РАБОТА СО ЗВУКОМ
6.1.1. Спецификация рекламной записывающей студии
Работа со звуком в структуре производства рекламной продукции проводится на специализированных продакшн-студиях (рекламные записывающие студии). Как правило, такие студии представляют собой модифицированные музыкальные студии или находятся в системе технического обеспечения радиостанций, выполняя в данном случае также монтаж радиопередач. Технологические требования к оборудованию рекламных продакшн-студий определяются спецификой их деятельности — записью рекламного сообщения в исполнении профессионального диктора, оформлением этого сообщения с помощью звуковых эффектов и музыки, записью рекламных джинглов с привлечением исполнителей-музыкантов, звуковым оформлением видеоряда с рекламным содержанием. В большинстве случаев в рекламных продакшн-студиях идет работа над уже готовыми фонограммами, их микширование, обработка и редактирование, запись дикторского голоса, певческого вокала. В этой связи необходимо понимать разницу между технологиями работы рекламных звуковых продакшн-сту - дий и студий с другой целевой направленностью, например, музыкальных.
Типовая рекламная записывающая студия состоит из аппаратной и дикторской. Запись рекламного сообщения (игрового, информационного, музыкального) производится в дикторской. Студия должна располагать как минимум двумя (в норме — четырьмя) конденсаторными микрофонами для записи дикторского голоса
или нескольких артистов, что бывает нужно при создании рекламных игровых передач. Дикторская должна быть соответствующим образом звукоизолирована, чтобы обеспечить отсутствие призвуков помещения в записи.
Как и в любой другой студии звукозаписи, центром рекламной записывающей студии является микшерный пульт, куда поступают сигналы со всех имеющихся источников сигнала и с которым связаны все устройства обработки, редактирования и записи звука на носитель.
Необходимо наличие аппаратных процессоров эффектов, которые, совместно с программными возможностями обработки звука, позволяют «раскрасить», «оживить» звук как в реальном времени, так и в процессе его редактирования.
Наличие каких-либо отдельных музыкальных инструментов (ударная установка, набор электрических и акустических гитар, звуковые модули и синтезаторы, ориентированные на определенный музыкальный стиль) не обязательно, ведь в функции рекламной студии не входит запись собственно музыки на профессиональном уровне. Если такая задача и возникает, когда, например, нужно записать оригинальный музыкальный джингл или корпоративный гимн, изготовители рекламы обращаются в специализированные project-студии, оборудование и персонал которых изначально ориентированы на определенный музыкальный стиль. Тем не менее, наличие таких музыкальных инструментов, как сэмплер и синтезатор, поддерживающие Midi-интерфейс, позволит во многих случаях создавать музыкальный звукоряд силами самой рекламной студии.
Неотъемлемой частью рекламной записывающей студии является система цифровой записи на жесткий диск, снабженная необходимым программным обеспечением. Основное редактирование, коррекция, сведение рекламной продукции осуществляются при помощи компьютерных звуковых программ — аудио - редакторов, аудио-миди-секвенсеров, подключаемых модулей и др.
Любая студия звукозаписи, в том числе и рекламная, должна иметь в наличии контрольные акустические системы, которые позволяют осуществлять контроль качества записи на всех этапах работы. Основное требование к контрольным акустическим системам — это естественность звучания и неокрашенность звука.
Окончательный продукт — рекламный ролик, который отдается в ротацию на радиостанции или относится к заказчику, записывается на профессиональный носитель. Запись на носитель осуществляется при помощи специ
альных рекордеров, а поскольку рекламной записывающей студии приходится работать с большим кругом партнеров, она должна располагать полным набором рекордеров, работающих с разными форматами носителей. Часто эти рекордеры называются «мастер-магнитофонами». Так, обязательно наличие CD-рекордера, кассетного магнитофона, DAT-магнитофона, Mini-disc-ре - кордера.
Принципиальная схема рекламной записывающей студии представлена на рис. 6.2.
Таким образом, описывая технологию производства аудио-рекламы, мы рассмотрим следующие элементы звукового тракта рекламной записывающей студии:
• дикторская и аппаратная;
• контрольная акустика;
• устройства обработки сигнала (фильтры, процессоры эффектов, устройства динамической обработки);
• сэмплеры, синтезаторы и midi-клавиатуры;
• компьютерные звуковые платы;
• основные форматы цифрового представления звука и компьютерные программы — аудио-редакторы, аудио-midi-секвенсеры, подключаемые модули и др.;
• устройства цифровой записи на носитель — CD-рекордер, MD-рекордер, DAT-магнитофон.
Предварительно рассмотрим основные принципы, которые определяют специфику современных технологий работы со звуком — принципы цифрового звука и стандарт Midi.