СВАРКА И РЕЗКА МЕТАЛЛОВ

Дефекты сварных швов Внешние дефекты

Отклонения по ширине и высоте швов. При­чинами этого дефекта являются:

1) неправильная подготовка кромок, вследствие чего расстоя­ния между ними получаются различными и сварщику приходится заполнять эти уширения наплавленным металлом;

2) неравномерное передвижение электрода или горелки и про­волоки сварщиком вдоль шва, вследствие чего высота и ширина шва получаются неодинаковыми;

3) несоблюдение установленного режима сварки.

Рис. 178. Дефекты сварных швов:

с» б — наружные трещины, в, г—подрезы, д, є — непровар корня шва, ж, з — не* провар кромки, и, к — наплывы

Швы с таким дефектом имеют неопрятный внешний вид. Кро­ме того, неравномерное распределение наплавленного металла по шву и неравномерная его усадка могут привести к короблению или образованию трещин. Выявляется этот дефект наружным ос­мотром и проверкой ширины и высоты шва шаблоном; устраняются отклонения по ширине и высоте шва подваркой ослабленных мест и срубанием излишка металла.

Трещины (рис. 178, а, б) бывают продольные и поперечные как в наплавленном, так и в основном металле. В последнем слу­чае они обычно расположены около шва, в зоне термического

влияния. Причиной образования трещин являются напряжения, возникающие в металле вследствие неравномерного нагревания и охлаждения, усадки, изменения величины и расположения зерен металла под влиянием нагрева при сварке и пр.

Некоторые марки стали склонны к закалке. Вследствие изме­нения строения металла в закаленной зоне на границе между ос­новным и наплавленным металлом могут возникать мелкие, так называемые волосяные трещины. Появлению таких трещин способ­ствует наличие в данном месте деффектов: пор, непровара, включе­ний шлака и т. п. Особенно часто трещины появляются в процессе остывания металла после сварки. Возможность их образования тем вероятнее, чем хуже сваривается данный металл. Трещины в сварных швах являются серьезным дефектом.

Наружные трещины устанавливаются внешним осмотром с по­мощью лупы. Участки швов с трещинами вырубают и заваривают вновь.

Подрезы представляют собой уменьшение толщины ос­новного металла в месте перехода к наплавленному металлу (рис. 178, в, г). Этот дефект получается при сварке излишне большим током или горелкой слишком большой мощности, в результате чего выплавляется часть основного металла и у края шва получаются углубления (подрезы), являющиеся опасным местом. В этом месте прочность сварного соединения понижается. Выявляется этот де­фект внешним осмотром. Подрезы устраняют заваркой с предвари­тельной расчисткой завариваемого места.

Н езаплавлен н^ы е углубления (кратер ы), остатки шлака и неровная поверхность шва являются следствием недостаточной квалификации сварщика или небрежного выполнения работ. Если сварщик неправильно ведет сварку, применяет не соответствующие данным условиям диаметр электрода, ток и мощность горелки, нетвердо держит элект­род, горелку и проволоку в руке, неодновременно расплавляет основной и присадочный металл, поверхность шва получается неровной. На поверхности остаются следы от брызг наплавленного металла, включений, окислов в виде точек и пленки, незаплавлен - ные участки металла. Выявляют подобные дефекты наружным ос­мотром. Швы с большим количеством дефектов обычно обладают пониженной прочностью, поэтому дефекты следует вырубать ДО основного металла и заваривать вновь.

Наплывы (рис. 178, и, к) образуются при слишком быст­ром плавлении электрода и натекании жидкого металла на недо­статочно нагретую поверхность основного металла. Наплывы мо­гут быть расположены в отдельных местах или иметь большую протяженность. Они часто сопровождаются непроваром основного металла. Наплывы необходимо срубить и проверить, нет ли в этом месте непровара.

Поры образуются вследствие поглощения расплавленным металлом газов (водорода, окиси углерода и др.), которые не успе­вают выделиться при быстром застывании металла и остаются в нем в виде газовых пузырьков. Поверхностные поры могут образо­вываться из-за плохой очистки кромок шва от масла, ржавчины, краски, окалины и других загрязнений, которые сгорают, образуя водяной пар и газы. Водяной пар и газы вспенивают металл и при­дают ему пористость. Поры Могут образоваться также в результате выкрашивания каплеобразных включений металла и шлаков. В этом случае мелкие капли металла с пленкой окислов попадают в ванну и поэтому не сплавляются с металлом шва. Поры делают шов проницаемым для газов и жидкостей. Уплотнение пористого шва при газовой сварке достигается проковкой в процессе сварки при соответствующей температуре нагрева.

Если поры частично выходят на поверхность шва, то их можно обнаружить наружным осмотром с помощью лупы. Для обнару­жения внутренних пор необходимо испытание изделия под давле­нием водой, сжатым воздухом, смачиванием керосином или про­свечиванием рентгеновскими или гамма-лучами. Если по условиям работы данного изделия шов должен быть плотным, то пористые участки вырубают и заваривают вновь.

Шлаковые включения и окислы, так же как и поры, ослабляют сечение шва. Они попадают в металл при сварке длинной дугой и окислительным пламенем.

Непровар корня шва (рис. 178, д, ё) — весьма серьезный дефект. Он выражается в несплавлении наплавленного металла с основным в корне шва. В месте непровара прочность шва резко снижается и соединение становится ненадежным. Кроме того, в непроваренных участках сосредоточиваются (концентрируются) на­пряжения, которые еще более понижают сопротивляемость шва внешним нагрузкам.

Причиной непровара обычно бывает недостаточный ток или малая мощность горелки, или слишком быстрое перемещение элек­трода и горелки, ведущие к недостаточному прогреву свариваемого металла, который в данном месте не доводится до расплавления. Попадание в шов пленки окислов или слоя шлака также может вызывать непровар. Непровар появляется и в том случае, если кромки скошены под слишком малым углом и нагрев металла в корне шва затруднен. Неудовлетворительная зачистка кромок при их подготовке под сварку может тоже вызвать непровар.

Обнаружить непровар корня шва можно внешним осмотром его с обратной стороны. Непровар удаляют вырубкой дефектного уча­стка шва и заваркой его вновь.

Непровар кромки (рис. 178, ж, з) образуется при ис­пользовании недостаточного сварочного тока или горелки недо­статочной мощности, а также при слишком быстром перемещении электрода или горелки вдоль кромки свариваемого металла. На­плавленный металл попадает на недостаточно нагретую поверх­ность свариваемого металла и надлежащего сплавления (провара) не получается. Сила сцепления между основным и наплавленным металлом в данном месте будет незначительна и валик шва может легко отделяться от кромки свариваемого листа.

В изломе шва непрсвар всегда заметен, он проходит темной полосой на границе между наплавленным и основным металлом. Обнаружить непрсвар кромки можно просвечиванием шва рент­геновскими или гамма-лучами. Обнаруженный непрсвар удаляют вырубкой дефектного места зубилом или выплавкой газовым реза­ком и повторной заваркой.

Внутренние трещины возникают по тем же причи­нам, что и наружные. Продольные внутренние трещины часто об­разуются также у корня шва. Обнаружить внутренние трещины можно просвечиванием шва рентгеновскими или гамма-лучами. Участки шва с трещинами вырубают и заваривают.

Перегрев характеризуется ростом зерен металла, если он нагрет выше определенной температуры. "Чем крупнее зерна, тем меньше поверхность сцепления между ними и тем выше хрупкость металла. Поэтому перегретый металл шва обладает повышенной хрупкостью и плохо сопротивляется ударным нагрузкам. Крупно­зернистый перегретый металл шва можно исправить последующей термической обработкой (нормализацией).

Пережог характеризуется наличием в структуре окислен­ных с поверхности зерен металла, обладающих благодаря присут­ствию на них пленки окислов очень малым взаимным сцеплением. Поэтому пережженный металл очень хрупок и не поддается исправ­лению. Пережог металла возникает, если сварка ведется пламенем с избытком кислорода'. Пережженные участки шва следует полно­стью вырубать до здорового металла и вновь заваривать.

СВАРКА И РЕЗКА МЕТАЛЛОВ

История появления и развития лазерной резки

Лазерная резка является чрезвычайно распространенным процессом во многих отраслях. Она используется на производственных предприятиях, для лазерной хирургии и даже в качестве инструмента искусства. Несмотря на это использование, резка вместе со …

Сварка металлов – классификация и виды

Сварка – технологический процесс, используемый на многих производствах, для соединения деталей путем их нагрева и установления межатомных связей. Существует более ста видов сварки, которые классифицируются по различным признакам. Классификация по …

Лазерная гравировка и резка

Такая технология гравировки, резки и раскроя материала использует лазер высокого уровня мощности. Лазерный луч, который сфокусирован, двигается в графической программе по траектории отрисованного эскиза. Используются разные материалы: двухслойный пластик, органическое …

Как с нами связаться:

Украина:
г.Александрия
тел./факс +38 05235  77193 Бухгалтерия
+38 050 512 11 94 — гл. инженер-менеджер (продажи всего оборудования)

+38 050 457 13 30 — Рашид - продажи новинок
e-mail: msd@msd.com.ua
Схема проезда к производственному офису:
Схема проезда к МСД

Оперативная связь

Укажите свой телефон или адрес эл. почты — наш менеджер перезвонит Вам в удобное для Вас время.