Набор текста на компьютере
Набор текста в специализированных системах был ясным и однозначным делом. Не было необходимости выбирать ни аппаратные, ни программные средства, ни даже разработчика шрифтов. Все было жестко регламентировано1.
Набор текста на персональном компьютере не мог не быть другим. Какой бы компьютер (точнее сказать, какую бы операционную систему) вы ни использовали, в какой бы программе ни работали, какой бы тип шрифтов ни применяли, все изменилось: и способ работы, и результат, который вы хотите получить.
В этой главе приоткрывается занавес над тем, что происходит, когда вы нажимаете клавиши на клавиатуре, и какую роль играют разные элементы аппаратного и программного обеспечения в отображении шрифта на странице. И это уже не теоретический материал; это та информация, которая поможет вам управлять процессом набора и форматирования текста, особенно, когда дело не клеится.
С точки зрения обработки текста ранние программы верстки (первые программы настольных издательских систем, демонстрировавшие некоторые типографические претензии) были просто текстовыми редакторами, которые только и могли размещать текст в нескольких колонках. Но в этих программах впервые стали применяться пропорциональные шрифты.
РИС. 7.1. С появлением первых систем WYSIWYG стало неинтересно работать в полностью текстовых режимах, подобных этому, хотя они были стандартными для специализированных систем. Коды, стоящие в угловых скобках, означают: разрешить лигатуры; разрешить автоматическое создание простых дробей; выключка влево; разрешить перенос слов; минимальный пробел между словами 5 единиц, оптимальный — 5 единиц, максимальный — 5 единиц; применить уровень трекинга 1; установить кегль 10,5 пунктов; установить интерлиньяж 13 пунктов; установить ширину колонки 12 паек и 9 пунктов; выбрать гарнитуру Sabon; установить абзацный отступ первой строки, равный 11 пунктам. Каждый раз, когда менялся шрифт, необходимо было вводить в текст соответствующие коды
<AG><AF><RR><AH><CS5,5,5><Т1><СР10. 5> <CL13><CC12.9><CFSA><IFO.1l>The simplicity of using the program belies the complexity of the craft of typesetting. Like most typesetting programs, <CFSAI>DynoType'<CFSA>s text processing is based on a mnemonic coding scheme.<QL>
С точки зрения типографики текстовые редакторы были чуть более, чем автоматизированными пишущими машинками, цель которых — оформление простых офисных документов. Такой подход у предшественников современных издательских систем оказался явно неудачным.
Между тем специализированные наборные системы, по мере перехода на персональные компьютеры, также угасали. Они были слишком дороги, их интерфейс, ориентированный на уровень машинных кодов, казался слишком сложным (рис. 7.1), для работы с ними требовался профессиональный оператор (тот же специалист-наборщик). Они не могли выполнять все самостоятельно и действовать под лозунгом «дешевле и еще дешевле», как это было характерно для первых персональных компьютеров.