Управление эффективностью бизнеса
Теория и практика управления
Каждый руководитель, особенно руководитель высшего звена, время от времени испытывает необходимость отвлечься от текущих дел и посмотреть на бизнес взглядом стратега: какова общая ситуация в компании, в правильном ли направлении происходит развитие, какие задачи следует считать приоритетными, какие факторы представляют угрозу.
Неумолимая логика бизнеса подтверждает: безоблачной жизни не бывает. Деловой мир XXI века — динамичный и конкурентный. Проблемы появляются регулярно, их надо выявлять и решать быстро и организованно. А еще лучше — уметь предвидеть и не допускать их возникновения. Столь же регулярно появляются и новые возможности, которые тоже нужно вовремя оценивать и использовать в своих целях. Эти задачи очень непросты, но именно здесь на помощь руководителю приходят современные управленческие концепции и технологии.
Вот лишь несколько наиболее типичных вопросов, которые регулярно возникают перед руководителями предприятия:
— Всегда ли мы реагируем на проблемы до того, как проявятся их последствия?
— Сколько времени проходит между констатацией явлений и реакцией на них?
— Кто быстрее использует новые возможности — мы или наши конкуренты?
— До какой степени можно сокращать операционные ресурсы без ущерба для эффективности?
— Как у нас обстоит дело с профессиональным ростом, склонны ли наши сотрудники делиться своим опытом с коллегами?
— Насколько лояльны наши клиенты?
— Охватывает ли наша система управления наших партнеров?
— Можно ли считать, что каждое принимаемое нами решение приносит компании пользу?
Пожалуй, не будет преувеличением сказать, что ответы на подобные вопросы во многом определяют общий успех, а подчас — и выживаемость предприятия. И неудивительно, что именно эти аспекты определяют такое важное понятие, как эффективность бизнеса. Остается выяснить: как всего этого достичь?
За долгую историю своего развития теория и практика управления породили целый ряд разнообразных подходов, методов и моделей, нацеленных на повышение эффективности. Достаточно вспомнить такие известные концепции управления, как планирование необходимых материалов (MRP), планирование производственных ресурсов (MRP И), управление ресурсами предприятия (ERP), управление взаимоотношениями с клиентами (CRM), управление цепочками поставок (SCM)[1]. Перечисленные концепции достаточно хорошо известны и описаны в литературе, причем большинство из них тесно связаны с информационными технологиями.
И тем не менее, жизнь не стоит на месте: на рубеже XX и XXI столетий сформировалось принципиально новое направление, получившее название Business Performance Management (ВРМ). На русский язык этот термин обычно переводится как «управление эффективностью бизнеса», однако, считая этот перевод не вполне корректным и следуя сложившейся традиции англоязычных аббревиатур, авторы в дальнейшем будут использовать термин ВРМ. В общих чертах, ВРМ — это целостный, про - цессно-ориентированный подход к принятию управленческих решений, направленный на улучшение способности компании оценивать свое состояние и управлять эффективностью своей деятельности на всех уровнях путем объединения владельцев, менеджеров, персонала и внешних контрагентов в рамках общей интегрированной среды управления[2].
Иногда ВРМ образно называют the next big thing («следующее большое дело»), имея в виду то, что по масштабу решаемых задач и влиянию на процессы корпоративного управления ВРМ уместно сравнивать с ERP - системами, важность и необходимость которых сегодня не подвергается сомнению. Но здесь важно отметить, что ВРМ гораздо моложе ERP: если история развития ERP-систем насчитывает несколько десятилетий, то возраст ВРМ — всего несколько лет; если число поставщиков ERP измеряется сотнями, то разработчиков ВРМ-решений — всего несколько десятков, причем компаний, предлагающих полные ВРМ-комплексы, насчитывается вряд ли более двадцати.
Таким образом, в области ВРМ «все еще только начинается». Но уже сегодня подход ВРМ признан мировым сообществом, в том числе такими
Введение-
Известными аналитическими компаниями, как IDC, Gartner и МЕТА Group. Несколько знаменательных событий произошло относительно недавно, в 2003 году: весной был опубликован первый ВРМ-рейтинг SPEX (подразделение МЕТА Group), летом был образован ВРМ-форум — профессиональная организация, объединившая ведущие мировые компании и поставщиков ВРМ-систем, а осенью Gartner опубликовала «магический квадрант» ВРМ-решений. Наконец, уже в 2004 году была признана необходимость стандартизации ВРМ, в результате чего несколько крупных компаний сформировали Группу по разработке стандартов ВРМ.
В то же время, несмотря на несомненный (и возрастающий) интерес, на глобусе ВРМ еще много белых пятен. Можно сказать, что подход ВРМ пока не только малоизучен теоретически, но и недостаточно апробирован на практике. Дело в том, что в мире довольно много компаний, успешно внедривших отдельные ВРМ-компоненты (например, бюджетирование, целевое управление или консолидацию отчетности), но внедрения полных ВРМ-комплексов пока встречаются крайне редко. Причина проста: для внедрения такой системы и ее апробации нужно время, а история ВРМ (повторим еще раз) составляет всего несколько лет.
И тем не менее, «дорогу осилит идущий». В сложившихся условиях крайне важен обмен информацией, чтобы специалисты, работающие в этой области, обменивались мнениями и опытом. Сегодня в Интернете и средствах массовой информации все чаще появляются публикации и по вопросам ВРМ в целом, и по отдельным направлениям. Поэтому цель, которую поставили перед собой авторы этих строк, состоит в том, чтобы постараться (по мере возможности) обобщить как имеющиеся теоретические наработки, так и собственный практический опыт.
Почему именно мы, сотрудники отделения систем управления и консалтинга ЛАНИТ, взяли на себя смелость написать эту книгу? Просто потому, что, волею судеб, именно мы оказались на переднем крае ВРМ - технологий и уже смогли преуспеть в реальных проектах внедрения ВРМ-решений. Нами пройден довольно большой путь: сегодня пользователями ВРМ-решений Hyperion в России и СНГ являются более 40 компаний, среди которых — «СУАЛ-Холдинг», «Норильский никель», Тюменская нефтяная компания, «Славнефть», «ЛУКОЙЛ-Оверсиз», «ЛУКОЙЛ-Пермь», Объединенные машиностроительные заводы, корпорация «Иркут», «Вимм-Билль-Данн», «Дельта Телеком», «Примтеле - фон», «Телеросс», Международный Московский Банк, Национальный Банк Республики Казахстан, торговые компании «Перекресток» и «Эльдорадо» и другие. Признанием достижений стало то, что летом 2003 года ЛАНИТ получил статус Золотого Партнера Hyperion.
В то же время наша книга ни в коей мере не претендует на статус энциклопедии, содержащей «истину в последней инстанции». Скорее это обобщение того, что мы знаем на данный момент и что умеем делать на практике. Наши знания постоянно расширяются и углубляются, и во время выхода книги мы наверняка будем знать больше, чем в момент сдачи материала в издательство, а год спустя будем знать и уметь еще больше. Это нормальный путь развития знания: от простого — к сложному. Нам будут интересны любые мнения читателей, и прежде всего тех, которые стремятся реализовать идеи и подходы ВРМ на практике.
Структура книги построена следующим образом. Прежде всего, в главе 1, дается характеристика ВРМ и общий обзор ВРМ-решений. В этой же главе рассматривается важный вопрос о взаимном позиционировании ERP - и ВРМ-решений и о том, что ERP и ВРМ не заменяют друг друга, а нуждаются в тесной интеграции. В последующих главах рассматриваются отдельные направления ВРМ: целевое управление (глава 2), планирование и бюджетирование (глава 3), бизнес-моделирование (глава 4), консолидация отчетности (глава 5). Наконец, в последней главе рассмотрены некоторые технологические основы ВРМ-решений: архитектура систем, хранилища данных, OLAP-технологии, системы формирования запросов и отчетности.
И последнее, о чем авторы считают своим долгом сказать во введении, — о тех людях, которые помогали на разных этапах работы над книгой.
Прежде всего мы хотели бы поблагодарить руководителей компаний и организаций, являющихся нашими заказчиками и партнерами: Е. Г. Ясина, Я. И. Кузьминова и Т. К. Кравченко (Государственный университет — Высшая школа экономики), В. В. Преображенского и И. В. Рыженко («Вимм - Билль-Данн»), О. В. Лобанова и ГА. Хворостянова («Норильский никель»), О. О. Клаас («ЛУКОЙЛ-Оверсиз»), Б. Карда (ТНК-ВР), СВ. Мак - сина (Уральский оптико-механический завод), Б. Даблина (компания «Эльдорадо»), П. С. Барчугова и В. А. Старовойтова (Международный Московский Банк), С. Э. Энгеля («Дельта Телеком»), С. Н. Егорушкова (Российская геофизическая компания), СВ. Цивилева (корпорация «Иркут»), М. Ю. Слободина («Комплексные энергетические системы»), И. М. Голубева («КЭС — Энергетические решения»), М. Ю. Федина (компания «БКГ — Деловые консультации»).
Мы хотим поблагодарить наших коллег, вместе с которыми изучаем новые возможности новых программных продуктов, работаем на проектах, участвуем в различных мероприятиях. Это справедливо, ведь мы — одна семья, одна команда.
И конечно же, мы искренне благодарим Президента ЛАНИТ Георгия Владимировича Генса, который пять лет назад выступил инициатором развития направления ВРМ. Со временем это направление доказало свою актуальность и перспективность, и сегодня ЛАНИТ предлагает заказчикам не только современные ВРМ-решения мирового класса, но и знания и опыт своей команды.
Тема ВРМ, впервые предложенная Hyperion и поддержанная Gartner (а впоследствии - и другими известными аналитиками), сегодня превратилась в образ мышления руководителей ведущих международных компаний. Тем не менее сегодня, на фоне многочисленных публикаций в деловых и электронных СМИ, книг (именно книг, а не статей) по ВРМ во всем мире - считанные единицы. Должен признаться, что в этом плане мы, Hyperion, немного (всего на несколько месяцев) опередили наших коллег из Москвы: летом 2004 года мы выпустили книгу, которая называется On the Up and Up. Да, именно так - «вверх и только вверх» - мы видим динамику новой концепции управления, именно такова динамика применения решений Hyperion во всем мире, именно такому развитию бизнеса наших заказчиков способствуют наши решения.
Книга On the Up and Up — это обобщение мирового опыта, главным образом американского и европейского. Но Россия - особенная страна, у нее особый потенциал, своя история, свои экономические условия, свои деловые традиции. Работать в России и трудно, и интересно одновременно. Вот почему On the Up and Up и книга, написанная авторами из ЛАНИТ, - это две похожие и в то же время две совершенно разные работы, прекрасно дополняющие друг друга. И в этом нет никакого противоречия: если западные компании строят свои ВРМ-стратегии исходя из общих потребностей корпоративного управления и ряда законодательных требований (например, акта Sarbanes-Oxley в США), то российские организации, как правило, отталкиваются от конкретных бизнес-задач: планирования, бюджетирования, консолидации и т. п.
Книга наших русских коллег - это результат упорного труда на реальных проектах внедрения, и подобный опыт действительно достоин обобщения. Успехи, достигнутые россиянами всего за пять лет (более сорока проектов!), впечатляют. Не случайно на международных форумах, где ЛАНИТ участвует наравне с представителями ведущих международных корпораций и грандами мирового ИТ-бизнеса, доклады наших российских партнеров неизменно вызывают интерес, а их обсуждение еще долго продолжается в кулуарах. ЛАНИТ - это Hyperion в России и СНГ, и этим все сказано. Не сомневаюсь, что «золотые» руки и «золотые» умы специалистов ЛАНИТ будут способствовать развитию ВРМ, а главное - развитию бизнеса наших заказчиков не только в России, но и во всем мире.