СИСТЕМЫ ЧАСТОТНОГО УПРАВЛЕНИЯ СИНХРОННО-РЕАКТИВНЫМИ ДВИГАТЕЛЯМИ
СИСТЕМЫ ЧАСТОТНОГО УПРАВЛЕНИЯ СИНХРОННО-РЕАКТИВНЫМИ ДВИГАТЕЛЯМИ
Е. М. БЕРЛИН, Б. А. ЕГОРОВ, В. Д. КУЛИК, И. С. С К О С Ы Р Е В
Синхронно-реактивные электродвигатели (СРД), представляющие собой синхронные двигатели без обмотки возбуждения, являются в настоящее время, пожалуй, наиболее распространенными синхронными бесконтактными машинами в диапазоне мощностей от долей ватта до десятков киловатт.
Благодаря простоте конструкции, надежности в работе, дешевизне, отсутствию контактов, хорошим пусковым и регулировочным свойствам эти двигатели получили широкое применение в различных устройствах общего и специального назначения (в особенности, в многодвигательных установках), в которых требуется создать жесткую связь между частотой питающего тока и скоростью вращения или перемещения исполнительных устройств при изменении нагрузочного момента и колебаниях напряжения в сети.
Широкое применение СРД находят также в системах электропривода, обеспечивающих точное поддержание скорости с контролем по углу рассогласования между осями их роторов.
К недостаткам СРД, серийно изготовляемых в настоящее время отечественной промышленностью, относятся низкие значения энергетических показателей и коэффициента использования материалов (объема машины). Однако проведенные за последние годы исследования СРД показали, что при соответствующем конструктивном исполнении этих двигателей их энергетические показатели незначительно уступают асинхронным двигателям равной мощности [JI. 1; 2]. Это обстоятельство, безусловно, будет способствовать дальнейшему расширению области применения СРД.
Несмотря на то, что СРД известны давно, новые задачи требуют более подробного изучения их свойств при работе в системах регулируемого электропривода с частотным управлением. Ниже рассматривается поведение при переменной частоте только трехфазных СРД.
Для исследования поведения и определения характеристик СРД при частотном регулировании необходимо выделить электродвигатель из системы электропривода, заменив действие на него составных частей привода приложенным к двигателю трехфазным напряжением переменной частоты и величиной нагрузки [JT. 3].
Отношение величины напряжения питания к частоте и изменения момента нагрузки являются основными факторами, определяющими магнитный поток и рабочие характеристики СРД.
В большинстве работающих систем электроприводов с частотным управлением преобразователь частоты обеспечивает на выходе несинусоидальную форму кривой напряжения. При питании двигателя от такого источника условия его работы могут значительно отличаться от условий работы при синусоидальном напряжении. Однако для исследования режимов работы СРД при питании напряжением переменной частоты целесообразно вначале принять, что напряжения трех фаз имеют синусоидальную форму и сдвинуты относительно друг друга на 120° эл., т. е. симметричны (анализ работы СРД при несинусоидальном напряжении питания приведен в § 5).
Когда приложенное к двигателю трехфазное напряжение синусоидальное и симметричное, анализ работы двигателя существенно упрощается, поскольку в этом случае напряжение источника питания может характеризоваться вектором, который определяется двумя переменными — величиной напряжения и частотой.
Учитывая, что отношение величины напряжения к частоте характеризует магнитный поток двигателя, важными вопросами теории электропривода с частотным управлением можно считать определение рабочих характеристик СРД при работе с переменной частотой при разных зависимостях управления величиной напряжения в функции частоты, а также выбор этих зависимостей с точки зрения создания наилучших условий работы двигателя. Под наилучшими условиями работы двигателя понимаются режимы его работы, обеспечивающие наилучшее использование двигателя в отношении свойств его рабочих характеристик (электромагнитного момента, потерь, к. п. д., коэффициента мощности) и загрузки активных материалов.