВН-1500-4

2ДВН-1500-4/2

Быстрота действия, дм3/с

500

250

250/500

1500

750

750/1500

Остаточное давление, Па (мм рт. ст.)

0,5 (3,75-Ю-3)

0,5(3,75 10"3)

0,5 (3,75-10-3)

0,5(3,75-10 3)

0,5 (3,75-10"3)

0,5 (3,75-ИГ3)

Тип форвакуумного насоса

НВЗ-50Д

НВЗ-50Д

НВЗ-50Д

НВЗ-150

НВЗ-150

НВЗ-150

Электродвигатель:

Тип

4А112МА2УЗ

4А112МА4УЗ

4А112М4/2УЗ

4А132М2УЗ

4А112МА4УЗ

4А132М4/2УЗ

Мощность, кВт

7,5

5,5

4,2/5

11

5,5

8,5/9,5

Частота вращения, мин-1

2900

1450

1450/2900

2900

1450

1460/2910

Напряжение, В

380

380

380

380

380

380

Размеры, мм:

Длина

1340

1340

1340

1840

1840

1840

Ширина

600

600

600

580

580

580

Высота

850

850

850

850

850

850

Масса, кг

550

550

550

830

830

830

Конструкции насосов и агрегатов; рекомендации по их конструированию и эксплуатации

Рис. 76. Баку мный насос ДВН-5-2

Агрегаты, предна­значенные для работы в стационарных усло­виях, откачивают газ, неагрессивный к ма­териалам конструкции агрегатов, пары и паро­газовые смеси, пред­варительно очищенные от капельной жидкости и механических загряз­нений.

Агрегаты состоят из последовательно рабо­тающих двухроторного вакуумного насоса 3 марки ДВН-50 (рис. 77) (штриховой линией обо­значен агрегат) в агре­гате АВР-50 и марки ДВН-150 в агрегате АВР-150, который от­качивает газ из ваку­умной камеры 7, и фор - вакуумного насоса 13 Марки 2НВР-5ДМ в аг­регате АВР-50 и марки АВЗ-20Д в агрегате АВР-150. Насосы уста­новлены на общей ра­ме 12.

Конструкции насосов и агрегатов; рекомендации по их конструированию и эксплуатации

Рис. 77. Принципиальная схема агрегата типа АВР

Конструкции насосов и агрегатов; рекомендации по их конструированию и эксплуатации

Рис. 78. Принципиальная схема вакуумных насосов типа ДВН-50 и ДВН-150 с перепускной линией

Для обеспечения возможности пуска двухроторного вакуум­ного насоса при давлениях, превышающих рекомендуемое давле­ние пуска (1,33 Па для агрегата АВР-50 и 0,66 Па для агрегата АВР-150), в двухроторном вакуумном насосе предусмотрена пере­пускная линия (рис. 78), в которой установлен клапан 1. При пуске клапан 1 перепускной линии открыт и газ из нагнетатель­ной полости А через канал Б, клапан 1 и канал В подается во вса­сывающую полость Г двухроторного вакуумного насоса. Пере­пускное устройство позволяет включать двухроторный вакуум­ный насос 3 (см. рис. 77) при атмосферном давлении во входном патрубке 8 агрегата одновременно с форвакуумным насосом 13. Перепускное устройство также предохраняет агрегат от поломки при внезапном повышении давления во входном патрубке агре­гата, например при разгерметизации вакуумной камеры 7. Между двухроторным вакуумным насосом 3 и форвакуумным

Т а б л и ц а 3.3

Показатель

АВР-50

АВР-150

Быстрота действия, дм3/с, не менее:

В диапазоне рабочих давлений 106 ... 0,13, кПа

4,5

18

При рабочем давлении 26,6 Па

45

140

Предельное остаточное давление, Па, не более:

С учетом паров рабочей жидкости

0,13

0,66

Парциальное по воздуху

1,3-Ю-3

6,6-ю-2

Насос, установленный в агрегате:

Двухроторный

ДВН-50

ДВН-150

Форвакуумный

2НВР-5ДМ

АВЗ-20Д

Наибольшее давление пуска насоса типа ДВН, Па

1,3-103

6,6-102

Установленная мощность электродвигателей насо­

1,5

3,3

Сов агрегата, кВт

Время непрерывной работы, ч

50

50

Средний ресурс до капитального ремонта, ч

10 000

8000

Средний срок службы до капитального ремонта,

3

3

Годы

Размеры, мм:

Длина

638

896

Ширина

448

444

Высота

875

1165

Масса, кг

115

295

Таблица 3.4

Насос

Уровень звуковой мощности, дБА, при средней геометрической частоте октавных полос, Гц

63

125

250

500

1000

2000

4000

8000

2ДВН-500

94

102

98

94

100

98

96

88

2ДВН-1500

108

107

106

103

107

109

104

94

Насосом 13 установлены манометр 10 для замера межступенчатого давления и сильфон 11, позволяющий компенсировать несоосность выходного патрубка двухроторного вакуумного насоса и входного патрубка форвакуумного насоса, тепловые деформации и предот­вратить передачу вибрации с одного вакуумного насоса на другой. Сильфоны 4 и 14, установленные на входной и выходной ли­ниях агрегата, исключают передачу вибрации на вакуумную камеру 7 и выпускную линию, включающую маслоотстойник 16, Запорный вентиль 15 для слива масла и конденсата и запорный вентиль 2 на выпускном трубопроводе 1. Манометром 5 замеряется давление на входе в агрегат. При закрытом запорном вентиле 6 через вентиль 9 в корпус насоса подают воздух для предотвраще­ния попадания паров углеводородов из насоса во всасывающий патрубок 8 и вакуумную камеру 7.

Техническая характери­стика агрегатов типа АВР приведена в табл. 3.3, а из­менение быстроты действия агрегатов в зависимости от входного давления показано на рис. 79.

Работа двухроторных ва­куумных насосов сопровож­дается сильным шумом. В табл. 3.4 приведены уров­ни звуковой мощности в дБА при работе двухроторных вакуумных насосов на холо­стом ходу, полученные по данным С. Г. Смирнова и А. С. Терехина.

Характер шума в двух­роторных вакуумных насо­сах зависит от природы воз­никновения. Шум, который возникает при всасывании и нагнетании вследствие неравномерности заполнения рабочих ячеек и возникно­вения пульсаций газа, явля­ется аэродинамическим шу­мом. Шум, который возни­кает при работе синхронизи­рующих шестерен, подшип­ников качения и вследствие вибрации корпуса, является механическим шумом. Иссле­дования показывают, что механический шум на 10 ... 40 дБ ниже аэродинамичес­кого шума, т. е. для умень­шения шума при работе двух­роторных вакуумных насосов в первую очередь необходимо сни­жать шум, возникающий при всасывании и нагнетании.

В настоящее время шум снижают путем установки глушителей и применения звукоизолирующих кожухов. Кроме того, шум мо­жет быть уменьшен в результате конструктивных решений, к которым, в частности, относятся:

Применение трехлопастных винтовых роторов (см. рис. 59); угол закрутки лопастей выбирают таким, чтобы вершины на одном торце ротора располагались напротив впадин на противоположном торце ротора;

Выполнение в вакуумных насосах с трехлопастными роторами всасывающих и нагнетательных окон со скосами или с расточкой на цилиндрической поверхности корпуса;

Выполнение канала 2 (рис. 80) в корпусе 3 между нагнетатель­ным патрубком 1 и рабочей ячейкой 4, которая не соединяется ни со всасывающим, ни с нагнетательным окнами [24].

В установках с двухроторными вакуумными насосами приме­няют реактивные и абсорбционные глушители шума. В реактивных глушителях шума звук от стенок и перегородок отражается об­ратно к источнику звука; в абсорбционных глушителях для по­глощения звука использован звукопоглощающий материал. По данным А. С. Терехина и С. Г. Смирнова целесообразно приме­нение реактивных глушителей, которые имеют малые размеры, малое аэродинамическое сопротивление, проще в изготовлении и эксплуатации и допускают настройку как на высокие, так и на низкие частоты.

Наиболее распространенным в последнее время методом яв­ляется применение звукоизолирующих кожухов. При этом двух - роторные вакуумные насосы вместе с электродвигателем распо­лагают внутри кожухов. Из кожухов выводят только всасывающие и нагнетательные трубопроводы и электровводы. Кожухи вы­полняют, как правило, из металла или пластмассы и внутри об­лицовывают звукопоглощающим материалом, в качестве которого можно использовать ультратонкое стекловолокно, ультратонкое базальтовое волокно, минераловатные плиты и другие материалы. Звукопоглощающий материал закрывается стеклотканью и пер­форированными металлическими листами.

При эксплуатации необходимо регулярно контролировать уровень масла в масляных полостях вакуумных насосов по мас - лоуказателям 24 (см. рис. 73) или 13 (см. рис. 76). В двухротор­ных вакуумных насосах используют масло ВМ-1, ВМ-4 или ВМ-6.

При эксплуатации следует периодически менять вакуумное масло. Первый раз рекомендуется менять масло через 100 ... 150 ч эксплуатации двухроторного вакуумного насоса. При от­качивании чистых газов периодичность смены масла 2000 ч работы.

В двухроторных вакуумных насосах при изнашивании под­шипников происходит смещение оси вращения роторов вниз, что приводит к уменьшению радиального зазора 6рк; при изнашива­нии синхронизирующих шестерен — поворот роторов, что при­водит к уменьшению профильного зазора брр. Во избежание со­прикосновения роторов или роторов и корпуса следует своевре­менно менять шестерни и подшипники или регулировать их. Для этого зубчатый венец на одной из синхронизирующих шестерен целесообразно выполнить разрезным.

ВАКУУМНЫЕ ПОРШНЕВЫЕ НАСОСЫ

Виды промышленных насосов

Практически в каждой промышленности есть необходимость использовать промышленные насосы. От бытовых они отличаются большей производительностью, устойчивостью к перегрузкам, более высоким потреблением электроэнергии и длительным сроком эксплуатации при экстремальных условиях. К …

Насосы Pedrollo: основные факторы износа продукции

Под торговой маркой Pedrollo реализуется широкий перечень разноплановой насосной продукции. На предприятиях корпорации с головным офисом в Италии выпускаются насосы, как поверхностной группы, так и агрегаты, предназначенные для погружения в воду.

Насосы Grundfos и их особенности

На отечественном и зарубежном рынке большой популярностью пользуются датские насосы Grundfos, которые отличаются отменным качеством. Успех компании, которая уже больше полувека работает в сфере насосного оборудования, легко объясним.

Как с нами связаться:

Украина:
г.Александрия
тел./факс +38 05235  77193 Бухгалтерия

+38 050 457 13 30 — Рашид - продажи новинок
e-mail: msd@msd.com.ua
Схема проезда к производственному офису:
Схема проезда к МСД

Партнеры МСД

Контакты для заказов оборудования:

Внимание! На этом сайте большинство материалов - техническая литература в помощь предпринимателю. Так же большинство производственного оборудования сегодня не актуально. Уточнить можно по почте: Эл. почта: msd@msd.com.ua

+38 050 512 1194 Александр
- телефон для консультаций и заказов спец.оборудования, дробилок, уловителей, дражираторов, гереторных насосов и инженерных решений.