Микшерный пульт
Центральной частью любой студии является микшерный пульт. Сюда поступает звук со всех источников (микрофоны, магнитофоны, синтезаторы и т. д.), устанавливается громкость, расположение по панораме, уровень обработки эффектами и эквалайзером.
Традиционный микшерный пульт (см. рис. 6.6) состоит из нескольких одинаковых каналов, каждый из которых имеет микрофонный предусилитель, регулировку чувствительности, эквалайзер, посылы на внешние эффекты, управление панорамой и громкостью. В мастер-секции пульта располагаются органы управления общим, смешанным сигналом, возвраты с эффектов и подгруппы. Многие современные микшеры имеют стереоканалы, куда удобно включать стереовыходы с синтезаторов или с CD-
плейера. Существуют также линейные микшеры, не имеющие микрофонных пре- дусилителей и часто ограниченные в возможностях эквализации и посылов на эффекты. Их можно применять в качестве дополнительного пульта для микширования звуков с синтезаторов.
Любой микшерный пульт тостоит из двух секций — входной и выходной. Входная часть пульта состоит из идентичных вертикальных линеек, которые называются входными каналами.
Функции входного канала: подключение к пульту источников звука; управление уровнем громкости источника посредством фейдера; коррекция частотных характеристик источника с помощью встроенного эквалайзера; направление сигнала на выходы микшерного пульта и на приборы обработки сигнала.
Входящий сигнал обрабатывается на пульте различными эффектами (компрессор, гейт, задержка и т. д.). Сами эффекты чаще всего выполнены в виде отдельных приборов и коммутируются с пультом посредством соединительных шнуров (см. описание устройств обработки сигнала ниже). Обработка первичного, «сухого» сигнала может вестись двумя путями: поледовательно и параллельно. Применение последовательного принципа обработки предполагает, что исходный сигнал полностью заменяется обработанным, т. е. направляется из входной секции на прибор обработки и оттуда — на выход пульта. То есть сигнал отправляется на внешнее устройство обработки, а после него возвращается назад (такой способ подключения прибора обработки называется «установка в разрыв»).
При применении параллельного принципа обработки сигнал расщепляется на два канала: на первый канал подается изначальный сигнал, на второй — этот же сигнал, прошедший обработку каким-либо эффектом. Обработанный сигнал возвращается и смешивается с исходным сигналом (это называется воспользоваться «посылом/возвратом» микшера). Параллельный принцип позволяет смешивать «сухой» сигнал с его обработанной копией в определенных соотношениях так, что на выходе появляется возможность регулировать уровень (или баланс) эффекта.