Управление эффективностью бизнеса
Функции планирования и бюджетирования
Какова роль планирования и бюджетирования в современной компании? Будучи комплексными управленческими процессами, планирование и бюджетирование оказывают столь же комплексное влияние на систему корпоративного управления. Среди основных функций системы планирования и бюджетирования можно выделить следующие:
— планирование и координация;
— принятие решений и делегирование полномочий;
— оценка деятельности;
— оценка и переоценка тенденций;
Заместитель генерального директора по экономике ОАО «ГМК "Норильский никель"»
ОАО «ГМК "Норильский никель"» - крупная производственная компания, имеющая разветвленную, территориально распределенную структуру. Особенности географического расположения компании привели к тому, что в составе ее производств присутствуют практически все отрасли экономики, которые тесно интегрированы между собой. На определенном этапе развития стало очевидно, что традиционный подход к подготовке бюджетов с использованием электронных таблиц и переработкой информации на каждом «этаже» управления существенно снижает гибкость и оперативность бюджетного процесса, обладает слабой прозрачностью. Решить проблему было возможно только за счет внедрения современных информационных технологий.
В компании было необходимо реализовать классический комплексный подход к бюджетированию: от взаимоувязанного планирования сбыта, производства и снабжения в специфических натуральных показателях через планирование нормативных производственных и накладных издержек, связанных с ними движений незавершенного производства и готовой продукции, бюджетов капитальных расходов и т. д., вплоть до плановых форм отчетности - баланса, плана прибылей и убытков и движения денежных средств.
Решение такой задачи было невозможно без разработки новой методологии планирования и бюджетирования, управленческого плана счетов, единых справочников, которые стали «скелетом» новой системы. Именно внимательное отношение к методологии, тщательная ее разработка явились залогом успешности всего проекта по автоматизации в целом.
Программное обеспечение Hyperion было выбрано согласно совокупности факторов, среди которых немаловажными были простота и, одновременно, высокая гибкость системы, полноценная реализация в системе классической концепции бюджетирования и невысокие требования к аппаратной поддержке.
Говоря о столь сложном проекте, нельзя не упомянуть о человеческом факторе. Ведь система бюджетирования - это не столько методики и компьютерные программы, сколько люди, которые участвуют в данном процессе. В крупной компании организации бюджетирования необходимо уделить особое внимание просто потому, что в бюджетный процесс вовлечено большое количество сотрудников, работающих по различным функциональным направлениям. Здесь велика роль бюджетных регламентов, описывающих процедуры и формы взаимодействия ответственных служб, а также возможность реализации этих регламентов в информационной системе.
Нужно также сказать об обучении персонала: здесь тоже пригодились знания и опыт консультантов ЛАНИТ, сумевших вовлечь в учебный процесс всех сотрудников, задействованных в процессе бюджетирования, - и в центральном офисе, и в Заполярном филиале компании. Важно отметить, что обучение затрагивало не только программное обеспечение, но и предметную часть - те методологические принципы и подходы, которые были разработаны проектной группой и утверждены руководством компании.
— взаимодействие и мотивация персонала;
— контроль и анализ.
Рассмотрим перечисленные аспекты более подробно, для простоты изложения подразумевая под планированием как планирование операций, так и финансовое планирование (бюджетирование).
Планирование и координация — основные функции системы планирования. С одной стороны, операционные планы и бюджеты конкретизируют стратегические корпоративные планы, а с другой — консолидируют информацию тактического и оперативного характера. Таким образом, операционные планы и бюджеты связывают между собой стратегическую и оперативно-тактическую плоскости планирования и устанавливают определенные рамки, внутри которых принимаются последующие управленческие решения. Развитие предприятия становится более планомерным и предсказуемым, поскольку вероятность неадекватных шагов и разного рода «перекосов» сводится к минимуму.
Принятие решений и делегирование полномочий. Грамотно организованная система планирования подразумевает четкие процедуры принятия управленческих решений и соответствующее разграничение ответственности. При этом право (и обязанность) принятия решений делегируется именно тому менеджеру, который отвечает за соответствующую область деятельности. При этом снижается нагрузка на руководителей высшего уровня: им больше не приходится тратить время на принятие решений, находящихся в компетенции подчиненных. Что касается менеджеров среднего звена, то в условиях отсутствия излишнего вмешательства сверху они получают новые возможности для проявления инициативы и реализации своего потенциала[13].
Оценка успешности бизнеса. Показатели исполнения планов могут служить одной из характеристик текущей позиции предприятия и качества бизнеса. Достижение запланированных показателей и отсутствие негативных отклонений факта от плана свидетельствуют о стабильности и устойчивости. И, наоборот, существенные отклонения факта от плана говорят либо о несовершенстве системы планирования, либо о недостаточной предсказуемости самого бизнеса.
Оценка и переоценка тенденций. Как известно, построение планов и бюджетов основывается на прогнозах, и прежде всего — на прогнозе продаж. Поэтому корпоративный бюджет во многом отражает состояние внешней среды, точнее — оценку ее динамики в будущем. Мониторинг исполнения планов и анализ отклонений могут оказать неоценимую помощь в случаях, когда базовые ожидания, прогнозы и тренды требуют переосмысления. Это может произойти как из-за погрешностей в первоначальных прогнозах, так и при изменении внешних тенденций.
Взаимодействие и мотивация персонала. Деятельность по формированию, корректировке, контролю и анализу исполнения планов предусматривает тесное общение сотрудников практически всех служб организации. Кроме того, бюджет должен оказывать мобилизующее воздействие и обеспечивать заинтересованность персонала в достижении запланированных показателей.
Контроль и анализ. Регулярное сопоставление достигнутых результатов с запланированными дает возможность анализировать отклонения и своевременно принимать необходимые решения. Внешние условия могут изменяться, при этом в корпоративный бюджет нужно также вносить необходимые коррективы. К тому же вариации внешней среды должны восприниматься системой планирования отдельно от отклонений, возникших по причинам внутреннего характера.