Эффективность программ инициативно-проблемного типа
Программы инициативно-проблемного типа, помимо прямого результата, на достижение которого они направлены, обладают важным "побочным" эффектом, а именно:
1. Программа регионального развития (ПРР) снимает противоречие между различными силами в регионе, которые борются за власть, т. к. позволяет активным силам региона, не представляющим властные структуры, направить свою энергию на управление развитием, что может быть крепкой и здоровой основой кооперации различных противоборствующих сил.
2. ПРР является инструментом привлечения, а не расходования ресурсов, вложения средств, а не их потребления.
3. ПРР снимает противоречие между отдельными направлениями деятельности и развитием внутри региона, т. к. позволяет достичь интеграции ресурсов при постановке и решении региональных проблем.
4. ПРР снимает противоречие между разработчиком и исполнителем, т. к. строится на принципе совмещения разработчика и исполнителя в одном лице.
5. ПРР снимает противоречие между административным типом управления, направленным на стабилизацию ситуации, и процессами реформирования, предполагающими изменение ситуации, т. е. ее неизбежную дестабилизацию.
Таким образом, административная система управления получает дополнительный ресурс в виде разнообразных активных позиций людей, которые имеют возможность в этой работе реализовать свой потенциал. Их активность становится целенаправленной, управляемой, позволяет выстроить отношения сотрудничества между ними и действующей властью. В этом случае значительная часть активной оппозиции с высокой вероятностью может стать опорой действующей власти в решении комплексных проблем регионального развития.
Примечание. Программа регионального развития способна выполнить указанные функции в построении и реализации региональной перспективы только в том случае, если опирается на принцип "команды" и строится с использованием технологий разработки программ инициативно-проблемного типа. ПРР не сможет выполнить перечисленных функций, если будет строиться как административно-целевая с неизбежными негативными последствиями для региона. Имеется локальный опыт разработки ПРР инициативно-проблемного типа в масштабах региона.