СОВРЕМЕННОЕ СТЕКЛОТАРНОЕ ПРОИЗВОДСТВО

Разработка дизайна формы

Разработка дизайна изделия начинается с идеи заказчика, в которой обозначено, какой именно должна быть бутылка под его продукцию. Кто-то приходит в дизайн-студию со своим эскизом или даже готовым образ­цом, в котором надо что-то изменить, кто-то с мыслями о фирме будущей бутылки, а кто-то просто с желанием, чтобы была сделана инте­ресная и стильная бутылка, которая будет выделяться на переполненных прилав­ках магазинов. И задача дизайнерской студии состоит именно в том, чтобы пре­вратить эту идею в готовый проект.

Компьютерное моделирование является важной частью создания стеклянных емкостей нестандартной и сложной формы. Существует программа компьютерного дизайна CAD для разработки ошеломительной новой емкости, предназначенной для первосортных прохладительных напитков. Преимуществом программного обеспечения CAD является возможность создавать не только трехмерные изображения упаковки, но и технические чертежи, необходимые для формования. Финальным аналитическим элементом программы является оценка структурной целостности дизайнерского решения и подсчет оптимальной толщины стенок бутылки, что сокращает затраты стекла. CAD позволяет дизайнерам в короткие сроки создавать огромное количество вариантов упаковки, которые они могут продемонстрировать заказчику, просто используя лэптоп в его кабинете. Емкости могут быть представлены с различными этикетками и крышками; их можно показать на полке магазина или там, где они будут использоваться по назначению, например на кухонном столе.

Используя чертежи, созданные компьютерной программой, можно изготавить пробную модель предлагаемой упаковки из люцита для того, чтобы клиент смог оценить её внешний вид и подержать емкость в руках. 

Основная сложность рабо­ты дизайнера заключается в том, чтобы, делая форму бу­тылки нестандартной и узна­ваемой, не выйти за рамки жестких ограничений, накла­дываемых спецификой про­изводства на стекольных за­водах. Перечислим некоторые моменты, серьезно влияющие на внешний вид стеклянной упа­ковки.

Горловина. Эта часть разработки ди­зайна бутылки считается од­ной из самых жестко регла­ментированных: вид горло­вого кольца привязывается к типу пробки, которую пред­полагается использовать для ее укупорки, поэтому дизай­неру приходится либо оттал­киваться от предложенного заказчиком вида пробки, ли­бо самому выбирать тот тип пробки, который будет гармонично сочетаться с общим образом бутылки. Различ­ные виды пробок налагают ряд требований и ограниче­ний, которые приходится учитывать разработчику.

Пробки типа “гуала”, иду­щие преимущественно на массовые заказы, имеют оп­ределенный диаметр и типо­вую высоту. Благодаря до­статочно высокой стоимости изготовления пресс-форм для производства этого типа пробок их размеры унифицированы, и дизайнер при разработке бутылки под “гуалу” должен четко соблюдать высоту и диаметр горла, со­ответствующие определен­ному типу этих пробок (рис. 28).

Пробки типа «винт» пред­ставляют более широкое по­ле деятельности при разра­ботке формы горла бутылки. «Винт» может быть практи­чески любой высоты и диа­метра, что позволяет экспе­риментировать и с высотой, и с диаметром бутылочного горлышка, позволяя уже на этом этапе придать массовой бутылке определенную экс­клюзивность (рис. 29).

При массовых заказах ча­ще всего изготавливается стандартное горловое коль­цо, которое обычно предусматривает укупорку бутылки одним из вышеобозначен­ных видов пробок.

Работа дизайне­ра с горловой частью бутыл­ки не ограничивается внесени­ем в чертеж только определенного типового вида горловины. Существует место и для по­лета фантазии. Для грамотного дизайнера не составит осо­бых сложностей воплотить нечто подобное знаменитой французской бутылки с искривленным горлышком, приспособ­ленное под специфику мас­сового стекольного произ­водства. В этом плане стоит отдельно остановиться на разряде нетиповых пробок. В основном к ним относятся пробки, изготавливаемые из коры пробкового дерева или нестандартные пробки типа “гуала” – например, “гуала” фи­гурная. Такие пробки обыч­но отличаются высотой, диа­метром «рабочей зоны» от стандартных, представляя разработчикам бутылки мас­су возможностей при разра­ботке дизайна горла. Приме­нение этого вида пробок за­метно удорожает проект, но в то же время придаёт пафосность готовой бутылке.

Разработка дизайна формы Разработка дизайна формы

Рис. 28. Различные формы горловины бутылки

Форма изделия. Форма стеклянной тары имеет очень важное значение для ее прочности. Самой прочной является сферическая форма, за ней следует цилиндрическая, а прямоугольная - наименее удачная с технологической точки зрения. Плоские прямоугольные стенки хуже выдерживают механические воздействия, чем выпук­лые, особенно если воздействие идет изнутри. Поэтому пр разработке дизайна тары необходимо предусмотреть в середине выступы или валики, которые примут на себя ударную нагрузку. Эти выступы можно до­полнительно усилить, предусмотрев на них оребрение. Несмотря на то, что эти правила относятся в первую очередь к прямоуголь­ным формам, они также могут применяться по отношению к круг­лым, овальным и другим формам. Прочность бутылки увеличится до 50%, если ее форма обеспечивает перераспределение удара в те части, где он наименее опасен.

При разработке формы изделия необходимо обратить внимание на “тени”, углы и донышко будущей бутылки.

Тени”. Все выступающие части бутылки - или декоративные, или технологические, должны находиться в опре­деленной плоскости. Для понимания этого момента необходимо разделить бутылку на две половины - перед­нюю и заднюю и представить, что на каждую из них, перпендикулярно плоскости разделения, па­дает свет. Те выступающие части, которые будут отбра­сывать тень, будут мешать движению пресс-форм. В результате, при выходе бу­тылки из автомата, расходя­щиеся половинки пресс-формы «смазывают» всё, что выходит за линию их движения, безвозвратно пе­реводя только что изготов­ленную бутылку в разряд бракованных. Поэтому при разработке дизайна бутыл­ки приходится особенно тщательно следить, чтобы все надписи и декорирую­щие элементы были выпол­нены с точным соблюдени­ем этого правила.

Обратный угол. Возможно, было бы интересно представить на рынок продукт, упакованный и тару с «обратным углом», - на­пример, чтобы у бутылки верх стенок был выше низа горла. Наверное, смотрелось бы это очень эффектно, но произвести такое на автома­тической линии практически невозможно: половинки пресс-формы не смогут ра­зойтись после формирова­ния стекла бутылки.

Острые и прямые углы. Углы являются, как правило, наиболее тонкой частью со­суда, так как именно в них стекло подвергается наибольшему растягиванию. Особенно уязвимы углы около дна, поскольку сосу­ды обычно ставят на конвейер упаковочной линии вертикально, дном вниз. В результате часто происходит "ушиб" дна. Проблему тонких углов можно в определенной степени сократить, придавая пульке соответствующую форму. При этом идеально равномерного распределения стекла достичь невозможно, и обычно самыми тон­кими участками оказываются плечики и пята.

Иногда у заказчика возникает желание сделать бутылку-штоф с чет­ко выраженными прямыми углами. Но это крайне слож­но и практически невозможно осуществить. Следует избегать ост­рых граней и углов, поскольку они технологически сложны и при­водят к увеличению числа дефектов готовой продукции. Например, острые выступающие углы, определяемые формой, часто при­водят к вызванной давлением или температурой посечке стекла. Направленные внутрь острые углы требуют применения высоких температур и высокого давления, чтобы направить стекло в форму угла, и это может приводить к таким дефектам, как косой венчик, тонкостенное горло и другие.

Острые и пря­мые углы также опасны тем, что при распределении по чисто­вой пресс-форме стекла мо­жет не хватить на заполне­ние углов. Если условно представить стекло при выдувке бутылки в виде воз­душного шарика, заключен­ного в форму, то можно заметить, что в тех местах, где шарик коснулся стенок формы, он перестает растягиваться, в остальных же - продолжает, и при этом толщина слоя ре­зины в этих местах уменьша­ется. То же самое происходит и со стеклом - его толщина непосредственно в самих уг­лах может оказаться недо­статочной для последующей эксплуатации бутылки либо стекла может просто не хватить на заполнение углов, и вместо прочной и красивой бутылки получается живописная фантазия на тему стеклянной упаковки, при этом совершенно нефункциональная.

Донышко. Изготовление донышка, на первый взгляд, кажется достаточно простым, - ведь существует типовой вид дна бутылки, который можно наблю­дать на стеклянной упаковке большинства поступающих в продажу напитков. Но и здесь существуют свои тон­кости. Поскольку за внеш­ний вид донышка отвечает специальная, неподвижная часть пресс-формы, то мо­жно изготавливать его прак­тически любой формы. Единственное ограничение: в его форме не должно быть линий, перпендикулярных плоскости дна бутылки и, тем более, линий, имеющих «отрицательный» угол на­клона, то есть конфигурация доныш­ка не должна мешать его бес­препятственному «сходу» с пресс-формы.

В остальном форма дна бутылки может быть абсолютно любой - как вогнутой, так и выпуклой. Последнее технически впол­не возможно, но на практике не применяется из-за явной нецелесообразности (рис. 29).

Разработка дизайна формы

Рис. 29. Формы донышка бутылки

Было бы несправедливо обойти вниманием одну до­статочно интересную разно­видность дна бутылок - речь пойдет о бутылках с искусст­венно утолщенным дном. У стандартной бутылки тол­щина дна соизмерима с тол­щиной стенок, у бутылки же с толстым дном она значи­тельно превышает их толщи­ну. Такое искусственное утолщение не несет практи­чески никакой функциональ­ной нагрузки, это скорее оп­ределенный маркетинговый ход, придающий и самой бу­тылке, и продукту, который в нее будет разливаться, вид нестандартности и изыскан­ности.

СОВРЕМЕННОЕ СТЕКЛОТАРНОЕ ПРОИЗВОДСТВО

Элементы интерьера из стекла

Появление закаленного стекла расширило возможности его применения в разы и позволило применить в производстве столешниц, перегородок и даже лестниц. Кроме того, стекло используют как декоративный элемент, причем не только, в …

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ТЕХНОЛОГИИ СОЗДАНИЯ ДЕКОРАТИВНОЙ ТАРЫ

История стеклянной тары насчитывает около 3500 лет. Самые древние находки этого вида тары относятся к 1500-м годам до нашей эры. Из стекла в те времена изготавливали маленькие пузырьки, в которых …

СОВРЕМЕННОЕ СТЕКЛОТАРНОЕ ПРОИЗВОДСТВО

Стекольная промышленность в России – один из наиболее динамично развивающихся секторов промышленности. В значительной степени эту динамику определяет именно стеклотарный сегмент. Это обусловлено постоянным увеличением выпуска и расширением ассортимента фасованных …

Как с нами связаться:

Украина:
г.Александрия
тел./факс +38 05235  77193 Бухгалтерия
+38 050 512 11 94 — гл. инженер-менеджер (продажи всего оборудования)

+38 050 457 13 30 — Рашид - продажи новинок
e-mail: msd@msd.com.ua
Схема проезда к производственному офису:
Схема проезда к МСД

Партнеры МСД

Контакты для заказов шлакоблочного оборудования:

+38 096 992 9559 Инна (вайбер, вацап, телеграм)
Эл. почта: inna@msd.com.ua

За услуги или товары возможен прием платежей Онпай: Платежи ОнПай