ПСИХОЛОГИЯ В БИЗНЕСЕ (юмор как рычаг успеха)

ЮМОР — ДЕЛО СЕРЬЕЗНОЕ

Веселье ругают у нас то и дело, хоть лечит веселье и душу и тело. Г. Роллен, немецкий поэт, XVI в.

Интересная штука — юмор. Кажется ничего легкомысленнее нет. Подумаешь, шутка, смех. Однако всегда боялись юмора сильные мира сего. Следовали запреты, наказания, а то и казни. Любителям пошутить быстро становилось не до смеха. Но не надолго.

Шутка, насмешка как регулятор поведения и нравов особую роль играют в кадровой работе, в руководстве людьми. Серьезность, суровость служащий, рабочий переносят тяжело. В Японии не улыбающемуся начальнику цеха грозит увольнение. Исследования показали, что негативная реакция подчиненных на строгое лицо начальника ведет к снижению производительности труда.

Руководитель любящий (а еще и умеющий) шутить, обычно кумир подчиненных. Особенно если он ироничен прежде всего к себе, остроумен в сложной ситуации, не позволяет себе злых шуток в адрес подчиненных. Если его смех — естественное стремление старшего научить подчиненных не делать трагедий из «быта», замечаний руководителей, ссоры с товарищем, отсутствия престижной вещи, легкого недомогания, проигрыша любимой команды и т. п. Его юмор помогает подчиненным легче переносить трудности, лучше работать.

Не следует пренебрегать юмором и по другой причине. Практика показывает — самообладание большинства руководителей не беспредельно. Немногие заканчивают работу без психических отклонений. И если даже начальник обладает способностями йога и подчиненные цепенеют от одного его взгляда, не стоит забывать о своем здоровье, о более щадящих обе стороны приемах воздействия на исполнителей. И один из самых эффективных приемов — юмор.

Однако один руководитель, педагог обладает юмором, а другой нет. Мало того, в одной бригаде шутка сопровождается хохотом рабочих, в другой — вежливыми улыбками, а в третьей на нее просто не реагируют. Так, может быть, не умеешь шутить — не шути? Избежишь возможных ошибок. Современная психология отвечает на этот вопрос отрицательно. Стать остроумным действительно нельзя. Научиться ежедневно использовать в работе шутку может каждый руководитель. Для этого необходимо овладеть технологией сатиры и юмора. Это большой труд, но игра стоит свеч.

В народе говорят: смех действует даже на того, на кого уже вообще ничего не действует. Однако для этого, чтобы так использовать смех, надо иметь склонность в происходящем видеть положительное и ожидать лучшего в самой трудной ситуации. Англичане говорят: когда дело дойдет до худшего, оно начнет изменяться к лучшему. Необходимо приучать себя видеть в случившемся положительные стороны и ожидать лучшего в любой ситуации.

Руководитель, педагог верят в подчиненных, учеников. Они всегда бодры, не внимательны, не удерживают в сознании тревожные мысли о конфликтах с окружающими, о своем здоровье. Они понимают, что боязнь болезни, травмы, неудачи по механизму самовнушения вызывает нарушения в нормальной деятельности организма, ухудшает самочувствие. Они знают, что если серьезно поверить во что-то, то то, во что веришь, становится реальностью. Бодрый, подтянутый, веселый руководитель рассматривает жизненные препятствия и трудности, как наковальню, на которой куется успех. Он живет по японской пословице: «В дом, где смеются, приходит счастье».

А кроме того, прав был А. С. Макаренко, считавший, что нет ничего на свете противнее несчастного человека. Несчастный человек отравляет радость жизни, затрудняет существование. Поэтому, если у вас случилось несчастье, старайтесь сделать так, чтобы его никто не видел. И не забывайте, что личное несчастье всегда преувеличено. Найдите в себе силы думать о завтрашнем дне — это лучший способ победить свое несчастье. В истории колонии Макаренко были случаи, когда безжалостно увольнялись неплохие педагогические работники только потому, что «постоянно разводили в коллективе грусть» (Макаренко А. С. Соч. Т. У. — С. 219).

В работе с подчиненными трудно переоценить роль и возможности оптимизма и юмора. Смех — одно из средств общения между людьми. С помощью смеха передается нечто другому человеку, и в то же время смех — внешнее выражение внутреннего состояния людей, показатель их эмоционального состояния. Смеяться можно и оставаясь с собой наедине, например, читая книгу.

Известный немецкий философ писал, что боги Греции, смертельно раненные в трагедиях Эсхила, умерли в обличительно-сатирических «Беседах» Лукиана. Римляне считали, что сатира, смеясь, исправляет нравы.

Пользуясь средствами юмора, можно повысить эффективность работы с людьми, снять утомление, бороться со скукой. «Смех изначально присущ человеку и это нечто такое, что можно развивать», считает американе Уилл Роджерс, психолог Стэнфордского университета. Все мы гости на земле, говорит он. — Так давайте по крайней мере повеселимся. Для этого надо общаться с веселыми, жизнерадостными людьми, ведь хорошее настроение заразительно и легко передается окружающим. А кроме того, хорошо раз в неделю составить список случае, которые вас беспокоили или выводили из себя и с улыбкой взглянуть на него.

А. Гудхарт, американский психиатр, предложил очень мнительной женщине записать, что ее беспокоит. Список оказался значительным. Психиатр предложил ей прочесть все пункты и помле каждого говорить: «Ха-ха, всего-то». Женщина нахмурилась, но стала выполнять задание и вскоре не удержалась от улыбки. А закончив, от души посмеялась.

Юмор повышает эффективность труда. Еще более сильное средство воздействия — сатира. Пользуясь сатирой, можно осмеять непререкаемый авторитет, святыню и вызвать к ним даже презрение. «Смех, — писал А. В. Луначарский, — когда он носит характер презрения, делается стальным оружием, ранящим чрезвычайно глубоко, наносящим неизлечимые раны» (Собр соч. — Т.8- М., 1964.—С.537).

В арсенале опытного руководителя всегда есть шутка, остроумная пословица, поговорка, улыбка. Он подтянут, бодр, оптимистически настроен. Бодрость и оптимизм заразительны. Они активизируют людей. Постоянная же строгость раздражение, злое или выражающее недовольство чем-либо лицо старшего нередко вызывает внутреннее сопротивление, протест персонала. Кроме того, раздраженный человек перестает следить за собственным поведением и речью, допускает несправедливость в отношении к людям, с которыми работает, ошибки в произношении слов, фамилий, может стать объектом насмешек.

Смех, шутка, улыбка благотворно влияют на нервную систему, тонизируют служащих и рабочих. Когда нам весело и мы смеемся, организм вырабатывает эндорфины, которые в воздействии на человека сходы с морфинами, оказывающими физиологическое воздействие на организм, почти такое же как зерна опийного мака, как слабые наркотики. Смех снижает кровяное давление, облегчает кровообращение, способствует глубокому дыханию, удаляет из организма стрессовые гормоны, укрепляет иммунную систему. Смеющийся человек менее восприимчив к боли. Смех, как лечебный массаж, стимулирует все органы человеческого тела. Принято считать, что одна минута смеха также снижает психическое напряжение, как 45 минут физических упражнений.

Не случайно Федерация государственных служащих Швеции в 1991 году на очередной конференции приняла решение, в котором указано, что ее членам недостает веселости и чувства юмора, а это неблагоприятно сказывается на взаимоотношениях государства и общества. Для улучшения ситуации конференция приняла решение организовать постоянно действующие курсы юмора и сатиры.

Однако надо иметь ввиду, что юмор окажет помощь в работе только тогда, когда руководитель, педагог хорошо знает свое дело, особенности людей, с которыми работает, владеет искусством речи. Особенно хочется отметить важнейшую коммуникативную функцию улыбки. Улыбкой можно выразить спокойное отношение к шутке и даже к проказе подчиненного, показать умение держать себя в руках, расположение к кому-либо. Улыбка подкрепляет приветствие, уважение, доверие к собеседнику. В наше бурное время часто как будто бы просто нет причины для доброй, сердечной улыбки. Но не следует забывать, что частая эмоциональная напряженность приводит к возникновению неврозов, хронических стрессов, гипертонии. Чтобы избежать подобных болезней, необходимо чаще улыбаться и стремиться к тому, чтобы в окружении работающих во время трудового дня и особенно во внерабочее время было больше добрых улыбок.

Следует приучить себя всегда, даже в самой напряженной обстановке, уметь видеть комическое, находить противоречия в поведении, реплике, заданном собеседником вопросе — ведь это один из показателей зрелости начальника. Но цель шутки — не просто вызвать смех в коллективе. Цель шутки на производстве, в учреждении, в учебном заведении — не забавлять, смешить. Юмор — это способ воздействия на аудиторию, на человека. С помощью юмора можно управлять групповыми настроениями, создавать условия для коллективных действий, формировать дружный коллектив тружеников.

Большое значение юмору придается за рубежом. А. Моди из США в книге «О смехе или целительная сила юмора» пишет, что способность человека смеяться такой же важный показатель его здоровья, как и все другие, которые проверяют врачи. Человек чувствует себя значительно лучше, когда готов пошутить или посмеяться. Юмор смягчает самые жестокие удары судьбы.

Д. Перрет, американский писатель, почувствовал себя плохо. Вызвали скорую помощь. Когда писателя клали в машину, большой баллон с кислородом оказался у него между ногами. «С вами все в порядке?» — спросил санитар. «Да, если вы только резко не затормозите».

В то же время, как отмечал австрийский психолог З. Фрейд, комическое доставляет удовольствие потому, что благодаря юмору нам удается сэкономить некоторое количество нервной энергии. По Фрейду, естественные психические влечения человек современного общества вынужден гасить из-за существующих запретов, норм поведения, правил приличия. Торможение природного импульса требует психической энергии. Юмор позволяет избежать торможения и частично экономить накопившуюся энергию. Слушатели комического получают удовлетворение потому, что уменьшают свойственные личности агрессивные и половые влечения, обходя существующие запреты и экономят энергию, которую иначе пришлось бы расходовать на торможение.

Фрейд справедливо говорил о необходимости очень осторожно использовать юмор. Ведь юмор дает не только положительный эффект. Он позволяет нам быть злобными, сохраняя при этом видимость приличий и достоинства. Особенно сильным оружием Фрейд считал комедию. В комедии, да и не только в ней, сатирой можно жестоко ранить человека, а когда он рассердится, сказать — У тебя совсем нет чувства юмора или — Ты не понимаешь шуток и, таким образом, совершенно обескуражить оппонента. На такие фразы очень трудно найти достойный ответ.

Очень высокую оценку выдающийся психолог давал технике остроумия. Эта техника освобождает личность от логического контроля. Ведь в остроте логическая мысль часто выражена неверно, замаскирована игрой слов или абсурдом и воспринимается без контроля сознанием, без траты энергии на торможение.

Именно с этой трактовкой Фрейдом комического нельзя согласиться. Разум и критическое восприятие комического никогда не исчезают и не нивелируются абсурдом. Иначе будет просто невозможно понять шутку, остроту. Да и удовлетворенная агрессия полового инстинкта является неотъемлемой частью юмора, который и привлекает в первую очередь своей теплотой, мягкостью, беззлобностью. И не только эта позиция психолога не может быть принята нами. Фрейд, например, относит каламбур к пошлости, к самому низкому сорту остроумия. Но во многих случаях легкость, беззаботная веселость каламбура позволяет неназойливо исправлять недостатки людей, снимать нервное напряжение, делать легче, радостнее духовную жизнь общества. Наконец, вызывает сомнение точка зрения знаменитого психолога о том, что характер остроумия возникает не за счет мысли, его источник «следует искать в форме выражения» (Фрейд З. Остроумие и его отношение к бессознательному. — М., 1925.—С.21; Frend S. Der Witz und seine Beziehyug zum Unbew u Btcu. Leipzig und Wien. 1905).

В наши дни вклад в изучение проблемы юмора сделал В. Я. Пропп. [1] Он классифицирует смех на радостный и грустный, добрый и гневный, умный и глупый, гордый и задушевный и ряд других видов. К сожалению, практику эта классификация дает немного. В книге очень хорошо разбираются причины смеха. Дается ряд ценных рекомендаций практику, но в целом, как и в других работах по этой проблеме, много утверждений, с которыми мы не можем согласиться. Даже дефиниция юмора вызывает возражения.

Вряд ли можно согласиться с автором в том, что «... мы смеемся, когда в нашем сознании положительные начала заслоняются внезапным открытием скрытых недостатков, вдруг открывающихся сквозь оболочку внешних данных» (С.228). Во-первых мы смеемся не только над скрытыми недостатками. Наглядная агитация, и эстрадные артисты, и телевидение, и просто беседующие люди высмеивают пьянство, невежество, слова-паразиты в речи думских ораторов и многие другие явные, но никак не скрытые недостатки окружающих. А когда мы смеемся над собой! Разве цель самоиронии скрытые недостатки?

И, во-вторых, смех далеко не всегда имеет положительное начало. Оно вообще отсутствует в некоторых частушках, анекдотах, нелепицах. Однако нельзя не

Отметить трудности, с которой столкнулся Пропп. Достаточно содержательная и полная дефиниция юмора отсутствует и в других исследованиях комического.

И тем не менее необходимо возможно чаще шутить и смеяться.

Психологические требования к использованию юмора в работе с людьми. Но об этом в следующей главе.

ПСИХОЛОГИЯ В БИЗНЕСЕ (юмор как рычаг успеха)

Почему доктора Курпатова перед войной сделали голубым?

Цитата дня: Нам дали зажечь спичку... уж лучше мы держали свечку! Во всех либеральных СМИ раскручивалась личная жизнь доктора Андрея Курпатова - любовник ворует... суд или наговаривает Курпатов - подтекст …

Чем больше интеллект — тем чаще человек сегодня беднее!

Идиократия - а кому нужен интеллект? Сегодня в мире отслеживается очень видимая зависимость: - чем больше у человека IQ (интеллект) - тем он чаще беднее!!! А бедными у нас никто …

Межнациональные команды успешнее в бизнесе

Люди воспринимают и интерпретируют мир через точки отсчета, заданные культурой. Представители других стран видят события иными, замечают неожиданные вещи, и это компенсирует "слепые пятна" в бизнес-команде. При совместной работе такая …

Как с нами связаться:

Украина:
г.Александрия
тел./факс +38 05235  77193 Бухгалтерия
+38 050 512 11 94 — гл. инженер-менеджер (продажи всего оборудования)

+38 050 457 13 30 — Рашид - продажи новинок
e-mail: msd@msd.com.ua
Схема проезда к производственному офису:
Схема проезда к МСД

Партнеры МСД

Контакты для заказов шлакоблочного оборудования:

+38 096 992 9559 Инна (вайбер, вацап, телеграм)
Эл. почта: inna@msd.com.ua