Управление эффективностью бизнеса

Развитие теории и практики стратегического управления

Идеи, заложенные в современных системах стратегического управления, в принципе, новыми не являются. Исторически развитие и распростра­нение этих принципов в зарубежной практике относится ко второй половине 1970-х годов и особенно — к 1980-м годам. Хотя и до этого в крупных компаниях практиковалось составление долгосрочных (на 10-15 лет) планов, в которых за отправную точку принималось некото­рое состояние организации в будущем. При этом было признано, что разработка планов сама по себе недостаточна, требуются еще и страте­гии, вплоть до конкретных мероприятий (в первую очередь инвестици­онных), необходимых для долгосрочного развития. Таким образом, уже тогда высказывались идеи о необходимости комплексного подхода к стратегическому управлению, охватывающего всю цепочку — от гло­бальных целей до реальных действий. Кроме того, было признано, что целевой подход не является альтернативой другим методам, а органич­но дополняет их для решения определенного круга задач (как правило, долгосрочного характера).

На определенном этапе принципы стратегического управления получи­ли определенное развитие и в нашей стране (еще во времена СССР), прежде всего в виде программно-целевого метода. Логика этого подхода все та же: распространить методы, применяемые на высоком уровне управления, на нижестоящие уровни и таким образом обеспечить целе­вую ориентацию всей системы управления.

Отправной точкой программно-целевого метода являлось дерево це­лей — структура, описывающая иерархию целей компании. При этом в верхней части дерева располагались основные (генеральные) цели, которые затем подвергались декомпозиции, вплоть до более детальных целей низшего уровня. Уже тогда было ясно, что цель предприятия не может быть выражена каким-либо одним, даже самым универсальным показателем. Дело в том, что экономика предприятия многогранна и состояние дел обязательно должно рассматриваться с нескольких раз­ных точек зрения. Этот факт нашел отражение не только в трудах тео­ретиков, но и в нормативных документах. Например, один из ГОСТов, утвержденный в 1980 г.[8], выделяет шесть основных направлений дея­тельности предприятия:

— управление выполнением плана производства и поставок про­дукции;

— управление качеством продукции;

— управление ресурсами;

— управление развитием производства;

— управление социальным развитием коллектива;

— управление охраной окружающей среды.

Конечно же, приведенный перечень несет на себе отпечаток социалис­тической экономики, далекой от рыночных отношений. И все же если сопоставить этот список со стратегическими перспективами, обозначен­ными Р. Капланом и Д. Нортоном (финансы, клиенты, процессы, обу­чение и развитие), то нетрудно провести достаточно определенные па­раллели. Впрочем, в данном случае важен не сам перечень точек зрения на экономику предприятия, а то, что этих ракурсов несколько, они взаи­мосвязаны, одни ракурсы определяются другими, но при этом ни один из них не претендует на исключительность.

В ту пору тема целевого управления была весьма популярной в эконо­мической литературе, а коллективом авторов под руководством акаде­мика А. Г. Аганбегяна были даже опубликованы примеры успешного внедрения комплексных программ развития на ряде советских предпри­ятий[9]. Тем не менее отсутствие инструментов для практической реали­зации (прежде всего — адекватных информационных технологий) су­щественно сдерживало как применение целевых методов, так и развитие самой методологи.

С тех пор и весь мир, и Россия сильно изменились в технологическом плане. Если раньше не каждое предприятие могло позволить себе при­обрести даже персональный компьютер, то сейчас Интернетом и графи­ческим интерфейсом трудно удивить даже школьника. Теория также не стояла на месте. Историческое развитие целевых методов управления привело к появлению новых концепций, которые заслуживают более подробного рассмотрения.

Управление эффективностью бизнеса

Знайомство з ITFin: інтегрована система управління для вашого бізнесу

ІТ-індустрія постійно зростає і розвивається, створюючи виклики для компаній управляти своїми ресурсами та проєктами ефективно. Якщо ви керуєте ІТ-компанією або працюєте в галузі IT-послуг, ви знаєте, наскільки важливо мати систему, …

ИТ аутстаффинг: все, что нужно знать

ИТ аутстаффинг – это популярная практика, при которой компании используют услуги сторонних ИТ специалистов для выполнения задач, связанных с информационными технологиями. Эта услуга может быть очень полезна для компаний, которые …

Енергоефективність — запорука енергонезалежності громад

Енергоефективність - це не просто зменшене споживання енергоресурсів, це досить складна система максимально ефективного використання наявних ресурсів. Це питання стає з кожним роком все актуальнішим, оскільки вартість ресурсів постійно зростає. …

Как с нами связаться:

Украина:
г.Александрия
тел./факс +38 05235  77193 Бухгалтерия

+38 050 457 13 30 — Рашид - продажи новинок
e-mail: msd@msd.com.ua
Схема проезда к производственному офису:
Схема проезда к МСД

Партнеры МСД

Контакты для заказов оборудования:

Внимание! На этом сайте большинство материалов - техническая литература в помощь предпринимателю. Так же большинство производственного оборудования сегодня не актуально. Уточнить можно по почте: Эл. почта: msd@msd.com.ua

+38 050 512 1194 Александр
- телефон для консультаций и заказов спец.оборудования, дробилок, уловителей, дражираторов, гереторных насосов и инженерных решений.