Шахматы Карла Великого
внизу На Востоке изображение слона сохранилось. Как и воины, слон защищен кольчугой, целиком покрывающей его. На нем помещаются двое седоков: погонщик, управляющий слоном, и воин, готовый к сражению. Справа — норманнский воин (конь). Как и скандинавские фигуры, он вооружен длинным щитом и мечом. Среди шахмат Карла Великого также есть изображение византийского рыцаря. У него круглый щит и чашевидный шлем.sports74.ru
Еще одни средневековые шахматы, представляющие интерес для историка, хранятся в Парижской Национальной библиотеке. Прежде считалось, что они принадлежали императору Карлу Великому, якобы получившему их в подарок, но сейчас установлено, что их сделали в XI веке в окрестностях Амальфи в Южной Италии. Вырезанные из африканской слоновой кости, главные фигуры поражают своими размерами (12—13 см в высоту). Сохранились два короля, две королевы, три слона, четыре рыцаря, три колесницы и одна пешка.
Юрий Авербах, гроссмейстер и историк шахмат, сделал открытие, что в этих шахматных фигурах запечатлен реальный конфликт между византийским императором и често-
любивым норманнским военачальником. Речь идет об императоре Алексее Комнине и его властной матери царице Анне Далассине, которым пришлось защищаться от нападения армии норманнских наемников во главе с Робертом Гвискаром. Гвискар намеревался восстановить на византийском троне свергнутого императора Михаила Дуку, женатого на его дочери Елене. Резные фигуры, которые мы видим сидящими на тронах, изображают императоров Алексея Комнина и Михаила Дуку, а королевы — это Анна Далассина и Елена.
ВВЕРХУ Миниатюра рукописи Гвирона Учтивого из Милана, около 13J0-1380 гг. Король Артур увлеченно играет в шахматы, возможно, с одним из рыцарей легендарного Круглого стола.
Важно отметить, что в ранних европейских «изобразительных» шахматах. — как в скандинавских, так и в шахматах Карла Великого, — арабского визиря заменяет изображение королевы. Наличие слонов и колесниц среди фигур свидетельствует о том, что путь шахмат в Восточную Европу мог лежать через Византию.
Не время играть в шахматы, когда дом в огне.
Итальянская пословица, около 1550 г.
ВВЕРХУ
Английские шахматы из слоновой кости начала XIX в., выполненные на токарном станке и завершенные вручную. Фигура короля украшена тремя коронами. Возможно, мастер хотел изобразить три диадемы, украшавшие папскую тиару, что указывает на происхождение шахмат из среды якобитов-католиков, боровшихся против английских королей Георга I и Георга II, сторонников англиканской церкви.
В
эпоху Возрождения, которая началась во Флоренции в XIV веке и достигла расцвета к XVI веку, произошел переход от Средних веков к Новому времени. В это время шахматы подверглись существенным изменениям.
В конце XV века шахматисты Испании и Италии начали экспериментировать с правилами шахматной игры, которые почти не изменились с тех пор, как она появилась в Европе в X веке. По новым правилам пешка, делая первый ход, могла двигаться сразу на две клетки. Слон приобрел такую свободу передвижения, что смог ходить по всей длине своей диагонали! Королева, которая в то время могла двигаться только на одну клетку по диагонали, получила право перемещаться по всему периметру доски.
У испанцев и французов новая игра получила наименование «шахматы королевы». Итальянцы оказались менее учтивыми и назвали ее «игрой безумной королевы». Новые шахматные правила потребовали от игроков большей изобретательности.
Изменилась и шахматная терминология. Большинство арабских слов было вытеснено названиями на европейских языках. Король и королева сохранили свои наименования, а слона в разных странах стали называться по-своему. Во Франции он известен как fou., королевский шут, в Іермании — как посыльный, а в Италии — как знаменосец или офицер. Во многих странах фигура коня превратилась в изображение конного рыцаря, в то время как рух— колесница стала замком или башней. Лишь пешки неизменно оставались солдатами. Привычный внешний вид шахмат также подвергся изменениям. Резные приземистые фигуры уступили место шахматам, выполненным с помощью токарного станка.