Свое дело дома и в мастерской. От хобби и ремесла к доходному бизнесу

Гипсовое искусство

Гипсовое искусствоЕще совсем недавно в кабинетах организаций, учебных заведениях можно было увидеть бюсты вождей, знаменитых ученых прошлого, пи­сателей и поэтов, а в квартирах россиян и качестве скульптур ш гипса преобладали в основном слоники, голуби да копилки.

Гипсовое искусствоНо времена изменились, стали стро­иться просторные квартиры, коттеджи, появились новые стили в оформлении квартир, изменилось отношение и к до­машней скульптуре. Модным стало укра­шать интерьер помещений, а также ис­пользовать в ландшафтном дизайне до­вольно крупные архитектурные формы (египетских сфинксов, львов и др.). Осо­бенно и шскаиным и интерьере считаются тщательно проработанные статуэтки из фарфора, бронзы, поделочных камней и даже из гипса с видом под старинную бронзу, малахит и т. д. Скульптура в наше время стала своеобразным украшением, преображающим жилой интерьер.

Разные скульптуры, как болыиие по величине, так и совсем миниатюрные, для украшения интерьера можно делать из гипса, придавая ему тот или иной вид, что в последнее время стало очень попу лярным.

Изготавливать можно многое, начиная от ма­леньких фигурок нэцке, копилок, статуэток, раз­личных сувениров, бюстов до более значительных вещей каминного обрамления, колонн и т. д.

Большой' популярностью пользуются различные карнизы, пилястры, барельефы, колошш, молдин­ги, розетки, фризы, фигурки нэцке, статуэтки и т. д.

Технология изготовления простейших скульп­тур не очень сложная. С любого предмета делается форма, в которую затем заишается гипс. Через не­которое время (30 40 минут) после затвердения из­делие освобождается из формы и покрывается раз­личными составами, применяются специальные приемы, с помощью которых гипсовым фигурам можно придать вид старинной бронзы, посеребрить, позолотить и т. д. Используя специаль­ные добавки, можно придать изделиям вид натурального камня - грани­та, малахита и т. д. Главное в этом деле - научиться делать формы.

Инструмент для работы с гипсом должен быть из нержавеющей стали или латуни. Размешивать гипс удобно мутовкой - палкой, на конце которой крест - накрест прикреплены две металлические плас­тинки. Клееварку можно собрат ь из большой и маленькой жестяных консервных банок, вставив одну в другую и положив под дно мень­шей банки выгнутую из жест и скобу.

Гипсовый раствор для изделий готови 1х;я следующим образом; в гип - совку наливают 7 частей воды и всыпают небольшими дозами 10 частей гипса, помешивая мутовкой. Необходимо помнить, что свежеприготов­ленный раствор сохраняет текучесть примерно 2-3 минуты, теряет пла­стичность через 7-8 минут и полностью затвердевает чере« 15-20 минут.

Чтобы придать большую твердость модели из гипса, при приготов­лении гипсового раствора гипс смеши някп г. шшявдй швестыо (6:1).

Формы дня гипсовых изделий могут быть гипсовыми, эластич­ными клеевыми и формопластовыми, силиконовыми, комбиниро­ванными. цементными, бетонными, деревянными, металлическими и даже из пенопласта.

Гнпсовые формы (черновые) делают, как правило, с мягких моде­лей и используют только для получения одной гипсовой отливки, после чего форму расколачивают. Эластичные формы снимают пре­имущественно с твердых моделей в тех случаях, когда требуется пере­дать все мельчайшие ажурные детали модели. Комбинированные формы сочетают в себе эластичные и гпйсовые кусковые формы. Формы делаются открытым или закрытым способом.

Простейшая небольшая (/юрма для поделок из гипса готовится сле­дующим образом. В небольшой короб (картонную коробочку ) налива­ется гипсовый раствор слоем около 1 см. Короб нужен, для того чтобы типе не растекался. Когда он затвердеет, на этот слой укладывается предварительно смазанная маслом или вазелином моден.. Затем короб с моделью заполняется до середины модели гипсом - получится нижняя часть формы. Чтобы половинки форм было удобно потом совмещать, делаются специальные «замки», для чего на полузатвердевшей нижней половине формы вырезаются на небольшу ю глубину углы. Застывшую половину формы вместе с моделью следует тщательно смазать маслом игти иязрлином. Теперь свежим гипсовым раствором окончательно за­ливаете модель примерно выше уровня модели на 2 см. Когда форма затвердеет, но еше не окончательно просохнет, половинки с помощью тонкою ножа (лезвия) следует разъединить В форме необходимо но­жом вырезать литейник в виде воронки, доходящей до самой модели. Модель убирается. Половинки форм готовы. Чтобы отлить копию модели, половинки форм смазываются маслом или вазелином, плотно

68


Прижимаются друг к другу (помогают в этом «замки»), можно стыки обмазать пластилином, через литейник в образовавшуюся полость за­ливается подготовленный гипсовый раствор. После затвердения гипса, форма разъединяется, и копия модели осторожно извлекается.

Гипсовые изделия для отделки внутренних помещений зданий от­ливают главным образом в эластичных формах, разновидностью ко­торых являются клеевые (желатиновые). Клей (желатин) благодаря своей эластичности позволяет’ снимать форму с модели любой слож­ности. При хорошем уходе за формой в ней можно сделат ь до 60 от­ливок. Эти формы удобны также тем, что в отличие от гипсовых форм позволяют не зачищать швы на отливке, кроме бокового шва.

Клеевые формы делают из желатина или столярної о клея откры­тым или закрытым способом. Сначала готовят клей. Желатин (7 кг) заливают теплой водой (0,5 л) и выдерживают 20-30 минут, пока он разбухнет. Плитку столярного клея разбивают молотком на мелкие куски и вымачивают их в течение суток в воде, меняя ее 2-3 раза, за­тем. добавив 1,5 л горячей воды, варя г на водяной бане до готовно­сти. Клееварка должна быть плотно закрыта крышкой. В конце вар­ки добавляют 300 мл воды и 500 г технического глицерина.

Клеевую <1юрщ' открытым способом готовят следующим образом. Модель раствором гипса прикрепляют к гипсовой плите, вокруг нее устанавливают деревянные бруски-бортики с небольшим наклоном внутрь. Модель, плиту и бортики покрывают 1-2 раза лаком. Когда лак подсохнет, смазывают смазкой и оставляют на 12 часов. Затем модель обливают клеем (посуду с ним держат над моделью в 10 мм). Через сутки убирают бортики, с модели снимают клеевую фо$мУ - На форму слоем не более 3 см наносится гипсовый раствор получится кожух, верх которого делают плоским, чтобы его можно было поста­вить на стол при изготовлении отливок. Через час кожух снимают С формы. На нем останутся два «замка» в виде выпуклостей там, где были вырезаны предварительно углубления-метки на форме (ка к при изготовлении гипсовой формы). Затем кожух внутри 2-3 раза покры­вают лаком, чтобы форма плотно лежала в нем. Саму форму обезжи­ривают тальком, квасцами или формалином.

Клеевая форма закрытым способом. Сначала подготавливается мо­дель, Модель из мрамора, кости, дерева, бронзы предварительно сле­дует покрыть густой мыльной пеной, хрупкое изделие, например, из терракоты, - обернуть фольгой, обычную модель накрывают кусочка - ми влажной бумаги. Подготовленную модель облепливают глиной слоем в 1 см, хорошо выравнивают ее поверхность, покрывают стеари­новой смазкой и делают в глине углубления-мегкн для фиксации кожу­ха. Затем модель сверху заливается гипсовым раствором - это и будет кожух. Через час кожух можно снять, внутри его следует покрыть шел­лачным лаком. В самых высоких местах кожуха просверливают одно отверстие (суженное наружу) диаметром 4-5 мм для воронки, и второе диаметром 3-4 мм для выхода воздуха. Затем модель (уже без глины) накрывается кожухом и в пространство между кожухом и моделью через воронку заливается клей (при температуре 55°С). Этот слой клея и образует форму. Через сутки кожух снимают, а форму разрезают спе­циальным ножом (на конце лезвия ножа есть изгиб иод углом 120°), на одной стороне формы получается углубление, на другой - выпуклость, что предохраняет части формы от сдвига при изготовлении уже самой копии модели. Для того чтобы не испортить форму от воздействия воз­духа и влаги, ее следуег задубить 10%-ным раствором алюмокалиевых квасцов (можно крепким отваром дубовых орешков или ивовой коры). Перед отливкой модель обязательно покрывается внутри смазкой.

В последнее время наибольшей популярностью пользуются формы из формопласта. Они водоустойчивее и эластичнее по сравнению с кле­евыми, не усыхают, дольше сохраняют гибкость и эластичность, что позволяет делат ь в ней до 400 и более отливок, четко воспринимают все мелкие детали модели и точно передают их на отливках. Формоп - ластовыс формы не требуют дубления и смазки, в результате чего со­кращается время изготовления отливка, повышается оборачиваемость форм. Но изготовление формопласговых форм имеет один недостаток - формопласт при нагревании выделяет резко пахнущий и вредный газ.

Сначала перед отливкой формы модель подготавливается. Одни модели из твердых материалов очищаются от разных жировых по­крытий, краски, лака с помощью растворителя, ацетона или жидко­сти для снятия красок. Другие модели (фарфоровые) смазываются кипяченым растительным маслом и нагреваются до температуры 40°С. Хорошо просушенную модель из гипса с помощью кисти два раза пропитываюг горячей натуральной олифой, в которую добавля­ют 5-10% канифоли. Олифа заполняет поры гипса. Если при этом на модели образовалась пленка, ее размывают скипидаром с помощью кисти, модель просушивают, чтобы скипидар улетучился, а затем вновь пропитывают смесью олифы и канифоли.

Ич формопласта также можно изго I овить формы открытым или закрытым способом.

Закрытая форма из формопласта готовится в два этапа по анало­гии с клеевой. Сначала делается кожух, а затем уже отливается сама форма. Подготовленную модель устанавливают на подставку, облеп­ляют глиной толщиной в 2 см. наверху долепливают небольшую тру­бу (длиной 5 см и диаметром до 2 см), устраивают «замки» и налива­ют кожух толщиной 3 см (аналогично описанному выше). Затем сни­мают кожух с модели снизу вверх и, выполнив необходимые подгото­вительные операции, снова надевают кожух на чистую модель (мо­дель должна быть влажной, но без капель воды). В пространство между моделью и кожухом через воронку вливается расплавленный формопласт. Температура наливаемого формопласта должна быть 125-128°С. При заливке формопласта более низкой температуры фор­ма будет расслаиваться. Наливая на модель формопласт, струю на­правляют на наиболее высокую часть рельефа, чтобы масса посте­пенно и равномерно растекалась по всей модели. Как только форма остынет до 60°С, ее снимают с модели. При снятии формы с крупных бюстов форму и кожух на модель делают из двух половин, то есть разъемными, так как целый кожух трудно снять с крупной модели.

Силиконовая форма. Делается контейнер для заливки из любого же­сткого материала (стеклопластик, ДСП, дерриянные дощечки и т. п.). В контейнере не должно быть шелей. поэтому все части обечайки соединя­ются клеем. Можно просто взять подходящую по размеру емкость (на­пример. ящик). Берется скульптурный нсзатвердевающий пластилин (нельзя брать детский пластилин - он очень липкий, от него трудно бу­дет очистить модель), равномерно укладывается почти до половины контейнера. Поверхность пластилина должна быть гладкой, без щелей. В пластилин вдавливается модель. Вокруг в пластилине карандашом де­лаются несколько дырочек - «замки», чтобы при изготовлении отливки в последующем не происходило смещение частей формы.

Теперь измеряется необходзгмый объем формообразующего матери­ала. Для этого насыпается в контейнер сыпучий материал, который потом высыпается в мерную емкость. Поверхность модели смазывает­ся разделительной смазкой. Для силиконовой формы нельзя использо­вать силиконовую смазку, используют жировую, восковую смазку или мыльный раствор. Компоненты формовочной массы смешиваются по инструкции и медленно тонкой струйкой заливаются по контуру обе­чайки. чтобы не появились пузыри. После отверждения верхней части формы аккуратно удаляется пластилин, снова смазывается поверх­ность модели и формы, включая замки. Готовится формовочный мат е­риал и заливается вторая часть формы. После полного отверждения второй части форма разнимается и модель извлекается. Форма готова.

Для некоторых изделий можно сделать форму из пенопласта, на­пример, для настенного панно, сделанного из гипса.

Поверхности готового гипсового изделия можно придать вид брон­зы, чугуна, древесины, под мрамор, позолотить, посеребрить и т. д.

Пропитанная олифой поверхность изделия, предварительно хоро­шо высушенная при постепенном повышении температуры с 25 до 55°С, со временем примет вид «под старый мрамор». Если покрыт ь шеллачным лаком, приобретет вид «под терракоту».

Чтобы придать изделию вид «под бронзу» применяются масляные краски, специально подобранные по цвету, причем наносятся они в три слоя: первый слой делается светлым (после высыхания обрабаты­вают мелкой шкуркой), второй слой делается более темным и густым, после высыхания наносится третий слой (разжиженный скипидарам с добавлением растворенного пчелиного воска).

Тонируемые поверхности протираются мягкой фланелью, припо­рошенной тальком, а в местах, которые желательно оттенить, сме­сью талька с порошком окиси хрома. Есть и еще целый ряд тонко­стей, применяя которые можно придать поверхности вид не просто «под бронзу», а «под старинную бронзу», под чугунную отливку и т. д.

Для изготовления изделий можно воспользоваться гипсом марки Г-10 либо евро гипсом. Если при изготовлении модели использовать еврогипс и прогрунтовать специальным составом «артисан №8», можно получить изделие, практ ически похожее на каменное.

Секретов получения поверхности модели из гипса того или ино­го вида очень много, о них достаточно подробно описано в соот­ветствующей литературе.

По расчетам специалистов, занимающихся гипсовым моделирова­нием, затраты на сырье для изготовления гипсовой колонны высотой 90 см и диаметром 25 см составят $5 (1 мешок гипса, 3 л грунтовки), расход на форму $22 (5 л дибутила, 60 кг ТТХВ или вторсырья), иена реализации - не менее 555, изготовление деталей камина от 5300. Следует учитывать, что формы служат по 5 лег и более, и при повтор­ных отливках ваши расходы будут значительно меньшими.

Из 1 мешка гипса (цена 150 рублен) можно изготовить 30 фигу­рок атлантов-подсвечников, цена реализации каждою около 250- 300 рублей, соответственно прибыль - не менее 7 тыс. рублей.

Рекомендации. Предварительно изучите литературу с более подроб­ными описаниями технологии, изготовьте для начала что-нибудь про­стое для себя, знакомых, друзей. Определитесь со спросом и ценами.

Самым простым способом для начала бизнеса считается отливка изделий в готовые формы. Долговечность форм для гипсовых отли­вок достигает 10 ООО циклов. Цена на формопластовую форму высчи­тывается от вместимост и в нее гипсового раствора. Например, фор­ма «Атлант» для гипсовой модели «Атлант» весит около 7 кг. соот­ветственно стоимость формопластовой формы - $280.

72

С подробным описанием изготовления изделий из гипса можно познакомиться, просмотрев соответствующие книги о ремеслах.

Выгодно работ ать под заказ, при больших заказах можно полу­чить сразу ощутимую прибыль. Рекламируйте свои изделия и работ)' в местной прессе.

Начальные затраты: от 3 тыс. рублей.

Месячный доход: 50-150 тыс. рублей.

Свое дело дома и в мастерской. От хобби и ремесла к доходному бизнесу

3 причины для выхода на рынок с бизнес-пресс-релизом

Вы видели сотни из них за свою жизнь. Возможно, вы даже написали несколько для своего бизнеса. Пресс-релиз компании - один из самых эффективных способов продвижения вашего бизнеса по многим причинам. …

Искусственные цветы

Казалось бы, зачем нужны искусственные цветы при таком изобилии в любое время года живых? Но, тем не менее, их изготавливают и успеш­но продают. Приобретают такие цветы для украшения интерьера дома, …

Изделия из оргстекла

Слово «оргстекло» используют при упоминании листового поли - метилметакрилата отечественного производства. Нередко применя­ют понятие «акрил», за которым таится про­дукт радикальной полимеризации метилме - такрилата зарубежного производства. По сути, это одно …

Как с нами связаться:

Украина:
г.Александрия
тел./факс +38 05235  77193 Бухгалтерия
+38 050 512 11 94 — гл. инженер-менеджер (продажи всего оборудования)

+38 050 457 13 30 — Рашид - продажи новинок
e-mail: msd@msd.com.ua
Схема проезда к производственному офису:
Схема проезда к МСД

Партнеры МСД

Контакты для заказов шлакоблочного оборудования:

+38 096 992 9559 Инна (вайбер, вацап, телеграм)
Эл. почта: inna@msd.com.ua