КИТАЙ
СПРАВАhttp://ceoec.ru/
На картине английского художника Фрамптона изображены персонажи пьесы Шекспира «Буря». Влюбленные Миранда и Фердинанд играют в шахматы, старясь добиться взаимного расположения (на доске расставлены китайские фигуры из слоновой кости).
Китай — самая населенная страна в мире, с более чем 1,3 миллиарда жителей, и одновременно одна из старейших цивилизаций в мире. Среди многих изобретений, сделанных в древности, — бумага, фарфор, порох и печатное дело. Китай имеет долгую историю, включающую и историю возникших там оригинальных игр, таких как го и маджонг.
Существует китайская версия шахмат — сянци. В нее играют на доске, разделенной 9x10 рядов. Фигуры двигаются не по клеткам, но по точкам пересечения линий. Сходные черты шахмат и сянци позволяют предположить, что в какой-то исторический момент они испытали взаимное влияние. Так, в этих играх действуют — или действовали прежде — полководцы, мандарины (ферзи), слоны, кони, колесницы (ладьи), солдаты (пешки). Цель сянци— объявить мат полководцу противника.
ВНИЗУ
Самое сильное впечатление производят китайские шахматы, в которых фигуры помещены на подставки «шар в шаре». Их размеры варьируются, самые большие фигуры достигают 30,5 см. Как правило, чем выше фигуры, тем изощренней резьба. Такие шахматы предназначались не для игры, а для украшения интерьера. Стоявшие под стеклом в шкафах-кабинетах в городской резиденции или сельском поместье их владельца, в Викторианскую эпоху они превратились в символ определенного общественного положения. Подобные шахматы были подарены британской палате общин американским конгрессменом Артуром Уолтером в память о матче, проходившем по телеграфу между членами Британского парламента и палаты представителей США в 1897 г.
Китайцы уверены, что индийские шахматы являются вариантом сянци, у индусов противоположная точка зрения. Поскольку существуют аргументы в пользу обеих версий, нам не остается ничего другого, как пребывать в неведении и терпеливо ждать более точных сведений.
Фигуры в китайской игре выполнены в форме простых дисков, как в шашках, обычно красного и синего цвета. На каждой фигуре имеется иероглиф с ее названием.
Существует китайская легенда, которая рассказывает, как однажды император Вен Ти, проходя мимо группы чужестранцев, играющих в неизвестные ему шахматы, заметил, что они используют резные фигуры раджи, или императора. Он был оскорблен тем, что любой человек мог использовать изображение такой священной персоны, как император, в обычной игре, и приказал немедленно наказать игроков, что было тогда обычным делом. Император издал указ, что впредь ни одна игра не должна использовать резные подобия реальных
Матч закончился вничью. Шахматы были выставлены в одной из комнат палаты общин, где были размещены в двух стеклянных витринах: белые фигуры в одной, красные — в другой. Так продолжалось до 1995 г., когда во время парламентских каникул вор, сумевший проникнуть внутрь здания, разбил одну из витрин и украл красные китайские фигуры.
СПРАВА
«Женщина, играющая в шахматы», картина Герберта А. Берда, 1929 г. На ней изображены англокитайские резные шахматы из слоновой кости, сделанные в Кантоне по английскому образцу специально для продажи в Европе и Америке.
персонажей. Считается, что именно по этой причине в сянци используются фигуры простой формы.
Европейские шахматы появились в Китае в конце XVIII века благодаря развитию торговых отношений. В то время в Европе и США существовал огромный спрос на восточные товары, особенно фарфор, изделия из слоновой кости и художественные редкости. Хотя все шахматы имеют характерные китайские формы, в до процентах всех «изобразительных» шахмат королем белых является английский король Іеорг III. Этот факт
позволяет установить, что их начали делать в Китае где-то в конце XVIII века. Резчики продолжали придавать шахматным королям портретные черты Іеорга III в течение всего следующего столетия.
СЛЕВА
Король «красных» — император Наполеон.
ВНИЗУ
Резчики из Кантона делали шахматы различных типов. Особенно
привлекательный вид имеют фигуры на точеных декоративных подставках, украшенных вручную цветочным орнаментом. На подставки с помощью стержней насаживали резные головы. Как правило, в таких шахматах «китайская» сторона — красного цвета, но она могла быть и зеленой, как в данном случае.
«Английская» сторона сохраняет натуральный цвет. Алекс Хаммонд в своей книге 1950 г. так описывает шахматы этого типа: «Распространенные в Португалии, эти фигуры происходят
В то время как манера резьбы таких шахмат была традиционно китайской, шахматные персонажи по сложившейся в Англии традиции представляли собой короля, королеву, епископа, рыцаря и старинную фигуру «слон и башня». Китайский шахматный король обычно именуется императором, или мандарином, но, возможно, китайским резчикам была известна легенда об императоре Вен Ти, и поэтому они позаботились о том, чтобы не изображать императора в роли шахматного короля. В фигурах китай-
ских шахматных королей и ферзей по их костюмам можно узнать персонажей, действующих в традиционных пьесах на сюжеты из китайской мифологии.
из Макао в Китае и изготавливались тысячами для португальцев, поселившихся в этих местах». Сейчас принято считать, что во многих случаях его атрибуции основывались на непроверенных фактах. Однако Хаммонд обладал таким даром убеждения, что его постоянным клиентам было трудно понять, почему такие шахматы не могли быть изготовлены ни в Португалии, ни в Макао. В некоторых комплектах ладья предстает в виде китайской пушки, в других герцог Веллингтон выступает в роли короля. Возможно, такие шахматы были сделаны в память о его победе над Наполеоном в битве при Ватерлоо в 1815 г.
Персонажем, часто представавшим в роли шахматного короля, был Торгшу, бог войны. Его легко узнать по свирепому лицу и костюму. Иногда место Георга III занимает другой европейский монарх. В некоторых шахматах в качестве короля действует Наполеон, стоящий на постаменте в хорошо знакомой горделивой позе с прижатой к груди рукой.
Наполеон был страстным игроком в шахматы, он регулярно бывал в парижском кафе «Режанс». Сосланный на остров Св. Елены, он проводил много времени, играя в шахматы со своими тюремщиками. Одной из его постоянных соперниц была леди Малколм. В Истории Св. Елены приводится такой эпизод:
Наполеон нарочно послал за ней [молодой девушкой по имени Бетси], чтобы она пришла посмотреть «прелестные фигурки». Когда она вошла в бильярдную комнату, оживленный император встретил ее, ущипнув, как обычно, за ухо и заключив в объятия. На столе можно было видеть шахматы. Он расставил их рядами и начал изучать с нескрываемым удовольствием. С леди Малколм, которая была сильным противником, он уселся играть
ВВЕРХУ
Наполеон — король из китайских шахмат. Рядом с ним — ладья «слон с башней», белый и красный кони и китайский ферзь.
после обеда, но, как он объяснил Бетси, красота фигурок отвлекала его, и он проиграл. Фигуры, выполненные с удивительным мастерством, изображали человечков, представляющих все ремесла и занятия, существующие в Китае. Наполеон, разгля-дывая чудесные шахматы, сказал Бетси, что они слишком красивы для Св. Елены и что он хотел бы послать их королю Рима, чтобы тот мог играть ими.
Еще одна известная шахматная история, связанная с Наполеоном, была записана Вильямом Эльфинстоном в Каталоге (ок. 1870 года).
ВНИЗУ Несомненно, мастерство китайских резчиков вызывает восхищение. Глядя на эти диски, можно только вздыхать и изумляться удивительному мастерству и терпению, которые позволили выполнить такую тонкую работу, как изысканный ажурный узор этих шахмат, притягивающий взоры покупателей. Шахматы с резными эмблемами фигур в центре каждого диска производили на экспорт для Англии и США. Часто они соединены с доской для шахмат и триктрака, составляя набор из трех популярных игр: триктрака, шахмат и шашек. Однако при игре следует быть очень осторожными: фигуры довольно хрупкие и не рассчитаны на тех, кто привык с силой стучать ими по доске, выкрикивая: «Шах и
Нап олеон был милостив к капи тану 7-го гусарского полка Д. Ф. Элъфинстону, раненому и захваченному в плен в битве при Катр — Бра. Его уважаемая матушка писала одному из своих сы новей, тогда управлявшему фабриками Ост-Индской компании в Кантоне, что он мог бы посетить императора на Св. Елене, возвращаясь из Китая. Элъфинстон оказался, там в памятный дм Наполеона день, когда было принято делать ему маленькие подарки. Он привез императору шелковые китайские шали и узнал, что император очень хотел бы иметь шахматы. Шахмат на корабле не оказалось, и пришлось отправить заказ в Кантон. Когда шахматы доставили на Св. Елену, сэр Гудсон Лоу, губернатор острова, не разрешил вру чить их Наполеону, потому что фигуры королей завершались тем, что, как он утверждал, напоминало императорскую корону. Шахматы были возвращены Д. Ф. Элъфинстону.
Еще одни шахматы, предназначенные в подарок Наполеону, были специально изготовлены его сторонниками. Только в 1933 году во время проходившей в Аустерлице выставки предметов, принадлежавших императору, было обнаружено, что внутри шахмат, сделанных из слоновой кости и перламутра, находится план его побега с острова Св. Елены. Наполеон так и не узнал, что внутри фигур спрятано секретное послание. Офицер, доставлявший шахматы, умер во время морского путешествия, и некому было объяснить, каково настоящее назначение этого подарка.
Эти своеобразные китайские шахматы первоначально производились на экспорт, но к концу XIX века их стали продавать туристам, посещающим Гонконг и Шанхай. По мере расширения рынка качество работы, к сожалению, приходило в упадок. Из-за других неблагоприятных мировых событий — войн в Европе, экономической депрессии и японского вторжения в Китай — резчики, как и представители других ремесел, прекратили работать.
Лучшие работы, созданные на новом этапе развития этого промысла, довольно хорошего качества и пользуются спросом на рынке. Однако они никогда не смогут сравниться с ранними шахматами, формы которых вызывают особую художественную ностальгию.
ВНИЗУ, СЛЕВА НАПРАВО
Пять резных королей из Лондона, Визагапатама, Джайпура, Визагапатама, Кантона. Английская фигура короля из слоновой кости (ок. 1820 г.) дает возможность проследить, что влияет на изменение формы шахмат, и убедиться, насколько сильно они могут утратить сходство с оригиналом, если перенести их из привычного культурного окружения в общество, где сложились иные религиозные и эстетические представления и традиции ремесел. Каждую из пяти фигур отличают мастерство исполнения, выразительная и удобная форма; ни одна из них не повторяет другую, сохраняя в то же время общие «родовые» признаки.