Свой бизнес: с чего начать, как преуспеть

Аптека


Открыть аптеку можно за 10 месяцев. В Петербурге аптеки растут как грибы. Кажется, что это

Небольшой и весьма прибыльный бизнес: 4,7 млн населения, сезонные эпидемии хорошо Поднимают продажи.

Как Открыть Аптеку, мы Спросили v Бывшего президента корпорации «Бинко» (сеть аптек «Для тебя И мамы»), выпускника «Финэка» Георгия Николайчика, Который За 20 лет Открыл в Петербурге Около 50 аптек и сформировал систему, которая позволяет сети оставаться жизнеспособной и Зарабатывать средства на расширение бизнеса. Корпорация «Бинко» - предприятие среднего Бизнеса, выросшее из малого. В Петербурге работают и «Монстры» Фармацевтического аптечного Рынка - сети «Фармакор» и «Первая помощь». Активно развиваются также сети «ЭдиФарм», Natur Produkt И др. Выживают и единичные аптеки, но им все труднее тягаться с лидерами рынка. Тенденция последнего времени - открытие супермаркета товаров для здоровья. Новый Формат Предполагает расширение ассортимента за счет различных групп товаров, представляющих как Лечебное и оздоровительное питание (фиточаи, пищевые добавки, мед), так и аппараты для Восстановления или оздоровления различных функций организма. Вся продукция должна быть Сертифицирована.

Тяга горожан к здоровому образу жизни уже Формирует новый Формат магазинов здоровья. Их Ассортимент перевешивает в сторону БАДов, гомеопатических средств и лечебной косметики.

В городе начали появляться гипермаркеты Здоровья, тогда как раньше эту нишу занимали Небольшие магазины товаров для Здоровья. Например, ОАО «Фармация» Открыло в Купчино Гипермаркет «Здравница» площадью 2500 м.

Лекарствам на его полках отведено всего 30-40 %, а остальное место в 20-тысячном ассортименте Занимают товары для Здоровья: тренажеры, спорттовары, диетическое питание, пищевые добавки, Книги и др. В магазине можно встретить такие товары, как «сосуды для промывания носа Морской Водой» или «мазь с Тонирующим Эффектом для ликвидации синяка под глазом».

АПТЕКА ПО-НОВОМУ

Открыть гипермаркет здоровья предпринимателей подтолкнул успех собственной сети под Брендом «Новая аптека», которую ОАО развивает в Петербурге с 2001 года. Ее особенность Состоит в том, что в ассортименте сети велика доля немедикаментозных средств. Самая успешная Из этих аптек приносит около $1 млн прибыли в месяц.

По словам генерального директора ОАО «Фармация» Евгения Богданова, по профессии врача и Финансиста, около половины выручки поступает от продажи сопутствующих товаров, поэтому в Новом Формате было решено сделать Упор Именно на них. Создание гипермаркета Здоровья Также Связано с попыткой преодолеть негативное восприятие россиянами слова «аптека» (место, куда Ходят больные люди).

Всего за два года в городе должно появиться еще Три Подобных гипермаркета, а за 5 лет по России - 30. Развитие такого Формата в РФ пока не Получило Распространения в отличие от Западных стран, поэтому При открытии Первой «Здравницы» ОАО «Фармация» использовало опыт Подобных сетевых Форматов в Израиле, Голландии, Англии и США. Также были использованы Собственные наблюдения. «В залах, где представлены товары для здоровья, мы отказались от Услуг провизоров. Из опыта "Новых аптек" был сделан вывод, что эти специалисты игнорируют Данные товары в продажах», - рассказывает Евгений Богданов.

«Я считаю, что такой опыт выгоднее перенимать скорее небольшим аптечным киоскам. А вообще, Сейчас необязательно специализироваться на чем-либо, например открывать аптеку для матери и Ребенка. Наиболее востребованы в настоящее время аптеки, где можно купить все - и лекарства

И дополнительные товары», - рассказал генеральный директор ООО «Фармацентр» Майр Бадалов. В подобном Формате работают магазины Здоровья «Жизнелюб», «Лавка Здоровья», две «Грибные аптеки» и др.

ШАГ 1. ПЕРСОНАЛ

В составе корпорации «Бинко» работает Фармацевтическое управление, в Котором Два отдела и Фармацевтический склад. Они отвечают за закупки, продажи и хранение препаратов. Специалисты Должны обладать знанием рынка. По закону продавать Фармпрепараты может только Провизор. В Аптеке обязательно должны работать специалисты - Провизоры или Фармацевты. Их готовят Фармацевтическая академия и Фармацевтический колледж «В последнее время, - отметил Георгий Николайчик, - я бы отметил работу как раз Фармацевтического колледжа, его выпускники Ближе к жизни». Особое внимание нужно уделить подбору «первостольника» - работника аптеки, Который стоит за прилавком. От его работы многое зависит.

Кроме того, очень важна кандидатура заведующего аптекой. В корпорации «Бинко» берут на Работу молодых провизоров, и, так как сеть растущая, через 2-3 года у провизора есть Возможность занять вновь открывшееся место начальника подразделения или заведующего Аптекой.

ШАГ 2. ПОМЕЩЕНИЕ

Помещение, конечно, можно купить или арендовать у собственника. В первом случае это удорожит проект на несколько десятков тысяч долларов, во втором случае есть свои подводные камни. Георгий Николайчик предпочитает работать с КУГИ (Комитетом государственного имущества), считая отношения с таким арендодателем «более прозрачными и предсказуемыми». Информация черпается из официального «Бюллетеня недвижимости», каждый объект здесь публикуется в течение 2 недель. Всегда можно выбрать. Помещение не должно быть менее 100-150 м2, так как помещение аптеки должно состоять как минимум из:

♦ торгового зала;

♦ материальной комнаты;

♦ кабинета заведующего;

♦ комнаты отдыха персонала.

Все это можно «уложить» в 100-120 м.

Материальная комната - это обязательный атрибут каждой аптеки, место, где должны происходить разбор, сортировка и хранение фармпрепаратов.

Кроме того, обязательна комната отдыха, ведь не будут же фармацевты пить чай рядом с препаратами. Ну и у заведующего как материально ответственного лица должен быть свой кабинет с сейфом и предметами оргтехники.

В КУГИ подается заявка на помещение, потом заседает районная комиссия КУГИ, и при положительном решении комиссии через две недели появляется распоряжение главы администрации района или председателя КУГИ о том, что это помещение выделено вам. Чтобы в дальнейшем получить лицензию на работу аптеки в предоставленном помещении, необходим договор аренды на 5-10 лет. Минимальный срок аренды - 3 года. Подписывается проект договора аренды. Когда договор готов, его предоставляют в Регистрационную палату.

ШАГ 3. РЕМОНТ

Пока договор будут регистрировать, вы можете приступить к ремонту. В городе существует несколько проектных бюро, которые делают дизайн-проект аптек, среди них, например, бюро «Никита Новак» и др.

В корпорации «Бинко» существует собственное ремонтно-строительное подразделение из 15 человек, которое занимается всеми ремонтными работами как по отделке новых помещений, так и по ремонту имеющихся. В сети такое подразделение держать выгодно, так как услуги, получаемые не на стороне, конечно, дешевле. На некоторые виды работ разумнее нанять субподрядчиков.

Ремонт длится обычно от 4 месяцев. «Как правило, - рассказывает Георгий Николайчик, - современный потребитель фармацевтических и парафармацевтических товаров хочет приходить и делать покупки в хорошо отремонтированном и оборудованном помещении». Поэтому все помещения капитально ремонтируются, с заменой всех инженерных коммуникаций. Ремонт вместе с покупкой торгового оборудования обходится от $300-500 за 1 м2. Таким образом, с момента получения помещения под аптеку до момента, когда в отремонтированное и оборудованное помещение придет эксперт Лицензионной комиссии, проходит 7-8 месяцев.

ШАГ 4. ОБОРУДОВАНИЕ

Торговое оборудование для аптеки можно заказывать параллельно с ремонтом. Аптечное оборудование европейского стандарта производят в том числе и в Петербурге, например, фирмы «Теос», «Гиос-Конком» и др. Некоторые препараты, которыми торгуют аптеки, являются огнеопасными и требуют для хранения специальных мест - металлических огнестойких шкафов. Оборудование изготавливается 1-2 месяца, завозится и монтируется в течение нескольких дней. Информацию о поставщиках оборудования можно получить в специализированных изданиях или на ежегодной выставке «Аптека».

ШАГ 5. ЛИЦЕНЗИРОВАНИЕ, АССОРТИМЕНТ И НАЦЕНКИ

Когда ремонт сделан и оборудование смонтировано, пакет документов на будущую аптеку подается в подкомиссию по лицензированию фармацевтической деятельности (входит в подкомиссию Министерства по здравоохранению). Затем в аптеку прибывает специальная комиссия экспертов и проверяет все на соответствие стандарту.

Процесс получения лицензии длится до 60 дней. Лицензию выдает Минздрав на 5 лет. Комиссия осматривает аптеку без товара. «Закупка товара является уже ведением фармацевтической деятельности, - говорит Георгий Николайчик, - ее нельзя осуществить без наличия лицензии». До 10 месяцев проходит с момента получения разрешения до открытия аптеки. И все это время нужно исправно платить арендную плату. Инвестиции в каждую аптеку, включая товарный запас, как правило, составляют $70-100 тыс. Товарный запас на момент открытия аптеки должен составлять от 4 тыс. наименований на сумму, как правило, $20-40 тыс.

При выборе помещения обязательно учитывается расположение уже имеющихся аптек в микрорайоне, их ассортимент. «Если аптека открывается недалеко от больницы или в самой больнице, ее ассортимент должен быть подобран в соответствии с ожиданиями будущих покупателей, - говорит Георгий Николайчик, - ассортимент аптеки старой части города должен быть отличен от аптеки в новостройках».

Известно, что 30 % препаратов составляют наибольший удельный вес в продажах. Но если в аптеке будут только эти 20-30 препаратов от простуды, сердечные настойки и гигиенические прокладки, то в нее скоро перестанут ходить. Поэтому, по мнению Георгия Николайчика, аптека должна поддерживать товарный ассортимент в размере от 4 тыс. до 7 тыс. наименований.

Торговая наценка не должна превышать 15-20 %, в противном случае покупатели опять-таки пойдут к конкурентам.

Ассортимент формируется с помощью информационных систем, таких как «РОСБИ», «Медлайн», «Кроссмаркет» и др., с их помощью специалист аптеки, ведающий закупками, заказывает любые препараты в режиме реального времени, выбирая нужную ему позицию из имеющихся оптовых предложений по цене, способу доставки и прочим параметрам.

В Петербурге работает порядка 200 поставщиков лекарственных препаратов и парафармацевтиков. Наиболее значимых среди них - два-три десятка: «Фарм Тамда 77», «Биотехнотоник», «Северо-Запад». Крупнейшие российские поставщики - «СИА Интернейшнл», ЦБ «Протек». Для давнишних партнеров у них предусмотрены специальные цены. Некоторые аптечные сети имеют собственные информационные системы. А другие работают с поставщиками по старинке - по прайс-листу. У корпорации «Бинко» для доставки товара по подразделениям есть собственный небольшой автопарк из 12 машин. Это удешевляет конечную стоимость препаратов и отражается на активности покупателей.

Процесс открытия аптеки занимает:

♦ 6 месяцев - ремонт;

♦ 1-2 месяца - оборудование;

♦ до 2 месяцев - лицензирование.

Итого: до 10 месяцев проходит с момента получения разрешения до открытия аптеки.

Свой бизнес: с чего начать, как преуспеть

Прогнозы

Опрошенные представители малого бизнеса считают, что говорить о последствиях кризиса можно будет только через пару месяцев. В целом он будет выражаться в поведении покупателей - они станут более требовательно относиться …

Советы всем, кто хочет отбиться от тех, кто использует кризис для решения своих финансовых проблем

Например, одна из Угроз Предпринимателей - контрагенты, которые Пользуются кризисом в свою пользу. Совет экспертов - четко прописывать в договорах штрафные санкции. «Есть такое сейчас выражение - "косить под Кризис"». …

Причины продажи бизнеса среди петербургских бизнесменов

1. Финансовые затруднения (невозможность окупить вложения или снижение рентабельности Бизнеса). 2. По личным причинам («бизнес надоел», «необходимы инвестиции для реализации нового Проекта» и т. д.). 3. Перепродажа бизнеса как способ …

Как с нами связаться:

Украина:
г.Александрия
тел./факс +38 05235  77193 Бухгалтерия
+38 050 512 11 94 — гл. инженер-менеджер (продажи всего оборудования)

+38 050 457 13 30 — Рашид - продажи новинок
e-mail: msd@msd.com.ua
Схема проезда к производственному офису:
Схема проезда к МСД

Оперативная связь

Укажите свой телефон или адрес эл. почты — наш менеджер перезвонит Вам в удобное для Вас время.