РЕЦЕПТУРНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИИ СПРАВОЧНИК ПО ОТДЕЛОЧНЫМ РАБОТАМ

РАЗЛИЧНЫЕ СПОСОБЫ ОКОНЧАТЕЛЬНОЙ ОТДЕЛКИ

Отделю поверхности песчгнымх присыпками (11.105)

Для 5той отделки поверхность подготовляют так же, как под вы­соко. ачественную масляную окраску. Затем ее окрашивают масляной красксй и на CblhuОкрашенную поверхность наносят песок различных цветов. После полнсо отвердения первого слоя краски, присыпанной песком окраску и присыпку пов. оряюг, применяя менее вязкий окра­сочный состав.

Состав для второй окраски под песчаиую присыпку

(в частях по весу)

Олифа................................... .......................... I

7.5 1

1,5 34

40

Скипидар................................................................ 0,5

Густотертая масляная краска................................. 4,5

Для сохранения песчаной фактуры краску наносят очень тонким слоем при помощи пистолета-распылителя. Для присыпки берется мелкий чистый сухой песок. Песок лучше набрасывать на поверх­ность при помощи пескоструйного аппарата низкого давления (рис. 16). Для получения матового слоя в окрасочный состав добав­ляют очищенный мел (зубной порошок) в количестве около 20% веса тертой масляной краски.

РАЗЛИЧНЫЕ СПОСОБЫ ОКОНЧАТЕЛЬНОЙ ОТДЕЛКИ

Рис. 16. Аппарат для получения песчаной фактуры

] — центральная грубка; 2— отводная трубка; 3 — пробка; 4— резервуар с песком; 5 — кран; 6 — наконечник

Нанесение рисунка при помощи вапикоз (11.106)

Поверхность подготовляют и окрашивают клеевыми или масля­ными соС1авамн. Затем на окрашенную иов1рхность шшосяз рисунок при помощи аппарата для накатки, состоящею из pejepByapa для краски и сменного узорчатого валика. Резервуар заполняют окрасот - ным составом и, прижав валик к отделызаемой поверхности, пере­мещают его сверху вниз. При этом краска из peiepByapa переносится валиком на сгену. На поверхности стены остается рисунок, изобра­женный на валике. Во время накатки необходимо следить за тем, чтобы рисунок совпадал с рисунком предыдущей полосы. Накатка мо­жет быть в несколько цветов как клеевыми, так и масляными соста­вами. В последнем случае узорчатый валик должен быть выполнен из маслостойкой резины. Накатку можно производить за один пли за два ri более раза валиками с различными рисунками, а также раз­личными окрасочными составами, что позволяет получать на поверх­ности сложный разноцветный рисунок. Соответствующие конструкции валиков позволяют наносить сразу рисунки двух различных цветов илн оттенков

Вытягивание филенок (11.107)

Выгягнваиие филенок на границах окраски клеевыми составами различных топов или же на границе окраски клеевыми и масляными составами производят клееЕым водным составом жидкой консистен­ции Во всех случаях по поверхностям, окрашенным масляной крас­кой. фи ненки вы ятвают маслякым сос. авом Очень важно подо­брать для вы ягивания филенок нормальную густоту состава, чгобы он ложился без перерывов, перенасыщений и не давал потеков. Крас - ha с филенчатой кисгн до 1жна ложиться начо.<рашиваемую поверх­ность с одного раза, чтобы линия филенки не прерывалась во время движения кисти до тех пор, пока в кисти есть окрасочный сосгаз.

Для вытягивания филенок могут применяться следующие со­ставы.

Для разбавления 1 кг масляного окрасочного состава: а) для вытягивания филенок (в частях по весу):

Скипидар........................................................................

Олифа или лак................................................................. 0,15

Сиккатив......................................................................... 0,025

Б) для вытягивания бронзовой филенки частях по весу):

Лак.................................................................................. 2

Бронзовый порошок...................................................... 0,2

В) для вытягивания серебряной филенки (в частях по весу):

Лак.................................................................................. 2

Алюминиевый порошок.................................................. 0,1

Два последних состава после высыхания сохраняют блеск метал­лического порошка.

Окрасочные составы для вытягивания филенок следует готовить в небольших количествах перед началом работ. При помощи разъем­ной пальчиковой кисти можно проводить ряд параллельных филенок различных цветов.

Отделка поверхностей торцовками (11.108]

Торцевание применяют при масляных и клеевых окрасках. Щетки - торцовки должны быть выполнены из щетины, причем для масляных окрасок применяют щетки с более короткой щетиной. Окрашенные по - верхнос! и надо торцевать сразу же после нанесения окрасочного со­става. При масляных окрасках консистенция окрасочного состава должна быть несколько гуще обычной, иначе не получится необходи­мая шероховатость. Лучшие результаты достигаются при использо­вании густотертых масляных красок, разведенных смесью олифы с разбавителем, следующего состава:

Густотертая масляная краска. . 1

Олифа и скипидар (либо бензин - растворитель) в соотношении 1 : 1 До рабочей

Густоты

Отделка поверхностей фигурными щетинными торцовками |11.109)

Торцовки могут иметь различный рисунок (рис. 17). Выполня­ется по масляным окраскам двумя способами.

Первый способ. По свеженанесениому слою краски торцуют в Двух направлениях под углом 45 или 90°. Для последнего окрасоч­ного слоя, обрабатываемого торцовкой, готовят масляный состав бо­Лее жидкий, чем обычно (примерно 27—30 сек по ВЗ-4). Густотер­Тые масляные краски разводят смесью олифы со скипидаром в соот-

■ошеннн I : 1. После торцевания сквозь верхний лесснровочный слой просвечивается нижележащий слой, благодаря чему, при правильно взятом цветовом соотношении красочных слоев, отделка получает красивый вид.

Второй способ. Свежеокрашенную поверхность не торцуют, а дают ей просохнуть, и после этого на отвердевшую пленку масляной краски фигурной торцовкой накладывают в двух направлениях рису­нок другого цвета. При гармоничном подборе окрасочных составов отделка создает хорошее впечатление.

РАЗЛИЧНЫЕ СПОСОБЫ ОКОНЧАТЕЛЬНОЙ ОТДЕЛКИ

Рис. 17. Фигурные щетинные торцовки

Отделка поверхностей резиновыми торцовками (11.110)

РАЗЛИЧНЫЕ СПОСОБЫ ОКОНЧАТЕЛЬНОЙ ОТДЕЛКИ

Обычно торцуют по свеженанесенному красочному масляному слою, который может быть из корпусной краски, сквозь которую не просвечивает нижележащий слой, или из лессировочной краски, через

РАЗЛИЧНЫЕ СПОСОБЫ ОКОНЧАТЕЛЬНОЙ ОТДЕЛКИ

Рис. 18. Резиновые торцовки

Ш — ша трубочек, 6 — из фигурной резины, / — деревянные пробка; 2 — резиновые трубка


Которую после торцевания просвечивает нижележащий слой. Торцов­ки вы Ю.1НЯЮГ из фигурной резины или из резиновых трубочек мало­го диаметра (рис. 18) При другом способе торцовку смачивают окра - сочны.' 'ос. авом и, утаряя ею по степе, наносят различный рисунок; в этом случае красочному слою дают предварительно просохнуть. Торцовку периодически надо оотирать тряпкой. Вслед за торцовкой проходят поверхность кистью расхлесткой или флейцом, что смягчает переходы между отдельными пятнами нанесенного рисунка.

Отделка поверхности туповкой (11.111)

Для еыполнения такей отделки применяют резиновые или при­родные греческие губки. Их прикрепляют к тошечке с ручкой, в ре­зультате чего получается инструмент вроде торцовки. Поверхность окрашивают клееаым или масляным оерасочным составом и дают просохнуть. Затем губку смачивают окрасочным составом другого тоьа или цвета и. ударяя ею по поверхности, наносят рисунок. Не­обходимо следить, чтобы при такой обработке крпсочные пятна более или менее равномерно распределялись по поверхности.

Отделка поверхности кабрызгом (11.112)

На окрашенную поверхность, образующую фон отделки, наносят брызги, отличающиеся по цвету от основного фона. Набрызг может быть светлее и темнее фона, одного тона либо нескольких тонов (2— 3 цвета) Для насыщенного фона следует применять мелкий набрызг и, наоборот, при светлой разбавленной окраске — более крупный на­брызг. Выполняют набрызг вручную при помощи кисти. Для этого на кисть набирают немного краски и, поднося ее к окрашенной поверх­ности, ударяют ею о линейку, которую маляр держит в левой руке. Срывающаяся с кисти краска попадает на поверхность Более быст­ро и совершеннее наносят набрызг при помощи пистолета-распылите ля при уменьшенной подаче воздуха.

Роспись по трафарету (I1113)

Для нанесения на поверхность различных рисунков (например, фризов, бордюров и т. д.) применяют роспись по трафаретам. Трафа­реты нужно изготовлять из плотной проолифленной горячей олифой бумаги или картона. Трафареты бывают прямые и обратные. В пер­вых рисунок наносят через отверстия, а во вторых — отверстия соот­ветствуют фону рисунка. Рисунки, наносимые при помощи трафаре­тов, могут быть одноцветными и многоцветными. При многоцветных рисунках для каждого цветного тона изготовляют отдельный трафа­рет. Рисунки нанося - трафаретной кистью Во время работы трафарет плотно прижимают к стене, накладывая его по предваритечьно отби­тым мелом параллельным линиям на расстоянии, равном ширине тра­фарета. После снятгя трафарета его нужно каждый раз вытирать тряпкой, чтобы не испортить стет ы при повторном накладывании. Сразу же после снятия трафарета рисунок подправляют и устраняют образовавшиеся в нем разрывы. Рнсункн по трафарету можно нано­сить любыми окрасочными составами.

РАЗЛИЧНЫЕ СПОСОБЫ ОКОНЧАТЕЛЬНОЙ ОТДЕЛКИ

S

О о о

О с

Такая отделка является разновидностью сплошной набивки по трафарету, дающей имитацию шелковой ткани. Сплошную отделку поверхностей под шелк не делают, их предварительно разбивают на отдельные участки-зеркала. Поверхности готовят так же, как и под высококачественную окраску. Отделку под шелк можно выполнять водными н масляными окрасочными составами. Существует несколь­ко способов разделки под шелк.

Первый способ (рис. 19). Поверхность зеркала разбивают по горизонтали на три или пять полос (рис. 19, а), из которых верхнюю н нижнюю окрашивают составом более темного тона, а средние — бо­лее светлым тоном того же состава с растушевкой смежных тонов до плавного незаметного перехода одного тона в другой. Тона мо­гут располагаться и с переходом от темного к светлому снизу вверх так, чтобы вверху была полоса наиболее светлого тона (рис. 19,6). Непременным условием во всех случаях является незаметный на глаз плавный переход одного тона в другой. После того как нанесенный красочный слой просохнет, по нему по трафарету наносят рисунок светлым окрасочным составом по полосам темного тона и, наобо­рот, — темным окрасочным составом по светлым полосам (рис. 19,в, г). Места стыков тонов подправляют кистью.

Второй способ (рис. 20). Поверхность зеркала разбивают на три или пять концентрических кругов Для окраски полос, ограниченных этими кругами, составляют три или пять окрасочных составов различных тонов одного цвета (рнс. 20, о, б). Наружную полосу окра­шивают в темный цвет, а последующие в более светлые так, что в середине оказывается самый светлый тон. Закрашенные полосы растушевывают с плавным переходом одного тона в другой. При набивке рисунка но трафарету применяют окрасочный состав одного цвета, который по цвету приближается к среднему тону фона. Не­смотря на то что рисунок выполняют составом одного цвета, на темном фоне он будет казаться более светлым, а на светлом более темным (рис. 20, б).

Третий способ. Отделка поверхности производится такими же полосами, но окрашивается масляным матовым окрасочным составом для фона, а для набивки рисунка по трафарету — масляным глянце­вым составом, или наоборот. Окрасочные составы готовят одного цвета, но различного тона. Такую разделку можно производить клее­вым или казеиновым составом с добавлением к ним до 10% восковой эмульсии. После высыхания нанесенный рисунок протирают по тра­фарету до легкого глянца щеткой. Наносить рисунок при всех спо­собах можно не только кистью, но и аэрографическим пистолетом - распылителем.

Отделка поверхностей методом аэрографии (11.115)

Этот вид отделки, но существу, является разновидностью набивки рисунка по трафарету, но выполняется исключительно при помощи аэрографического пистолета. По тонкости выполнения, мягкости пе­реходов тонов, рельефности получаемых изображений аэрография 9—1349 приближается к живописи и позволяет создавать разнообразную н богатую отделку помещений. При помощи аэрографии на обрабаты­ваемые поверхности можно нанести рисунки с плоскостным изобра­жением (стилизованный орнамент), декоративный рисунок с объем­ным изображением и сложные рисунки живописного характера. Та­кие рисунки методом аэрографической росписи могут выполняться только по трафаретам, изготовленным достаточно квалифицирован­ными архитекторами-художниками. В альбоме таких трафаретов дол­жен быть указан порядок их применения; сделана разметка, необхо­димая для правильного наложения их на обрабатываемую плоскость; приведены окрасочные составы для каждого трафарета и основного фона поверхности Без такого альбома даже высококвалифицирован­ному маляру весьма трудно создать качественную аэро; рафическую роспись. Такую огделку выполняют при помощи аэрографического пистолета и небольшого переносного компрессора С-511. Плоскостные рисунки создают путем накладывания на поверхность прямых и об­ратных трафаретов, объемные рисунки — путем последовательного накладывания одного трафарета за другим для нанесения окрасочных составов, отличающихся по цвету нли тоиу. Это позволяет создавать иа рисунке гени, блики, рефлексы, т. е. все то, что характеризует объемный рисунок

В процессе аэрографической росписи положение пистолета меня­ют, то приближая, то отдаляя его от поверхности, а также меняя угол наклона пистолета. Это позволяет получать мягкие, незаметные цве­товые переходы, что достигается также регулировкой подачи окра­сочного состаеа из пистолета, благодаря чему на отдельные места попадает больше или меньше окрасочного состава.

Разделка под ценные породы дерева

Подготовка и обработка поверхко ти под разделку производится так же, как и под высококачественную '.асляную Очраску. Пигменты, применяемые при разделке, должны бы ь очень точкого помола, по­этому при масляных разделках применя" декоративно-художествен­ные краски, а при водных — пигменты, тщательно пере. ертые со свя­зующим в краскотерке. Инструменты для разделки под дерево очень разнообразны и выбор их зависит в значит.'дьной степени от навыков мастера. На рис. 21 приведены наиболее часто употребляемые инст­рументы.

При такой разделке вначале на подготовленную поверхность нано­сят первый слой краски, называемый грунтом. Цвет грунта подбира­ют в зависимости от породы дерева, под которую производится раз­делка, причем он должен быть немного светлее, чем самые светлые места образца дерева Связуюшим для грунта служит смесь нату­ральной олифы со скипидаром иди бензином растворителем в соот­ношении 1:1с добавлением 3—5% сиккатива Грунт наносят на по­верхность ручником лвл раза тонким стоем гшатетьчо растушевы­вая их и обязательно обрабатыв1я флейцем. Н-шесенный грунт просушивают в течение одною-двух дней в зависимости от темпера­туры помещения р ч*лем по грунту наносят накрывочный и лесснро - вочный слои. Их цвет должен быть темнее грунта, но они должны

Быть приготовлены на основе тех же пигментов, что грунт. Связую­щими для лессировочного слоя могут Сыть смесь олифы со скипита- ром (в соотношении 1 1), а также пиво уксус, сахарная вода, сня­тое молоко. Наиболее тонкие и художественные разделки получают на водных связующих.

РАЗЛИЧНЫЕ СПОСОБЫ ОКОНЧАТЕЛЬНОЙ ОТДЕЛКИ

РАЗЛИЧНЫЕ СПОСОБЫ ОКОНЧАТЕЛЬНОЙ ОТДЕЛКИ

Рис. 21. Инструменты для разделки под дерево

/ —кисть расхлестка; 2 — кисть шеперка плоская. 3 — кисть шеперка пальчи­ковая; 4 — кисти беличьи н хорьковые 5 — гребешок резиновый; 6 — гребешки

Стальные

Составы грунтов (11.116)

(в частях по весу)

При разделке под светлый дуб:

Белила цинковые тертые. . 1

Охра золотистая................................ 0,1—0,15

Связующее (смесь олифы со ски­пидаром в соотношении 1.1) До рабочей гус­тоты

При разделке под мореный дуб:

Умбра натуральная............................................ '

» жженая....... ^'^п

Слоновая кость................................... До 0,005

Связующее (смесь олифы со ски­пидаром в соотношении 1:1) До рабочей гус­тоты

При разделке под орех:

Белила цинковые. . . . 1

Охра золотистая. 3

Умбра жженая. . . . 0,4

Связующее (смесь олифы со ски­пидаром в соотношении 1:1) До рабочей гус­тоты

При разделке под красное дерево: А) грунт с золои. стым оттенком:

TOC o "1-3" h z охра золотистая................................. 1

Белила цинковые 0,15

Крон желтый...................................... 0.08

Сурик железный.................................. 0,07

Связующее (смесь олифы со ски­

Пидаром в соотношении 1:1) До рабочей гус­тоты

Б) груит с красноватым оттенком:

Белила цинковые............................... 1

Крон желтый........................ . . 1

Бакан красный.................................. 2,5

Тоты

Связующее (смесь олифы со ски­пидаром в соотношении 1 : I) До рабочей гус­тоты

Лессировочные составы (11.117) (в частях по весу)

При разделке под светлый дуб:

Охра золотистая...... 1

Умбра. ........ 0,1-0,15

Связующее (олифа со скипидаром

В соотношении 1:1) . . . .До рабочей гус-

При разделке под мореный дуб:

Сиена натуральная ... 1

Охра зоюгясгая . ... 0,1

Связующее (олифа со скипи­даром в соотношении 1:1) До рабочей гус­тоты

При разделке под орех:

Умбра гятуральная ... 1

» жженая.... 0,11

Связующее (пиво, квас) . . . До рабочей гус­тоты

При разделке под красное де­рево:

А) состав с? олот истым оттенком

Умбра жженая

Сиена » . . . .

Краплак...................................

Связующее (пиво, квас, са харная вода) . . .

Б) состав с красноватым оттенком

Умбра жженая

Бакан красный.........................

Связующее (пиво, квас, са харная вода)

1

0,5 0,3—1

До рабочей гус­тоты

1

0,5

До рабочей гус­тоты

Разделка под дуб (11.118). По просушенному грунту наносят руч­ником накрывочный слой и затем специальной кистгю-расхлесткой (ударяя плоскостью кисти) распределяют наложенный слой по по­верхности. Для разделки применяют главным образом гребешки, сде­ланные из листовой резины толщиной 3—"о мм, по краям которой на­резаны зубья различной величины. Рассечку начинают с наиболее крупных слоев сердцевины дерева (рис. 22, о). Затем менее крупным гребешком рассекают слои по обе стороны середины древесины, на­правляя гребешок к слоям средней части (рис. 22,6). После этого гребешком с мелкими зубьями заполняют обе стороны нанесенного рисунка рисунком мелких слоев. Разделив рисунком всю поверхность приступают к растушевке сердцевинных слоев филенчатой кистью (рис. 22,6). Затем производят «расческу» слоев, но под острым углом к их направлению 3Ifm приемом создается впечатление пористости древесины (рис 22,г). Эту операцию можно выполнять мелким сталь­ным и резиновым гребешком. После просушки разделанного накры - вочного слоя поверхность покрывают очень тонким лессировочиым слоем, цвет которого должен быть чуть темнее накрывочного слоя. Сырую лессировку осторожно протирают в отдельных местах мягкой ветошью, делая их несколько светлее (рис. 22, д). Затем флейцем слегка растушевывают поверхность. Просохший лессировочный слой покрывают светлым масляным лаком При повышенном требовании к качеству отделки поверхность покрывают лаком за два раза с мок­рым шлифованием первого с поя лака порошком пемзы.

Разделка под орех (11.119). Нанесенный грунт высушивают н про­тирают пивом или квасом. После этого накладывают лессировочный слой, растертый на квасе или пиве. Этот слой сразу же расхлестыва­ют кист ью-расхлесткой. По высохшему водному лессировочному слою

РАЗЛИЧНЫЕ СПОСОБЫ ОКОНЧАТЕЛЬНОЙ ОТДЕЛКИ

РАЗЛИЧНЫЕ СПОСОБЫ ОКОНЧАТЕЛЬНОЙ ОТДЕЛКИ

РАЗЛИЧНЫЕ СПОСОБЫ ОКОНЧАТЕЛЬНОЙ ОТДЕЛКИ

Рис. 22. Последовательные стадии разделки под дуб

А — рассечка крупных слоев; б —рассечка гребешком мелких слоев; в — растушевка сердцевинных слоев филенчатой кистью; г — «расческа» слоев стальным гребнем; д — протирка ветошью лессировочного слоя

РАЗЛИЧНЫЕ СПОСОБЫ ОКОНЧАТЕЛЬНОЙ ОТДЕЛКИ

РАЗЛИЧНЫЕ СПОСОБЫ ОКОНЧАТЕЛЬНОЙ ОТДЕЛКИ

РАЗЛИЧНЫЕ СПОСОБЫ ОКОНЧАТЕЛЬНОЙ ОТДЕЛКИ

Рис. 23. Последовательные стадии разделки под орех

Наводка рисунка пальчиковой шеперкой; б — обработка стальным гребешком крупных слоев; в — обработка боковых частей ветошью; г — обработка боковых частей по лесснровочному слою шеперкой

РАЗЛИЧНЫЕ СПОСОБЫ ОКОНЧАТЕЛЬНОЙ ОТДЕЛКИ

Накладывают масляный накрывочный слой следующего состава (в частях по весу):

Умбра натуральная ..... 3

» жженая........................................................ 1

Связующее (олифа и с шпидар в соотношении 1:1).. До рабочей гус­

Тоты

По сырому накрывочному слою разделывают поверхность, наводя вначале рисунок пальчиковой кистью-шеперкой с 3—5 зубцами (рис. 23, а). Для этого на палитру накладывают тонкотертые мас­ляные краски (охра, умбра, жженая сиена и сажа), которыми разри­совывают поверхность под орех. Крупные слои рисунка дополни­тельно обрабатывают стальным гребешком, обернутым ветошью (рис. 23,6). Более мелкие слои обрабатывают зубцами гребешка. Бо­ковые части поверхности разделывают ветошью, смятой в комок (рис. 23, в), после чего проходят по ним сухой шеперкой и немедлен­но осторожно разравнивают флейцем. Высохшую разделанную по­верхность снова покрывают тонким слоем лессировки из натуральной и жженой умбры, растертых на кв ice или пиве. Лессировочиый слой подбирают чу;ь темнее разделки. Боковые части поверхности по све­жей водной лессировке обрабатывают коротко подстриженной шепер­кой, нажимая на нее пальцами и делая небольшие сдвиги вправо и влево, чем создаются поперечные волнистые линии, присущие ореху (рис. 23, г). Высохшую поверхность покрывают лаком за два раза с мокрой шлифовкой нижнего слоя лака порошком пемзы.

Разделка под краснее дерево (11.120). На поверхность наносят грунт из приведенных выше составов. По высохшему грунту наносят тонкий слой масляной лессировки. По сырой лессировке шеперкой на­водят изображение слоев (рис. 24, о). После этого гребешком, обер­нутым мягкой ветошью, прорабатывают слои, придавая им извили­стую форму (рис. 24,6). Боковые стороны поверхности разделывают вначале шеперкой и пробирают ветошью отдельные места для освет­ления (рис. 24, в). Законченную поверхность слегка разглаживают флейцем. После высыхания наносят слой водной лессировки приве­денного выше состава, растертой на пиве, квасе или сахарной воде. Затем по сырой поверхности проходят шеперкой вдоль слоев, нерав­номерно нажимая пальцами, чтобы создать волнистость рисунка. В средней части рисунка увлажненной шеперкой иногда снимают часть лессировочного слоя, делая эти места более светлыми (рис. 24,г). За­конченную поверхность покрывают светлым лаком за два раза с мок­рым шлифованием нижнего слоя лака порошком пемзы.

Фактурная отделка поверхностей (11.121)


Фактурную отделку выполняют путем наложения на поверхность жидкой шпаклевки маховыми кистями или макловицами с последую­щей обработкой ее различными приемами для придания желаемой фактуры. Офактуренную поверхность окрашивают корпусными или лессировочными составами. Шпаклевка должна быть пластичной и 10—1349 иметь небольшую усадку. Для этой цели в нее добавляют порошко­образные минеральные наполнители (гипс, шпат, ангидрид, мрамор­ную муку и пр.).

Состав шпаклевки для фактурной отделки

(в частях по весу)

Мел...................................................... 1

Гипс, мраморная мука и пр. . . 1

Клей животный или казеиновый

(10%-ный раствор) ... До сметанооб-

Разной консис­тенции

Мел и гипс смешивают и пропускают через сито с 918 отв/см2, пос­ле чего затворяют клеевым раствором. Если масса недостаточно плас­тична, в состав можно ввести небольшое количество масляного лака (1,5—2%) и загустить 10%-ным раствором квасцов. По новой шту­катурке фактурную отделку можно выполнять только после полного ее высыхаиия и подмазки дефектных мест. При сильно тянущей спо­собности штукатурки ее нужно загрунтовать 8%-ным раствором животного клея. Под фактурную отделку поверхность не требует тщательной подготовки — необходимо лишь подмазать выбоины в штукатурке той же фактурной шпаклевкой. Деревянные поверхности следует предварительно проолифить, а имеюшиеся на них щели и трещины заклеить марлей или серпянкой По прежде окрашенным по­верхностям фактурную отделку выполняют после удаления старых окрасочных пленок.

Шпаклевочный фактурный состав наносят слоем толщиной 2— 4 мм. Нанесенному составу фактуру придают различными приемами при помощи разнообразных инструментов После нанесения фактуры слишком выступающие части отделки слегка сглаживают путем про­ведения по поверхности металлическим шпателем или целлулоидным треугольником, смоченным в воде. При мелкой фактуре сглаживание во влажном состоянии не производится. После высыхания фактурного слоя его прочищают шкуркой и удаляют с него пыль. После этого фактурный слой окрашивают. Лучшие результаты дает окраска лес- сировочными составами, которые следует наносить на предваритель­но проклеенную поверхность для того, чтобы масло не оставляло рас­плывающихся пятен. Проклеивать можно 5%-ным раствором живот­ного или казеинового клея. При приготовлении лесснровочного окрасочного состава из тертых масляных красок их разводят следую­щим составом (в частях по весу):

Олифа натуральная 1 Скипидар. . , . s. , 2

Сиккатив...................... 0,1

Окрашивают широкой кистью или пистолетом-распылителем тон­ким просвечивающим слоем. После окраски с выпуклых частей ве­тошью частично снимают излишек краски; этим придается рисунку фактуры большая рельефность. При желании получить глянцевую по­верхность просохшую окрашенную фактуру покрывают светлым мас­ляным мебельным лаком. Фактурную окраску можно рекомендовать при отделке вестибюлей театров, клубов, выставочных павильонов и т. д. Образцы рисунков фактурного слоя показаны на рис. 25.

Способы нанесения фактурного слоя (11.122). Отделка под корзинку (рис. 25,1) выполняется путем наложения шпаклевки плоской кистью с образованием квадратов, размер стороны которых около 15 см

Веерообразная отделка (рис. 25, 2) выполняется торцом маховой кисти или резинового гребешка по свеженаложенной шпак­левке. Установив кисть в верхней части стены, ее поворачивают на пол-оборота вправо и получают первый рисунок; затем кисть пере­мешают по горизонтали дальше и делают следующий поворот, кото­рый частично перекрывает первый, и продолжают таким образом как в горизонтальном, так и в вертикальном направлениях

Отделка с вертикальной штриховкой (рис. 25,3) выполняется кистью, которой наносят вертикальную штриховку по свеженаложенной шпаклевке.

Отделка наклонными штрихами (рис 25,4) выполня­ется широкой макловицей с жестким волосом, которой наносят штри­хи в различных направлениях, как указано на рисунке.

Волнообразная отделка (рис. 25,5) выполняется вол­нообразными движениями сверху вниз жесткой кистью по свежей шпаклевке.

Отделка рельефными жилками (рис. 25,6) получает­ся при нанесении по свежему слою шпаклевки в различных направле­ниях ударов боковыми сторонами плоской кисти шириной 8—10 см С длинным волосом.

Отделка завитками (рис. 25. 7) выполняется ложкой, ко­торой по свежей шпаклевке делают спиралеобразные движения. Ди­аметр завитков 18—20 см. Отделку начинают с центра постепенно кругообразными движениями, переходя от центр! к краям. Каждый новый завиток несколько захватывает предыдущий.

Воронкообразная отделка (рис. 25,8) получается при ударе торцом жесткой волосяной кисти по свежена несенной шпак­левке.

Отделка под тростник (рис. 25,9) выполняется с пред­варительной горизонтальной штриховкой свежезашпаклеванной по­верхности редким гребешком для получения фона. По этому фону ручкой ножа наводят изогнутые в одну сторону вертикальные линии, которые должны между собой переплетаться, чтобы создать впечат­ление наклонившегося тростника.

Отделка под заросли (рнс. 25, 10) выполняется по све­жей шпаклевке ручкой ножа или кисти, которыми проводят верти­кальные и наклонные линии, тесно переплета ют иеся между собой.

Отделка туповкой (рис. 25,//) выполняется по свежей шпаклевке специальной кистью — туповкой или губкой.

Отделка под известняк (рнс. 25, 12) выполняется путем обработки туповкой с помошыо губкн в отдельных местах наложен­ной светло-желтой шпаклевки. Набивка губкой должна оставлять горизонтальные слепы Излишнюю шероховатость сглаживают Пос­ле того как шп1клевка несколько отвердеет, лезвием ножа по линей­ке разрезают поверхность на отдедьиые камни. Затем наносят лес - сировочный слой из жженой умбры, излишек которого снимают на 10*

РАЗЛИЧНЫЕ СПОСОБЫ ОКОНЧАТЕЛЬНОЙ ОТДЕЛКИ

Выступающих частях рисунка ветошью, что придает фактуре вид камня.

Отделка под бамбук (рис. 25, 13) выполняется путем об­работки туповкой с помощью губки вначале всей поверхности свеже­наложенной шпаклевки. Затем, прикладывая в различных направле­ниях к шпаклевке длинную узкую (не шире 2 см) рейку, закруглен­ной ручкой ножа выполняют рисунок бамбука.

Отделка под камень (рис. 25,14) выполняется торцева­нием свежезашпаклеванной поверхности жесткой щеткой-торцовкой с последующей (после некоторого отвердения шпаклевки) разрезкой лезвием ножа на камни.

Отделка под обои (рис 25, 15) выполняется так: вначале свежую шпаклевку обрабатывают гребенкой, нанося на ней верти­кальные штрихи по всей поверхности после этого губкой производят туповку, слегка прижимая ее, в отдельных местах к поверхности.

Отделка под линкруст (11.123)

Эта отделка представляет собой разновидность фактурной отдел­ки. На поверхность также наносят шпаклевочный слой согласно вы­шеприведенному составу толщиной не менее 3—4 мм из клеевой или масляной шпаклевки. По свеженанесенной шпаклевке рисунок лин­круста наносят жесткими узорными валиками. Чтобы валик не при­липал к шпаклевке, его при клеевой шпаклевке смачивают водой, а при масляной шпаклевке — скипидаром или бензином-растворителем Окраску по накатанному рисунку после его высыхания выполняют за два раза с грунтовкой, как и по обычной шпаклевке. Фактурная от­делка хорошо моется водой с мылом.

Чехословацкие мастера готовят пасты для отделки под линкруст по одному из следующих составов (II 124):

(в % по объему)

1) TOC o "1-3" h z Меловая шпаклевка на мыловаре 60

Каолин....................................... . 20

Олифа.................................................. 5

Клейстер из крахмала (картофель­ная мука) 5

Вода........................................................................ 10

2) Купоросная шпаклевка........................ 65

Каолиновое тесто............................... 30

Картофельный клей или мучной.

Клейстер................................................................... 4

Животный клей (15%-ный рас - 1

Твор).....................................................

Вода . .................................................. До рабочей

Густоты

3) Меловая паста..................................... 60

Каолиновое тесто....... 40

В третий состав на 60—70 л массы добавляют 4—5 л олифы и 600 T столярного идея, разведешоп» до now и храни и, оЗ«£деч. ияах>- щей сохранение массой рабочей густоты. Приготовленную Пасту нанося г на поверхность ровным слоем толщиной 2—3 мм, затем раз­личными приемами и инструментами (торцовкой, дырчатым шабло­ном, гребешком, шеткой, узорчатым валиком и т. д.) выполняют фак­туру. После выполнения фактуры через 2—3 дня поверхность зачи­щают наждачной бумагой, очищают от пыли и покрывают масляной грунтовкой. После высыхания грунтовки окрашивают масляным ок­расочным составом.

РЕЦЕПТУРНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИИ СПРАВОЧНИК ПО ОТДЕЛОЧНЫМ РАБОТАМ

Рецепты из моркови

Рецепты из моркови Рецепты из моркови Большинство людей любит употреблять блюда и соки из моркови, ведь этот оранжевый овощ не только сладкий и сочный, а еще он содержит в себе …

ОМЕДНЕНИЕ, ПОЛИРОВКА И ЧИСТКА МЕТАЛЛОВ

Состав для омеднения стали (XI.8) (в частях по весу) TOC o "1-3" h z Медный купорос 30 Серная кислота (техническая) 5 Вода 500 Медный купорос растворяют в воде и после …

СЕРЕБРЕНИЕ

Серебрение тонкими серебяными листочками выполняется так же, как и золочение В этом случае при масляном спосоЗе вместо золо­тистого грунта с примесью охры употребляют серебристый грунт из белил и сажи. Посеребренную …

Как с нами связаться:

Украина:
г.Александрия
тел./факс +38 05235  77193 Бухгалтерия
+38 050 512 11 94 — гл. инженер-менеджер (продажи всего оборудования)

+38 050 457 13 30 — Рашид - продажи новинок
e-mail: msd@msd.com.ua
Схема проезда к производственному офису:
Схема проезда к МСД

Оперативная связь

Укажите свой телефон или адрес эл. почты — наш менеджер перезвонит Вам в удобное для Вас время.