Управление эффективностью бизнеса
Методология Balanced Scorecard
Развитие теории управления привело к появлению методологии Balanced Scorecard (BSC), которую ее создатели — Роберт Каплан и Дэвид Нортон — определяют как «инструмент, позволяющий трансформировать миссию и стратегию организации в исчерпывающий набор показателей эффективности, которые служат основой для системы стратегического управления и контроля»[10]. Именно эта теория на сегодняшний день получила всеобщее признание и, несмотря на наличие целого ряда аналогичных методик, все чаще воспринимается как стандарт де-факто.
Возникновение Balanced Scorecard относится к началу 1990-х годов, когда Робертом Капланом и Дэвидом Нортоном был разработан новый подход к оценке результативности деятельности компании, позволяющий преодолеть ограниченность традиционных методов. Важным новшеством стало то, что набор измеряемых показателей, по которым оценивалось предприятие, был расширен и в него, помимо привычных финансовых показателей, были включены нефинансовые параметры: сведения о клиентах, внутренних процессах, обучении и развитии. Кроме того, вместо ретроспективных показателей в процессе анализа стали учитываться и опережающие индикаторы, позволяющие оценивать состояние компании с учетом перспектив в будущем. Собственно говоря, о необходимости применения нефинансовых показателей и прогнозных оценок говорилось и раньше, но то, что эти идеи были структурированы и формализованы, обеспечило подходу Каплана и Нортона широкий резонанс. Таким образом, в начале 1990-х Balanced Scorecard представляла собой не столько методологию управления, сколько методику анализа, позволяющую осуществить комплексную оценку результативности деятельности компании.
Дальнейшее развитие методологии Balanced Scorecard характеризуется переходом от простой оценки показателей эффективности к управлению стратегическим развитием компании. Для этого Капланом и Нортоном была разработана карта стратегии (strategy map), которая позволила формализовать причинно-следственные связи между стратегическим управлением и показателями эффективности.
В карте стратегии Каплана и Нортона выделяются четыре аспекта (перспективы)[11]:
— финансы (финансовое положение и финансовые результаты деятельности);
— клиенты (то, как предприятие выглядит с точки зрения своих клиентов);
— внутренние процессы (ключевые процессы, в значительной мере определяющие эффективность деятельности компании);
— обучение и рост (наиболее важные элементы культуры, технологии и навыков персонала предприятия).
Популяризации практического применения формализованных методов стратегического управления способствовало начало издания специализированного информационного бюллетеня Balanced Scorecard Report (издатель — Гарвардская школа бизнеса). Еще одним важным событием стало учреждение Капланом и Нортоном консалтинговой группы Balanced Scorecard Collaborative (BSCol), деятельность которой заключается в стандартизации принципов Balanced Scorecard и функциональности программного обеспечения, а также в анализе накопленного опыта применения теории Balanced Scorecard и содействии ее распространению.