Верстка текста
>Эта книга о том, как должен выглядеть шрифт и как этого добиться, другими словами, — как профессионально набирать и верстать текст. В первую очередь, она посвящена шрифту в полиграфии, хотя тем, кто читает текст с экрана монитора, все равно нужна типографическая поддержка, поскольку вывод шрифта на экран не обходится без нее.
Книга организована таким образом, что вы можете использовать ее двояко: как учебник, который следует читать от корки до корки, и как справочное руководство, к которому обращаются по мере необходимости.
Это руководство посвящено не стилевым особенностям шрифта (style guide), а его применению (execution guide). В книге не объясняется, например, почему лучше выбрать гарнитуру Bembo, а не гарнитуру Garamond, а обсуждается, как использовать выбранный шрифт надлежащим образом. Хороший дизайн не возможен без грамотно выполненного набора шрифта.
Правилам типографики несколько столетий, за это время технологии сильно изменились, но цель у типографики осталась прежней: правильный выбор параметров набора шрифта и верстки, необходимых для приятного и полезного чтения. И хотя в книге объясняется, как практически пользоваться современными компьютерными средствами, я писал прежде всего о непреходящих истинах. Ссылки на конкретные программы сведены к минимуму (тем не менее, возможности большинства программ принимались во внимание). Программы меняются,
Но уроки этой книги будут действительны и для 20-й версии любой вашей программы, как будто эта версия вышла только что.
Не все функциональные возможности, которые обсуждаются, есть в каждой программе или операционной системе, но ни одна из них не придумана и реализована в том или ином приложении. Любому типографу или наборщику остается только надеяться, что однажды все они объединятся в одной программе. В то же время я описал множество приемов, позволяющих добиться хорошего набора в существующих, пока еще не универсальных программах.
Безупречный набор получается только при пристальном внимании к мириадам мельчайших деталей. Он строится подчас на долях кегельной и сотнях решений, существенно влияющих на его графическое представление. Набор шрифта и верстка требуют, как однажды написал мой коллега, предельной стойкости, способной противостоять обвинениям в излишнем внимании к мелочам.
Доісеймс Феличи