Шрифты с засечками и без них
И шрифты с засечками, и шрифты без засечек имеют достаточно длительную историю (рис. 3.18), примеры тех и других можно найти в надписях, созданных тысячелетие назад. Со времени создания латинского алфавита шрифты с засечками стали преобладать в длинных текстах. Действительно до начала девятнадцатого века для высокой печати практически не было шрифтов без засечек. Возрастающая популярность шрифтов без засечек в последующие десятилетия обычно объясняется разви-
Sans Serif
РИС. 3.18. Сравнение архетипов шрифтов с засечками и без засечек: Times Roman (верхняя строка) и Helvetica (нижняя строка). Помимо наличия или отсутствия засечек оба образца шрифта различаются модуляцией толщины их штрихов (у шрифтов без засечек толщина штрихов в целом мало изменяется). Вообще шрифты без засечек следует набирать более разреженно для обеспечения достаточной разборчивости
Futura Optima
РИС. 3.19. Гарнитура Futura относится к геометрическим гротескам, более ранние версии этой гарнитуры использовали правильную окружность в качестве основы для округлых букв, при этом толщина штриха не изменялась вовсе. Наоборот, гарнитура Optima является гуманистическим гротеском, ее черты четко соответствуют каллиграфическим корням шрифтов с засечками тием новых форм печатной продукции, например, крупноформатной рекламы (ранее реклама напоминала то, что теперь называется газетными объявлениями).
Шрифты с засечками по-прежнему предпочитают для набора текстов, поскольку в целом их легче читать. А гротески используют скорее для выделительных (display) целей, например для заголовков и других крупных надписей, хотя новейшие шрифты этого класса стали применяться и для набора текста. Подобные шрифты — это не обычные, гуманистические (humanist) гротески, рисунок которых вдохновлен не геометрией, а античными и ренессансными шрифтами. Гарнитура Optima — одна из таких гуманистических гротесков, и она часто используется для набора длинных текстов (рис. 3.19).
Большинство популярных гротесков пришли из новаторских работ дизайнеров Баухаус (Bauhaus), немецкой школы дизайна, которая стала источником самого современного дизайна в период между мировыми войнами. Одним из основных направлений школы Bauhaus был отказ от бесполезной орнаментации и упрощение объектов до их функционального минимума, в надежде на то, что чистая функциональность обладает собственной красотой и эстетическими достоинствами. Дизайнеров интересовала новая форма знаков алфавита, и многие популярные шрифты появились как результат этих поисков.
Одним из таких шрифтов стала гарнитура Futura Пауля Реннера (Paul Renner), она осталась популярной, пройдя различные переработки и улучшения (дожив до великого возрождения в 1980-х годах). Другим гротеском, часто используемым для набора
Текста, стала гарнитура Univers Адриана Фрутигера (Adrian Frutiger), которую он проектировал в 1950-х и 1960-х годах.
Другой отличительной характеристикой шрифта является его насыщенность11 (weight), определяемая толщиной основных штрихов букв. В зависимости от толщины этих штрихов насыщенность шрифта обычно простирается от светлого (light) до жирного (bold).
Насыщенность шрифта описывают многими терминами, и не все из них являются общепринятыми. Некоторые отдают дань традиции, а другие отражают стремление присвоить более характерные и описательные названия новым начертаниям12 существующих гарнитур (рис. 3.20).
Насыщенность шрифта зависит от множества причин. Как сказано в разд. «Формат Multiple Master» данной главы, насыщенность может изменяться от одного мастер-образца к другому для того, чтобы компенсировать визуальные изменения в буквах в зависимости от кегля. Более мелкие буквы нужно создавать чуть-чуть насыщеннее.
Часто насыщенность шрифта определяется историческими, эстетическими или практическими причинами. Например, металлический шрифт старались выполнить насыщеннее, чем в последующие времена, потому что современные печатные технологии требуют более четких форм.
Когда в середине восемнадцатого века Джон Баскервиль (John Baskerville)13 изобрел способ получить бумагу с более гладкой поверхностью (так
Futura Light Futura Book Futura Medium Futura Heavy Futura Bold Futura Extra Black
ITC Garamond Light ITC Garamond Book ITC Garamond Bold ITC Garamond Ultra
РИС. 3.20. Шрифты в гарнитуре обычно различаются насыщенностью. Правда, в пределах гарнитуры названия, данные этим начертаниям, имеют относительные значения, абсолютных определений не существует. Например, в других шрифтах жирное начертание Futura Heavy получило бы название просто полужирного (bold), а то, которое в гарнитуре Futura называется Bold, — сверхжирного (extrabold). Гарнитура Garamond (ITC) воздерживается от названий сверхжирное (extrabold) или жирное (black) начертание, а сразу переходит к ультра (Ultra) как сокращению от ультражирного
Называемую веленевую бумагу), стало возможным проектировать шрифт с более тонкими штрихами и изящными формами. Не существует определения, что значит полужирное начертание (bold), это сугубо относительный термин, который используется только для того, чтобы отличать одно начертание от другого.