Влияние размеров шрифта на его рисунок
Гутенберг изобрел систему печати страниц, но их внешний вид он просто позаимствовал у каллиграфии, которая к тому времени была великолепно развита. Для того чтобы оправдать ожидания читателей, Гутенберг и его последователи были вынуждены очень точно выдерживать рисунок букв, композицию страниц в соответствии с существующими тогда книжным искусством и законами каллиграфии16.
Мастера каллиграфии, например, уже знали, что одни и те же буквы разного размера должны иметь разные пропорции. Шрифт мелкого размера легче воспринимать, если буквы чуть-чуть шире и насыщеннее. В крупном шрифте те же знаки могут иметь более изящные формы: тоньше, светлее и с большей нюансировкой (рис. 1.5). Когда вместе встречаются буквы разного размера, то такие незначительные различия не бросаются в глаза, и в целом текст кажется однородным.
Поскольку при металлическом наборе словолитни были вынуждены создавать отдельные комплекты печатных литер для каждого размера шрифта (кегля18), то для них следовать каллиграфической традиции было естественно. Эта практика существовала до второй половины XX века, когда по иронии судьбы технический прогресс вошел в противоречие с этой сложной технологией. Были разработаны способы, с помощью которых изображение отдельного знака могло быть уменьшено или увеличено в несколько раз, сначала с помощью линз, а затем благодаря математическому масштабированию.
Master Master Master
РИС. 1.5. Три строки представляют один и тот же шрифт, спроектированы они с использованием разных мастер-образцов17 . Верхняя строка основана на образце для мелкого шрифта, который применяется, например, в сносках, он имеет самые массивные штрихи, самую большую ширину знаков, то есть те параметры, которые придают ему разборчивость, невзирая на его малость по отношению к размеру страницы. Средняя строка сформирована с помощью образца, предназначенного для обычного книжного набора. Нижняя — по образцу для плакатных шрифтов, его более узкие знаки и меньшая насыщенность специально приспособлены для крупного шрифта
Кегль 6, мастер-образец для кегля 6
If it had been intended to leave it in the discretion of the legislature to apportion the judicial power between the supreme and inferior courts according to the will of that body, it would certainly have been useless to have proceeded further than to have defined the judicial power and the tribunals in which it should be vested. The subsequent part of the section is mere surplusage—is entirely without meaning—if such is to be the construction. If Congress remains at liberty to give this court appellate jurisdiction, where the Constitution has declared their jurisdiction will be original, and original jurisdiction where the Constitution
Кегль 8, мастер-образец для кегля 6
If it had been intended to leave it in the discretion of the legislature to apportion the judicial power between the supreme and inferior courts according to the will of that body, it would certainly have been useless to have proceeded further than to have defined the judicial power and the tribunals in which it should be vested. The subsequent part of the section кегль 6, мастер-образец для кегля 11
If it had been intended to leave it in the discretion of the legislature to apportion the judicial power between the supreme and inferior courts according to the will of that body, it would certainly have been useless to have proceeded further than to have defined the judicial power and the tribunals in which it should be vested. The subsequent part of the section is mere surplusage—is entirely without meaning—if such is to be the construction. If Congress remains at liberty to give this court appellate jurisdiction, where the Constitution has declared their jurisdiction will be original, and original jurisdiction where the Constitution has declared it shall be appellate, the
Кегль 8, мастер-образец для кегля 11
If it had been intended to leave it in the discretion of the legislature to apportion the judicial power between the supreme and inferior courts according to the will of that body, it would certainly have been useless to have proceeded further than to have defined the judicial power and the tribunals in which it should be vested. The subsequent part of the section is mere surplusage—is entire -
РИС. 1.6. Фрагменты текста в левой колонке набраны шрифтом, сгенерированным с помощью мастер-образца, предназначенного для мелкого кегля. Сравните их с фрагментами текста в правой колонке (основаны на мастер-образце, предназначенном для обычного книжного набора). Шрифт в левой колонке выглядит плотнее и крупнее, он набран более разреженно. Это заметно, если обратить внимание на концы строк. Более темный «цвет» мелкого шрифта лучше сочетается с остальным шрифтом на странице. Разумеется, шрифт, сгенерированный из подходящего мастер-образца, читать легче, чем шрифт, смасштабирован - ный до нужного кегля, как во фрагментах правой колонки
Исходный мастер-образец шрифта можно преобразовывать как в шрифт для сносок, так и в шрифт для крупного газетного заголовка.
Разработчики типографических систем были довольны тем, что не надо создавать рисунок шрифта для каждого кегля, хотя это сказалось на качестве печатных изданий. Когда шрифт любого кегля формируется из одного мастер-образца (обычно проектируемого как стандартный наборный шрифт19), то мелкий шрифт кажется сжатым и трудным для чтения, а крупный — громоздким и разреженным. В результате отдельные системы типографики20 стали разделять наборный шрифт (книжного кегля) и акцидентный (display) шрифт (крупного кегля). Технологическое решение этой проблемы только начинает формироваться (см. гл. 3).