Технология МАЛОГАБАРИТНЫХ ГИРОМОТОРОВ
ХИМИЧЕСКИЕ ПОКРЫТИЯ
Химическое покрытие представляет собой тонкий, плотный слой окисла металла детали, обладающий эрозионной стойкостью, защищающий поверхность детали от коррозии под воздействием реагентов. К химическим покрытиям, применяемым при изготовлении гиромоторов, относятся: анодное оксидирование и пассивирование.
Анодное оксидирование (анодирование) применяется в качестве антикоррозионного покрытия для защиты деталей гиромоторов, изготовляемых из алюминия, алюминиевых и магниевых сплавов.
Процесс анодирования заключается в превращении поверхностного слоя металла в более или менее гидратированный оксид алюминия под действием выделяющегося на аноде кислорода. Для антикоррозионного анодирования применяют три основных метода — хромовокислый, сернокислый и щавелевый. При этих методах различаются составы электролитов, особенности режимов пленкообразования и свойства получаемых слоев. Каждый из методов имеет свои преимущества и недостатки.
Ниже описывается технологический процесс сернокислого анодирования, дающего хорошие результаты при покрытии корпусов и крышек гиромоторов, изготовленных из сплава AJI2, и подшипниковых гаек — из дуралюмина.
Перед покрытием детали должны быть тщательно обезжирены. Обезжиривание производится химическим путем, погружением деталей в ванну с 50 г! л тринатрияфосфата, 5—10 г/л едкого натрия и 30 г! л жидкого стекла на 3 мин. при температуре 60—70°. При наличии на деталях смазки, которая не может быть удалена химическим обезжириванием, детали сначала промывают окунанием в бензине. Просушенные до полного удаления запаха бензина, детали химически обезжириваются. После обезжиривания детали сначала промывают в горячей воде при температуре 30—60° в течение 1—2 мин., а затем в течение 1—3 мин. в холодной воде под душем.
До обезжиривания в отверстия под шарикоподшипники в корпусах и крышках вставляются плотно резиновые пробки, обеспечивающие детали от попадания электролита и оксидирования поверхности отверстий под шарикоподшипники.
После обезжиривания детали осветляют, окуная на 0,2—0,5 мин - в ванну с азотной кислотой удельного веса 1,3—1,4 при температуре 17—25°; осветленные детали промывают в холодной воде в течение 1—3 мин.
Процесс антикоррозионного оксидирования производят погружением деталей в ванну на 40—60 мин. с серной кислотой удельного веса 1,84, разбавленнойв 150—200 г/л воды при температуре 15—26°.
При оксидировании подается напряжение 12—24 в, ток регулируется из расчета 2—2,5 а на одну подвешенную деталь. Электро
Лит при оксидировании должен перемешиваться сжатым воздухом. После оксидирования детали промывают в холодной воде в течение 3—10 мин., затем в горячей воде при температуре 60—90° в течение 3—10 мин. Отсутствие серной кислоты на поверхности деталей проверяется на одной детали, снятой с каждого приспособления, нанесением на поверхность детали одной капли метилоранжа; при этом капля не должна розоветь.
В процессе оксидирования в серной кислоте на поверхности деталей образуется пористая оксидная пленка с большой адсорбционной способностью свежеобразованного оксида, которую и используют с целью увеличения защитных свойств пленки и придания ей декоративного вида методами «наполнения». Так, при обработке деталей, ранее подвергшихся воздействию серной кислоты, в бихроматном растворе (состоящем из двухромовокислого калия 100 г! л и углекислого натрия 18 г/л) погружением деталей на 2— 10 мин. в электролит с температурой 70—90° пленка насыщается пассивирующими ионами бихромата. Этим значительно и повышается коррозионно-защитная способность пленки.
Обработанные хромпиком детали промывают сначала в холодной, а затем в горячей воде в течение 1—3 мин. и, после демонтажа с приспособлений, загружают в сушильный шкаф, где они и сушатся в течение 10—15 мин. при температуре 100—120°.
Для повышения коррозионно-защитной способности на оксидный слой, который хорошо адсорбирует жировые вещества, наносят масляный слой, погружая детали в нагретое до температуры 110— 115° вазелиновое масло МВП; затем поверхности деталей протирают марлей. При оксидировании размеры деталей практически не изменяются.
Оксидирование магниевых сплавов производят тремя основ - ными методами: селеновой кислотой; в щелочной и нейтральной среде. Поскольку при оксидировании двумя последними методами размеры деталей существенно изменяются, эти методы для оксидирования деталей гиромоторов почти не применяются.
Оксидирование магниевых сплавов селеновой кислотой применяется как самостоятельное покрытие для деталей гироскопов, так как в результате процесса размеры не изменяются; однако антикоррозионная стойкость пленки невелика. Для повышения устойчивости против коррозии оксидированные детали смазывают нейтральными консистентными смазками.