СВАРКА И НАПЛАВКА АЛЮМИНИЯ И ЕГО СПЛАВОВ

Выбор и разработка методов исследования свойств наплавленного металла

Физико-механические свойства наплавленного металла определяются составом и типом электродного металла, технологией и параметрами наплавки, послесварочной обработкой (термообработка, поверхностно-пластическое деформирование) и т. д. Для обоснованного выбора тех или иных параметров упрочняющей наплавки алюминиевых поршней необходима комплексная методика исследования свойств наплавленного металла.

В данной работе использовались как общепринятые, так и оригинальные методы исследования. Экспериментально технологические исследования выполнялись на специальной лабораторной сварочной установке, позволяющей регулировать в широком диапазоне режимы наплавки (7^,

К, и др.).

Сварочная часть установки изготовлена посредством 208

модернизации полуавтомата ПДГИ-304, адаптированного под порошковый ленточный электрод о применением специальной горелки. В качестве источника питания использован ВДГИ-302УЗ.

При необходимости сварочная установка перенастраивается для наплавки пластин и тел вращения. Установка оборудована соответствующей измерительной и регистрирующей аппаратурой и специальным устройством для водяного охлаждения наплавляемых деталей (при необходимости).

Металлографические исследования выполнялись с использованием оптических микроскопов (МИ М-8, “Neophot - 21”), электронного растрового микроскопа с приставкой для рентгено-спектрального анализа “leol” (Япония).

Твердость измерялась по стандартным методикам на приборах ПМТ-3 и ТК-2. Для определения твердости при повышенных температурах была изготовлена специальная приставка, позволяющая стабильно выдерживать заданную температуру исследуемого образца в течение всего времени измерения.

Пористость (плотность) наплавленного металла определялась гидростатическим взвешиванием.

Для анализа процесса переноса электродного металла через дуговой промежуток использовалась скоростная киносъемка с обратной подсветкой.

Процесс порообразования при наплавке алюминиевых поршней носит исключительно сложный характер, что существенно затрудняет исследование механизма образования пор в наплавленном металле. Тепловые, диффузионные, гидродинамические и другие явления, наблюдаемые в жидком металле сварочной ванны, протекают в условиях высоких градиентов температур и изменения скоростей и практически недоступны экспериментальному исследованию [27J.

В данной работе были выполнены теоретические исследования процесса порообразования на основе использования аппарата математической физики и современных программных продуктов для IBM -

совместимых ПЭВМ.

При разработке составов порошковых лент для наплавки алюминиевых поршней и промышленной технологии наплавки использовался математический метод планирования экспериментов и обработки их результатов.

Для предварительного отбора наплавочных материалов и исследования влияния отдельных технологических или эксплуатационных параметров на их свойства использовалась специальная испытательная установка, разработанная в Мариупольском металлургическом институте [192, 196].

Установка (рис.7.6), представляет собой каркас из уголков, на котором закреплен понижающий трансформатор и мотор-редуктор, на выходном валу которого закреплен кривошип.

Величина усилия сжатия определяется пружиной 7 по

210

Тело трения зажато между верхней и нижней половинами печи и приводится в движение кривошипно-шатунным механизмом. Образцы зажимаются в специальных креплениях 2 на рычагах 1, качающихся вокруг вертикальной оси. Образцы 5 зажимаются болтом и с помощью регулятора прижима 3 прижимаются к телу 6. Скоба 4 создает одинаковое давление на оба образца.

Рис. 7.6. Схема установки для испытания металла на износостойкость при повышенной температуре

показаниям индикатора часового типа. В процессе испытания индикатор

показывает износ образцов.

Для испытания

изготавливаются образцы в соответствии с чертежом (рис.7.7).

Сущность метода заключается в том, что

образцы в виде неподвижных полусферических колодок прижимаются к контртелу и изнашиваются. Износостойкость оценивают путем сравнения потери массы, величины диаметра пятна трения и массовой износостойкости. Усилие прижима составляет 300 Н. Контртело изготовлено из стали Р18. Длительность испытаний 10 минут. После окончания испытаний образцы взвешиваются, измеряется диаметр пятна износа и рассчитывается износостойкость.

Интегральным методом исследования свойств наплавленного металла является экспериментальная оценка характеристик износостойкости в условиях, близких к реальной работе сопрягаемых деталей. Известно, что на интенсивность износа влияют: скорость относительного перемещения деталей, сила трения] условия и качество смазки, ее гидродинамическое давление, количество присутствующих абразивных частиц и продуктов износа, конструктивные особенности, точность изготовления и материал деталей и др.

Для количественной оценки свойств наплавленного металла существуют различные лабораторные и стендовые методики, имитирующие в той или иной степени реальные условия изнашивания [28-32].

При разработке методик испытаний и лабораторных установок на ударно-абразивное изнашивание стремятся, с одной стороны, обеспечить качественную картину, подобную условиям эксплуатации, и с другой унифицировать

испытания для возможности сравнения результатов.

Одним из путей ускоренного определения ресурса работы поршневых канавок в условиях эксплуатации является прогнозирование и оценка износа радиальной и торцевой поверхности по результатам форсированных испытаний двигателя на специальных стендах. Однако такие испытания являются дорогостоящими и могут использоваться как заключительные [29, 31].

Сравнительные же испытания, позволяющие отобрать наилучшие варианты наплавочных материалов и технологических процессов их нанесения, целесообразно проводить на специализированных лабораторных установках. С этой целью предложен способ, позволяющий производить испытания материалов на ударно-абразивный износ, используя комплекс изменяемых режимов и нагрузок без сложной переналадки и изменения конструкции оборудования [33]. При разработке метода и установки для испытания была сделана попытка воспроизвести реальные условия работы СКК двигателей внутреннего сгорания.

Принципиальная схема установки изображена на рис. 7 7 На массивном основании 1 установлен электродвигатель постоянного тока 2, вращающий вал с эксцентриковым кулачком' 3, имеющим ступенчатый переход. Кулачок взаимодействует с ведущим звеном 4 через специальные упорные пластинки, одна из которых (левая на рис. 7.7) может изменять свое положение относительно оси кулачка с помощью винта.

На ведущее звено устанавливается пружина сжатия 5 с винтовым регулятором величины ее сжатия 6. Ведущее звено вместе с упорными пластинами жестко крепится к кулисе 7, на которой устанавливается боек 8 (контртело), периодически взаимодействующий с испытуемым образцом 9, неподвижно закрепленным в специальном зажиме, охватываемом нагревательным устройством 10. Второй конец кулисы 7 через шатун 11 шарнирно соединен с основанием установки.

При каждом обороте кулачка происходит продольное (вдоль оси X) возвратно-поступательное перемещение контртела по отношению к испытуемому образцу 9, что имитирует взаимное перемещение кольца и поршня в СКК. Сила трения будет зависеть от силы нормального давления N контртела на образец. Последнее задается соответствующей величиной силы сжатия Р пружины 5.

Изменение скорости относительного продольного перемещения контртела осуществляется изменением частоты вращения вала кулачка за счет регулирования числа оборотов приводного двигателя 2.

Имитация ударного взаимодействия кольца-канавки в поршне осуществляется при периодическом подъеме контртела над образцом на заданную высоту h0 с последующим их соударением при срыве верхней пластины обоймы со ступеньки эксцентрика. Сила удара (точнее ударный импульс) задается величинами Р и h0. В процессе работы в зону трения через осевое отверстие контртела может подаваться требуемая смазка или смесь смазки с абразивом.

Для поддержания температурного режима при испытании пары трения используется нагреватель 10, работающий в автоматическом режиме. Максимальная температура нагрева 700 К.

Закономерность ударно-абразивного взаимодействия контртела с образцом может быть определена при рассмотрении характера перемещения ведущего звена в процессе вращения кулачкового вала. На рис. 7.8 изображена схема взаимного расположения кулачка, пластин ведущего звена и пары трения.

Рис.7.7. Принципиальная схема установки для испытания при трении с ударом

Для получения аналитической зависимости перемещения контртела по отношению к образцу рассмотрим вначале случай, когда между цилиндрической поверхностью кулачка радиусом г и пластинкой нет начального зазора (рис. 7.8,6). Величина ступеньки кулачка с зависит от соотношения геометрических параметров кулачка:

(7.2. )

с = е, - г = 2е

При повороте кулачка на угол Р (рис. 7.8,в) плоскость пластины с начальным положением А0 ~ А0 переместится на некоторую величину х и займет новое положение А'0 - А'0 На эту же величину переместится в продольном направлении кулиса вместе с контртелом. Рассматривая геометрические построения на рис. 7.8,в, найдем связь между величиной перемещения контртелах и углом Р = Ш

. 2 си/

X - csin

(7.3)

1П ------

2

где о) угловая скорость вращения кулачка.

Если между начальной поверхностью кулачка радиусом г и контактной поверхностью пластинки будет задан начальный зазор Дх (см. рис. 7 8,а), то действительное перемещение контртела определится зависимостью

• 2 Р

x = csm Ах, (7.4)

а начало перемещения будет происходить после достижения угла поворота величины

Р = 2 arcsin

Рис. 7.8. Схема взаимодействия кулачка с опорными пластинами ведущего звена

Полная величина продольного хода контртела (размах цикла) за один оборот кулачка будет равна (рис. 7.8)

А — с — Дх 0< Дх<с

Перемещение контртела в вертикальном направлении (вдоль оси У) с целью образования зазора h0 (рис. 7.7.) будет определяться по зависимости, аналогичной формуле (7.4), с учетом углового смещения

(7.6)

(7.7)

где у = а/Ь - соотношение размеров кулисы (рис. 7.7).

Максимальная величина подъема контртела над образцом (начальный зазор) определяется из формулы

(7.8)

Взаимодействие пары трения будет происходить в те периоды времени, когда у - 0.

Задавая определенные значения Дх и Ау, можно получить различные параметры цикла ударно-абразивного изнашивания от безударного знакопеременного трения (Ду > с) до чисто-ударного без трения (Дх > с)-

На рис. 7.9 изображены некоторые циклограммы

( л *=- с)

и поперечного

относительного продольного

перемещении контртела.

Следует заметить, что при реализации чисто-ударного цикла шатун 11 (рис. 7.7) должен быть застопорен неподвижно.

Техническая характеристика разработанной установки приведена в табл. 7.8.

В этой же таблице даются параметры изнашивания в сопряжении кольцо-канавка (СКК) алюминиевых поршней двигателей внутреннего сгорания при различных режимах их работы [28, 29].

Таблица 7.8 - Параметры процесса износа в сопряжении кольцо-канавка и техническая характеристика установки

п/

п

Показатель

Обоз­

наче­

ние

Раз­

мер­

ность

В СКК двигате­лей

На уста­новке

1

Относительное смещение пары трения

X

мм

0,05..0,25

0..3

2

Скорость отно­сительного сме­щения

V

м/с

0,01..0,3

0..0.3

3

Удельное давле­ние в паре тре­ния

Я

МПа

6,5..14

0..16

4

Пределы изме­нения темпера­туры

т

К

370..570

300..700

5

Зазор в паре тре - ння перед соуда­рением

Лп

мм

0,1..0,14

0..3

Рис. 7.9. Циклограммы относительных продольных ^ и поперечных

7 перемещений контробразца при различных начальных условиях. Стрелками показано направление продольного перемещения

Можно видеть, что технические возможности установки перекрывают все реально существующие в СКК поршней двигателей параметры износа. Возможно проведение испытаний на форсированных режимах: повышенная температура, высокое удельное давление в паре трения, повышенный ударный импульс, введение в зону трения смазки с абразивом и др.

Важным элементом любой машины для испытания износостойкости образцов или деталей является устройство для измерения величины износа.

Схема устройства и конструктивное оформление зависят от характера износа (линейный, весовой или объемный) и формы и размеров испытуемых образцов и

Рис. 7.10. Устройство для закрепления образца в испытательной установке н измерения его износа (пояснения см. в тексте)

деталей. В разработанной установке реализуется линейный характер износа образцов призматического типа (сечение 2x10 мм, длина 15-20 мм), оцениваемым по уменьшению размера по нормали к поверхности трения.

На рисунке 7.10 приведена схема приспособления для крепления образца и измерения его износа. Пластинчатый образец 2, вырезаемый из испытуемого основного или наплавленного металла, закрепляется в пиноли 5 с помощью кольцевого зажима 3 через прижимной сегмент 4. Зажим осуществляется с помощью болта 13. Контактная поверхность пиноли имеет насечку, исключающую смещение образца под действием периодических ударов контртела 1 по образцу.

Настройка первоначального зазора А0 между торцевой поверхностью цилиндрического контртела 1 и поверхностью износа образца производится в положении максимального

подъема кулисы 14 (т. е. при Р « л/2 на рис 2.2) с помощью плоского инструментального щупа требуемой толщины путем осевого перемещения контртеда вниз с последующей фиксацией его положения в кулис^.

По мере линейного износа образца величина зазора А0 будет возрастать на величину ДА0, измерение которой производится следующим образом.

it 1, начинают вращать чтобы калибровочный влево. Благодаря уклону

Освободив стопорный бо микрометрический винт 10 так клиновидный упор 7 переместился (угол а) опорной поверхности (1:10), пиноль 5 будет подниматься вместе с образцом вверх до исходного значения hu. С целью повышения точности измерения величины ДА0 винт 11 клиновидного упора и микрометрический винт 10 имеют одинаковые направления резьбы с разницей шага, равной 0,25 мм. Следовательно, за 1 оборот винта 10 пиноль 5 переместится на величину 0,025 мм. И меющийся лимб на микрометрическом винте 10 (20 делений) позволяет фиксировать вертикальное перемещение образца (т. е. измерить линейный износ ДА0) с точностью до 0,00125 мм. Линейная шкала 9 облегчает

отсчет больших величин износа образца.

В целях повышения чувствительности измерительного устройства образец 2 и контртело 1 включаются в специальную электрическую цепь с триодным ключом, позволяющим фиксировать световым сигналом (микролампочкой) момент замыкания цепи, что свидетельствует о достижении исходного зазора Л„. Включение контртела 1 и образца 2 в электрическую слаботочную цепь возможно благодаря электроизоляционной прокладке 8 между корпусом в устройстве и станиной установки.

В качестве иллюстрации возможностей разработанной методики на рис. 7.11 приводятся результаты испытаний образцов из поршневого алюминиевого сплава марки АЛ 25. Образцы изготавливались в виде пластинок прямоугольного сечения размером 10x2 мм, контртело - цилиндр диаметром 16 мм из чугуна, идущего на изготовление компрессионных колец поршня, начальный зазор h0 - 0,5мм, сила прижатия в паре трения N - 300 Н.

Как видно из рисунка, разработанная методика оценки износостойкости металла при трении-скольжении с ударом позволяет разделить основные факторы, определяющие работоспособность СКК (температура, удар, трение, смазка и др.), что необходимо при разработке материалов для упрочнения канавок и технологии их нанесения. Важно также отметить, что методика дает возможность выделить из общей величины формоизменения исследуемого образца Ah ту ее часть, которая происходит лишь в результате необратимой (пластической) деформации металла от ударных нагрузок.

При одновременном воздействии на образец трения - скольжения и удара общее формоизменение происходит вследствие линейного износа его плоской поверхности (АИи)

и упругопластического деформирования (Ah£)

Рис. 7.11. Зависимость осадки образца ДА от числа циклов нагружения при различных параметрах: 1 - Т= 523 К, А = 1мм 2 - Г*= 293 К, А = 1мм; 3 - Т= 523 К, А ■= 0 (чистый удар); 4 - Т~ 293 К, А = 0.

АЛ = АЛИ + ДЛ£ (7.9)

Для оценки стойкости наплавленного металла (н) формоизменению целесообразно пользоваться

относительными критериями, принимая в качестве единицы сравнения стойкость основного металла (о). Тогда относительные критерии можно определить по зависимостям:

^ОГЩН

(7.10)

Е = 1-

АА.

АА0

АА.,

АА„

АА,

ДА..

S = 1 -

где 5 ^ 7^, Етк - относительные критерии формоизменения: интегральный, износа и деформационный соответственно.

СВАРКА И НАПЛАВКА АЛЮМИНИЯ И ЕГО СПЛАВОВ

Сергей Шапран производитель алюминиевых конструкций

Главной чертой Сергея Шапрана является целеустремленность, именно поэтому предприниматель решил не просто вернуть предприятие в рабочее состояние, а подарить ему вторую жизнь.

Расходные материалы, необходимые для сварки

Чтобы выполнить сварку прочно и качественно, недостаточно иметь только сварочный аппарат. Дополнительно потребуется подобрать расходные материалы с учетом вида свариваемого металла. Перед началом работы определите, что именно вам нужно, и …

Критерии выбора сварочных аппаратов

Есть несколько факторов, анализировать которые при выборе сварочного аппарата нужно обязательно в магазине сварочного оборудования. Следует учесть рабочий диапазон температур, а также мощность. Рекомендуется учесть возможность смены полярности, и показатель …

Как с нами связаться:

Украина:
г.Александрия
тел./факс +38 05235  77193 Бухгалтерия

+38 050 457 13 30 — Рашид - продажи новинок
e-mail: msd@msd.com.ua
Схема проезда к производственному офису:
Схема проезда к МСД

Партнеры МСД

Контакты для заказов оборудования:

Внимание! На этом сайте большинство материалов - техническая литература в помощь предпринимателю. Так же большинство производственного оборудования сегодня не актуально. Уточнить можно по почте: Эл. почта: msd@msd.com.ua

+38 050 512 1194 Александр
- телефон для консультаций и заказов спец.оборудования, дробилок, уловителей, дражираторов, гереторных насосов и инженерных решений.