Праздничек Преображения Господня. Яблоковый выручил
"Пахнет яблоком и медом по церквам твой смиренный Выручил...". Сергей Есенин
Гидрометеорологи обещают еще теплую погоду столице, но в музыке гроз слышатся уже осенние раскаты: близится время урожайных сборов и первым поводом к радости о щедрости земли становится для верующих Праздничек Яблокового Спаса.
В сей день (19 августа) совершается освящение плодов. В Рф, в тех местах, где виноград не вырастает либо не поспевает к этому времени, освящаются яблоки, груши, сливы.
Старый обычай освящать плоды всходит к VIII веку. Колосья и виноград приносили в храм в благодарность Богу за Его любовь, за дарование щедрого урожая. Но таинственно-символическое значение этой традиции состоит к тому же в том, что природа, искаженная после грехопадения человека, нуждается в обновлении не меньше самого человека. Освящение плодов - знак грядущего преображения природы, знак преображения человека, пошедшего за Христом, знак Праздничка Преображения Господня, действия которого также вспоминаются в сей день.
В Евангелии рассказывается, что уже в конце пути, незадолго до Голгофы, Иисус Христос взял 3-х собственных учеников Петра, Иакова и Иоанна и привел их на гору. По преданию, это была гора Фавор. На данный момент туда организованно подымаются группы христианских паломников: за 40 минут они добиваются верхушки, следуя теми же тропами, которыми некогда прошли Христос и Его ученики...
Можно представить для себя, как утреннее солнце уже прижаривало их плечи, в сандалии забивались маленькие камешки, а трое апостолов неторопливо подымалиь все выше и выше, за своим Равви (евр. Учитель). "Для чего Он поднял нас в такую рань, - думалось им, - позвал с Собой, двинулся, не проронив по пути больше ни слова. Что он замыслил? И для чего было оставлять всех понизу и карабкаться по этим тропинкам? Ну вот наконец и дошли, Куда ты, Равунни? Снова молчит, наверняка не слышит... молится..."
Апостолы утомились и расположились в тени покореженной маслины: Иоанн с братом - на плащах, а Петр сел на камень, веки его отяжелели и он, опершись на посох, задремал... Вдруг послушался шум листвы, залепетавшей от порыва ветра, это принудило апостолов встрепенуться и они, встревоженные, стали озираться вокруг...
Иисус стал пред ними: "и просияло лицо Его, как солнце, одежки Его сделались белоснежными как свет... явились им Моисей и Илия, с Ним беседующие" (Мф. 17:2).
"Господи! Отлично нам тут быть", - воскрикнул Петр, сердечко его забилось отрадно, он вдруг увидел Христа в невероятной красе, в каком-то неземном свете. "Если хочешь, Господи, волнуясь протараторил Петр, - создадим тут три кущи (другими словами три шалаша из древесных веток): Для тебя одну, и Моисею одну, и одну Илии". И пока он это произносил, светлое скопление озарило всех и они услышали глас: "Сей есть отпрыск Мой любимый, в каком Мое благоволение; Его слушайте". Ученики в страхе пали на землю, пытаясь закрыться руками, будто бы защититься от некоторой невидимой Силы.
Вдруг все стихло, Иисус медлительно произнес: "Встаньте и не страшитесь, - открыв глаза, они узрели только собственного Равви, того же, как и до этого, - никому не сказывайте о сем видении, доколе Отпрыск Человечий не воскреснет из мертвых". Ученики молчком переглянулись и опустили головы. Было время ворачиваться вспять и путешественники двинулись по тропе.
Христос готовит учеников к собственной погибели. Ученики должны узреть Его в славе, чтоб не поколебаться в час испытаний. Но полное осознание того, что лицезрели они на горе Фавор не кого другого, но Бога в славе Его, придет к ним существенно позднее, после Воскресения, когда в денек Пятидесятницы Дух Святой обучит их полноте божественной правды. Пока для апостолов Дух Святой - это светящееся скопление, которое покрыло их и, совместно с тем, позволило увидеть Божию Славу и слышать его глас.
Своим Преображением Спасатель позволил людям воочию видеть Преображение, которое ждет человека в Царствии Божием. Этот свет преображенного людского естества изображается на иконах святых не по другому как ореолами. Слова апостола Иоанна о том, что "Бог есть свет", совсем не успешная метафора, а познание, опытно обретенное на горе Фавор.
"Бывают в духовной жизни мгновения, которые так великолепны, так чудны, гласит митрополит Антоний Сурожский, - чего хотелось бы, чтоб время, жизнь, вечность на их тормознули и никогда ничего другого не бывало бы... Но мы должны держать в голове, что это переживание нам дано для того, чтоб принести в черный, горестный, прохладный мир мир сияние Преображения".
В торжественном тропаре (маленьком церковном песнопении, посвященном каждому христианскому праздничку, деньку памяти) есть такие слова: "Да возсияет и нам порочным, Свет твой неприступный". Они выражают рвение верующих к стяжанию Духа Святого, к тому чтоб стать причастниками Божественного света и поделиться этой радостью с ближним.
Ради Праздничка Преображения Господня церковный утомившись ослабляет строгость поста и допускает на трапезе рыбу.