Управление эффективностью бизнеса
Развитие теории и практики стратегического управления
Идеи, заложенные в современных системах стратегического управления, в принципе, новыми не являются. Исторически развитие и распространение этих принципов в зарубежной практике относится ко второй половине 1970-х годов и особенно — к 1980-м годам. Хотя и до этого в крупных компаниях практиковалось составление долгосрочных (на 10-15 лет) планов, в которых за отправную точку принималось некоторое состояние организации в будущем. При этом было признано, что разработка планов сама по себе недостаточна, требуются еще и стратегии, вплоть до конкретных мероприятий (в первую очередь инвестиционных), необходимых для долгосрочного развития. Таким образом, уже тогда высказывались идеи о необходимости комплексного подхода к стратегическому управлению, охватывающего всю цепочку — от глобальных целей до реальных действий. Кроме того, было признано, что целевой подход не является альтернативой другим методам, а органично дополняет их для решения определенного круга задач (как правило, долгосрочного характера).
На определенном этапе принципы стратегического управления получили определенное развитие и в нашей стране (еще во времена СССР), прежде всего в виде программно-целевого метода. Логика этого подхода все та же: распространить методы, применяемые на высоком уровне управления, на нижестоящие уровни и таким образом обеспечить целевую ориентацию всей системы управления.
Отправной точкой программно-целевого метода являлось дерево целей — структура, описывающая иерархию целей компании. При этом в верхней части дерева располагались основные (генеральные) цели, которые затем подвергались декомпозиции, вплоть до более детальных целей низшего уровня. Уже тогда было ясно, что цель предприятия не может быть выражена каким-либо одним, даже самым универсальным показателем. Дело в том, что экономика предприятия многогранна и состояние дел обязательно должно рассматриваться с нескольких разных точек зрения. Этот факт нашел отражение не только в трудах теоретиков, но и в нормативных документах. Например, один из ГОСТов, утвержденный в 1980 г.[8], выделяет шесть основных направлений деятельности предприятия:
— управление выполнением плана производства и поставок продукции;
— управление качеством продукции;
— управление ресурсами;
— управление развитием производства;
— управление социальным развитием коллектива;
— управление охраной окружающей среды.
Конечно же, приведенный перечень несет на себе отпечаток социалистической экономики, далекой от рыночных отношений. И все же если сопоставить этот список со стратегическими перспективами, обозначенными Р. Капланом и Д. Нортоном (финансы, клиенты, процессы, обучение и развитие), то нетрудно провести достаточно определенные параллели. Впрочем, в данном случае важен не сам перечень точек зрения на экономику предприятия, а то, что этих ракурсов несколько, они взаимосвязаны, одни ракурсы определяются другими, но при этом ни один из них не претендует на исключительность.
В ту пору тема целевого управления была весьма популярной в экономической литературе, а коллективом авторов под руководством академика А. Г. Аганбегяна были даже опубликованы примеры успешного внедрения комплексных программ развития на ряде советских предприятий[9]. Тем не менее отсутствие инструментов для практической реализации (прежде всего — адекватных информационных технологий) существенно сдерживало как применение целевых методов, так и развитие самой методологи.
С тех пор и весь мир, и Россия сильно изменились в технологическом плане. Если раньше не каждое предприятие могло позволить себе приобрести даже персональный компьютер, то сейчас Интернетом и графическим интерфейсом трудно удивить даже школьника. Теория также не стояла на месте. Историческое развитие целевых методов управления привело к появлению новых концепций, которые заслуживают более подробного рассмотрения.