Эволюция и автоматизация
Еще не успела просохнуть краска на гутенберговской Библии, как появились подражатели с подобными же наборными и печатными системами. Количество шрифтов увеличивалось, и плагиат популярных шрифтов стал обычным явлением (еще одна традиция типографики, которая по-прежнему процветает). Никаких стандартов для пропорций21 и размеров шрифта не существовало.
Почти 400 лет процесс набора и печати шрифта не сильно отличался от гутен - берговского. Текст набирался буква за буквой, а после завершения печати шрифт рассыпался22, и его необходимо было снова сортировать по кассам, что поручалось многочисленным бедным подмастерьям. Этим несчастным нужно было безошибочно отличить 1s от Is, a Os от Os, ориентируясь только на перевернутые изображения на маленьких металлических литерах, размер которых не превышал спичечной головки. Каждый наборный цех (cabinet) имел несколько касс (cases) для литер: прописные23 [маюскулы14) располагались в верхней кассе (upper case), а строчные25 (минускулы2Ь) — в нижней кассе (lower case). И горе тому подмастерью, который сортировал медленнее, чем мастер набирал шрифт.
Во второй половине XIX века три основных изобретения изменили способ набора шрифта. За десятилетие линотип и монотип полностью вытеснили из производственной сферы технологию ручного набора.