Управление эффективностью бизнеса
Счетные карты и ключевые показатели эффективности
Счетная карта — это инструмент, обеспечивающий получение информации о ключевых показателях, характеризующих работу команды, выполнение действий или достижение целей. Таким образом, счетная карта содержит сгруппированные показатели, характеризующие определенную
Сферу бизнеса, цель и т. п., при этом результат нескольких показателей может быть обобщен в один интегральный индикатор. Анализ эффективности деятельности также проводится с помощью отчета об отклонениях путем погружения в составляющие элементы нужного показателя.
Среди счетных карт можно выделить следующие типы:
— счетная карта компании — измеряет прогресс в реализации общекорпоративной стратегии;
— стратегические счетные карты — измеряют степень достижения поставленных целей, эффективность реализации стратегических действий и т. п.;
— счетные карты сфер бизнеса — измеряют эффективность деятельности департаментов, отделов, команд и т. п.;
— персональные счетные карты — характеризуют деятельность
Отдельных сотрудников.
Счетная карта строится на основе ключевых показателей эффективности — предопределенных индикаторов, при помощи которых измеряется успешность деятельности компании. В соответствии с концепцией Balanced Scorecard, система позволяет оперировать предупреждающими индикаторами, характеризующими состояние и результаты деятельности в будущем, и историческими показателями, характеризующими фактические значения.
Показатели эффективности также могут быть подразделены на дискретные и непрерывные. Дискретные могут принимать значения из перечисляемого набора (да/нет, дни недели, натуральный ряд и т. п.), а непрерывный показатель может принимать любое значение в определенном интервале. Некоторые из ключевых показателей являются инверсными. Обычно положительные результаты в какой-либо области сопровождаются ростом значения соответствующего показателя, но в случае использования инверсного показателя имеет место обратная картина: положительная динамика эффективности сопровождается уменьшением значения показателя. Например, время оформления заказа — инверсный показатель, значение которого по возможности следует уменьшать.
Экспертная группа, формирующая систему ключевых показателей, должна включать в себя специалистов различных подразделений, это позволяет учесть вклад каждой части организации в общую стратегию. В процессе формирования первичного списка показателей используются различные методы, в зависимости от области, которую они будут характеризовать. Создаваемый список ключевых показателей должен соответствовать стратегии организации, поэтому перед его формированием необходимо провести семинары, которые будут способствовать однозначному пониманию членами команды общекорпоративных целей.
После этого члены высшего руководства на специально организованных сессиях или в ходе интервью выбирают наиболее важные ключевые показатели и определяют для них целевые значения.
Для определения степени важности того или иного показателя и его вклада в общий результат счетной карты применяются весовые коэффициенты (общая сумма весов должна быть равна 100).