Управление эффективностью бизнеса
ВРМ и проблемы бизнеса
Любая управленческая концепция хороша настолько, насколько она позволяет решать насущные проблемы реального бизнеса. Здесь уместно вспомнить, что управление бывает оперативным, тактическим и стратегическим. Оперативный уровень управления — наиболее детальный, он подразумевает управление отдельными операциями (транзакциями). Что же касается тактического и стратегического уровней, то здесь менеджеры решают более общие задачи, и поэтому здесь используются агрегированные данные.
Корпоративное управление - тема, находящаяся сегодня в центре внимания бизнесменов, политиков, руководителей государственных структур. Большинство проблем корпоративного управления так или иначе связаны с недостаточно эффективной организацией работы высшего руководства компаний. Здесь можно отметить и меньшую, нежели требуется, независимость членов советов директоров, и отсутствие адекватного регламентирования деятельности высших органов управления, и некоторые другие аспекты. И все же наиболее значимые проблемы возникают из-за недостаточно хорошего знания бизнеса, недостаточного понимания его особенностей и движущих сил.
В этом отношении весьма интересно мнение Дэвида Нэдлера - руководителя международной консалтинговой компании Mercer Delta, специализирующейся на консультировании в области лидерства и организационных изменений. В своей статье Building better boards, опубликованной в Harvard Business Review, г-н Нэдлер подчеркивает, что среди жалоб со стороны членов советов директоров наиболее часто упоминается именно недостаток информации. При этом лишь 28% опрошенных директоров сообщили, что у них есть независимые каналы для получения информации о компании. Часто руководитель становится заложником той информации, которая поставляется ему «снизу», не имея возможности оценить степень ее полноты и достоверности.
Проблема корпоративной информации многогранна и вряд ли имеет простое решение. Но уже сейчас и на Западе, и в России существуют возможности сделать управление крупными компаниями более осознанным, основанным на анализе экономической реальности. Речь идет об информационных системах, точнее - об информационных системах категории Business Performance Management, которым посвящена эта книга, написанная ведущими специалистами ЛАНИТ. Основная направленность таких систем управления состоит в трансформации стратегий в реальные действия, то есть в том, чтобы позволить принимать экономически обоснованные управленческие решения, опираясь на всесторонний анализ текущей ситуации, модели прогнозирования, а главное - на выявление тех факторов, которые наиболее важны для общего успеха бизнеса.
Остается выразить надежду, что прогрессивные решения, заслужившие признание во многих организациях во всем мире, найдут достойное применение и в российских компаниях.
В 1980-е и 1990-е годы миссия единого и универсального инструмента возлагалась на системы управления ресурсами предприятия (Enterprise Resource Planning, ERP). Но эти системы по своей сущности являются системами транзакционными и предназначены прежде всего для управления операциями на детальном уровне. Поэтому они решают далеко не все задачи тактического характера и практически совсем не предназначены для решения стратегических задач.
Так мировое бизнес-сообщество подошло к системам управления особого класса — системам управления эффективностью бизнеса — Business Performance Management (BPM). Появление таких систем логически оправданно. Более того, отдельные элементы ВРМ использовались и раньше, но до недавних пор существовали изолированно друг от друга. Но технологии не стоят на месте, да и современный бизнес требует все большей степени интеграции управленческих решений. Именно тенденция к интеграции аналитических приложений позволила международной компания IDC, специализирующейся на мониторинге компьютерного рынка, выделить такие системы в особый класс, который и получил название ВРМ.
Исследования, проведенные корпорацией Hyperion[3], показывают, что применительно к ВРМ можно выделить семь проблемных областей управления:
— рассогласование стратегии и текущей деятельности;
— локальный характер оптимизации;
— низкая оперативность реагирования;
— управленческие решения, основанные на ненадежной информации;
— медленные темпы улучшений;
— скрытые знания;
— недостижение поставленных целей.