Управление эффективностью бизнеса
Некоторые методы и подходы
Рассмотрим несколько важных теоретических понятий, знание которых необходимо при построении системы бюджетирования. К их числу относятся понятия жесткого и гибкого бюджетов. Различие состоит в том, учитывается ли при составлении бюджета зависимость бюджетных показателей от интенсивности операций (уровня деловой активности) предприятия. Ведь хорошо известно, что затраты бывают переменными и постоянными, иначе говоря — зависящими и не зависящими от уровня производства. В реальной жизни фактический уровень деловой активности редко совпадает с плановым, поэтому возникает вопрос: как при этом следует относиться к переменным показателям, находящимся в зависимости от уровня активности?
Жесткий бюджет составляется для одного фиксированного (планового) уровня производства и, следовательно, не учитывает различий между постоянными и переменными затратами. Поэтому такой бюджет мало пригоден для анализа отклонений по затратам в том случае, если фактический уровень производства существенно отличается от планового. Впрочем, такой бюджет вполне пригоден для контроля параметров, не зависящих от уровня производства (например, затрат на исследовательские и опытно-конструкторские работы).
Гибкий бюджет исходит из различий в поведении постоянных и переменных затрат и представляет собой «комплект», состоящий из нескольких жестких бюджетов, каждый из которых соответствует определенному уровню активности (или диапазону уровней). При этом значения уровней активности выбираются так, чтобы отразить существенные
Кандидат экономических наук, начальник Управления экономики и планирования компании «ЛУКОЙЛ-Оверсиз»
Сегодня планирование и бюджетирование являются базовыми управленческими процессами, интегрирующими весь спектр направлений деятельности любой компании и консолидирующими все осуществляемые в ней бизнес-процессы.
Качественное построение бюджетной системы обеспечивает создание набора взаимоувязанных и сбалансированных показателей деятельности, ориентированных на достижение стратегических задач и целей компании, а также способствующих повышению эффективности ее деятельности и росту акционерной стоимости.
Практически бюджетирование становится инструментом управления стоимостью, поскольку через планирование и контроль исполнения бюджета осуществляется анализ достижения стратегических целей в оперативном режиме.
Самые серьезные управленческие проблемы, с которыми сталкиваются компании, - отсутствие точной, хорошо структурированной и своевременной информации и несбалансированность отдельных составляющих общего управленческого процесса, что не позволяет принимать быстрые и эффективные управленческие решения.
Поэтому внедрение качественных информационных систем, к которым, безусловно, относятся продукты Hyperion, а также серьезные методические разработки, к которым, безусловно, относится эта книга, позволяют радикально изменить систему и процедуру формирования бюджетов, повысить оперативность их составления, точность планирования, учета и контроля, упростить процесс консолидации. Наличие оперативной и качественной информации дает возможность проведения детального и эффективного экономического анализа, а также построения взаимоувязанной системы бюджетирования и бухгалтерского учета. Все это позволяет избежать дополнительной работы, связанной с ведением параллельного управленческого учета, обеспечить оперативность оценок деятельности и принятие своевременных и качественных решений, столь важных в условиях серьезных изменений бизнес - пространства.
Я желаю авторам новых серьезных и ярких работ, помогающих поднимать организацию управления нашей промышленностью на уровень самой высокой эффективности, а читателям - удовольствия и удовлетворения от работы с книгой и предлагаемыми в ней инструментами.
Точки, по достижении которых поведение затрат существенно меняется. При контроле исполнения бюджета плановая часть пересчитывается исходя из фактического уровня активности или других факторов, относительно которых был запланирован жесткий бюджет. Это позволяет обеспечить сопоставимость плановых и фактических данных.
Еще один важный теоретический аспект — принципы пересмотра и корректировки бюджета. Не секрет, что практически любой бюджет время от времени нуждается в корректировке. Это вовсе не означает, что такой план изначально был составлен некачественно: просто с течением времени жизнь вносит коррективы в те прогнозы и предпосылки, на основании которых бюджет был сформирован. Некоторые компании применяют практику пересчета бюджета с учетом фактических данных уже истекших периодов, а также произошедших экономических, рыночных и организационных изменений. Метод пересчета бюджета (частичного или полного) выглядит вполне оправданным для предприятий, работающих на бурно развивающихся рынках или в нестабильных экономически условиях.
В то же время многие компании предпочитают использовать скользящий бюджет — бюджет, который регулярно обновляется с течением времени; при этом к периоду планирования добавляется один интервал времени в будущем (скажем, месяц или квартал) и вычитается один (истекший) период в прошлом. Таким образом, решается важная управленческая задача: компания всегда располагает планом на последующие 12 (или более) месяцев, причем сам бюджет постоянно поддерживается в актуальном состоянии с учетом всей информации, имеющейся в распоряжении менеджеров на момент его пролонгации.
Принцип скользящего планирования всегда выглядел привлекательным для многих компаний. Однако до недавних пор его практическое применение сдерживалось относительно высокой трудоемкостью и повышенными требованиями к оперативности планирования. Но сегодня ситуация иная: процесс бюджетирования существенно упростился с появлением специальных автоматизированных систем (ниже мы остановимся на этом более подробно).
Наконец, еще одно понятие, которое, по мнению авторов, заслуживает внимания, — функционально-стоимостное бюджетирование (Activity Based Budgeting, ABB). Этот метод является логическим продолжением хорошо известной (но весьма редко применяемой на практике, особенно в России) концепции функционально-стоимостного учета (Activity Based Costing, ABC). Подход ABB аналогичен подходу ABC: затраты потребляются функциями, а функции потребляются продуктами. Поэтому функционально-стоимостное бюджетирование предусматривает выделение основных функций, определение для каждой из них измерителей активности (носителей затрат), определение стоимости единицы каждого носителя затрат, а затем — определение плановых уровней активности и соответствующих плановых затрат. Однако следует отметить, что практическая реализация методологии ABB тесно связана с внедрением ABC с целью получения фактических данных и дальнейшего контроля исполнения бюджета.