ПСИХОЛОГИЯ В БИЗНЕСЕ (юмор как рычаг успеха)

Позновательная функция смешного

Нередко шутка служит проводником такой истины, которая не достигла бы цели без ее помощи. Ф. Бэкон

Одна из важнейших способностей руководителя — педагогическая. Начальник учит подчиненных и контролирует их деятельность. Верные помощники его в этой работе юмор и сатира. Комическое позволяет сравнительно легко преподносить различные сведения, исправлять ошибки подчиненных в быту и на производстве, учить новичков профессии.

Неожиданная мысль, новый подход к известной проблеме вызывают удивление, а удивление очень часто причина смеха. К формам познавательной функции комизма относятся острота, афоризм, неожиданная ассоциация. Эти формы помогают нам обратить внимание на незамеченное ранее, запомнить какой - либо материал благодаря метким оценкам людей и освещению различных сторон жизни, верному и остроумному толкованию каких-либо законов, событий, явлений.

Остроумная манера выражаться, речь, включающая шутку, афоризм, эпиграмму порождают положительные эмоции, способствующие познавательной активности человека. Положительные эмоции играют важнейшую роль в обучении. Активность коры идет из подкорки, считал И. П. Павлов, и, забывая об эмоциях, мы лишаем кору главного источника силы.

Что же получается в этом случае. Мастер говорит: «Это пособие надо проработать от начала до конца и запомнить не только детали прибора, но и возможные погрешности в работе, и порядок разборки и сборки, и специфические особенности работы в разных условиях». И если «надо» не связано с «хочу» задание большинством подчиненных будет выполнено формально, т. е. с неудовольствием. Увлечения не будет, а, значит, и отношение к работе будет не лучшим.

Прежде всего сделать преподносимый материал интересным помогает правильная формулировка темы. Ведь можно назвать лекцию «О пользе стиральных машин», а можно «Надолго ли хватит Вашей жены». Можно назвать разговор о сердечно-сосудистой системе человека «Сердце и его работа, а можно — «Неутомимый насос». Можно написать на бору грузовой машины «Не обгоняй», а можно — «Водитель, помни, дома тебя ждут жена и дети». Можно написать в трамвае без кондуктора «Не забудьте заплатить за билет», а можно, как мы видели в Одессе, «Чтоб ты доехал как заплатил». Можно написать предупреждение: «Не курить», а можно «Хочешь раньше умереть, кури больше».

Проводя инструктаж, занятия в Отделе технического обучения завода можно провести игру, соревнование, использовать интересный пример, шутку, игру - загадку. Объясняя явление инерции Л. Гальперштейн в книге «Здравствуй, физика «рассказывает, как человек спускался в метро с корытом в руках и неожиданно его выронил. Корыто покатилось по ступеням эскалатора, набрало скорость и ударило под коленки толстяка, мирно стоявшего несколькими ступенями ниже. Толстяк рухнул в корыто и в нем, как на санках, понесся вниз. А когда движущаяся лестница закончилась, он проехал с визгом и скрежетом еще несколько метров по гранитным плитам пола. Если бы пострадавший не стремился сохранить состояние покоя, он, получив удар, полетел бы вниз впереди корыта. И корыто в конце эскалатора остановилось бы, а не проехало бы вперед по инерции.

Другой пример. В купе на верхней полке спит мужчина. Вдруг поезд резко останавливается, мужчина падает на пол и удивленно говорит: «Вот это я шмякнулся! Даже поезд остановился». Почему мужчина упал с полки? Может ли измениться скорость поезда при падении какой-либо тяжести с полки? Еще пример. Женщина учится водить машину под руководством мужа. Неожиданно, бросив руль, она кричит: «Коля, нажми на педаль! На нас надвигается вон то огромное дерево!» Как с точки зрения физики можно объяснить слова женщины?

И так иллюстраций из окружающей жизни, из природы и техники множество. Они вызывают улыбку. Они должны ежедневно включаться в инструктаж, объяснение, постановку задачи, занятие по повышению квалификации персонала.

Регулярно в разговоре с подчиненными следует использовать афоризмы, эпиграммы остроты. Они вызывают интерес, заставляя задуматься над смыслом сказанного и являются источником активного познавательного удовлетворения для слушателя или читателя.

«Из личных свойств непосредственнее всего способствует нашему счастью веселый нрав» /А. Шопенгауэр/. «Только веселость является наличной монетой счастья; все другое — кредитные билеты» /он же/. «Добрый смех подобен солнечному свету в доме» /Теккерей/. «Дурак — излюбленное слово, когда дурак честит другого. Но между ними ни на грош ни в чем различья не найдешь» /С. Брант/. «Великая подмога — уметь смеяться над сами собой, когда сглупил и видишь это» /Р. Роллан/. «Сильный удар наносится порокам, когда они выставляются на всеобщее посмеяние. Порицание легко переносят, но насмешку далеко не так. Никто не хочет быть смешным» /Ж. Мольер/. «Очень полезно оттачивать и шлифовать свой ум об умы других» /М. Монтель/. «Если Вы направляете в чей-либо адрес остроту, то должны быть готовы принять ее и в свой адрес» /Д. Свифт/. «Когда шутник смеется своей остроте, она теряет цену» /И. Шиллер/. «Как для одних наука кажется небесною богиней, так для других — коровой жирною, масло дающею им» /он же/. «Если вечером женщина отказывается от рюмки и сигареты, значит утром ее родителей вызывали в школу» /Б. Суворов/. «Есть моменты, когда все удается, не ужасайтесь — это пройдет» /Ж. Ренар/. «Вразумлять бестолковых, так же бессмысленно, как чесать скалу» /И. Таранов/. «Не обижайся на шутку. Лучше возьми шутника на заметку» /из афоризмов мастера Дубова/. «Будь откровенен — прямо заявляй о своем согласии с начальством» /он же/.

Наибольшая познавательная ценность отводится специалистами комическому, которое отражает мир без попыток его деформации, таким, как он есть. Очень умело это делает М. Задорнов, находящий смешное в действительности, не стремящийся в каждой своей работе к переустройству мира, а исключительно остроумно высмеивающий бытующие недостатки. Это и моносценки «Курилка», «Дело на год», «Чулок» и многие другие, и фельетоны Л. Натапова, например, «Одолеем бабку», «С. Кондратьева «Улыбающийся мошенник» и др.

Особенно хочется выделить эпиграмму, в которой реализуются и познавательные, и воспитательные, и развлекательные функции комического?

Довольно из твоих мы громов слышим уст.

Шумишь, как барабан, но так же ты и пуст

В. Майков

***

Ест Федька с водкой редьку,

Ест водка с редькой Федьку.

И. Крылов

***

Тот самый человек пустой,

Кто весь наполнен сам собой.

 

М. Лермонтов

***

В России две напасти: Внизу — власть тьмы А наверху — тьма власти.

B. А. Гиляровский

***

О Клим. Дела твои велики. Но кто хвалил тебя? Родня и два заики.

Д. Фонвизин

***

Сегодня праздник — юбилей.

Ради того, что барин некий

Был великий дуралей целых пять десятилетий.

C. Соболевский

***

Стыдить лжеца, шутить над дураком И спорить с женщиной — все то же, Что черпать воду решетом: от сих Троих избавь нас боже.

М. Лермонтов

***

Был Терентий Сухорук, знал он тысячу Наук. Лишь одной не знал науки — Как сухие двигать руки.

Н. Заболоцкий

***

Двое, речи друг друга мимо ушей пропуская Спорят. Их два монолога можно ль беседой назвать?

Ф. Шиллер

***

 

К самопознанью твой путь через души других пролегает. Души других ты поймешь, если заглянешь в свою

Ф. Шиллер

***

Меня Вы редко понимали, и редко понимал я Вас.

Но чуть мы вместе в грязь попали, друг друга поняли тотчас.

Г. Гейне

***

По верхнему платью судить о других — вот давний закон Отношений людских.

Мы следуем сегодня ему, а надо судить по исподнему.

Э. Кестнер

***

В Европе годы мира натают. Уравновесятся весов военных чаши. Когда всех наших ваши перебьют, а Ваших наши.

А. Поп

***

Очень много дают думающему человеку эпиграммы Демьяна Бедного, С. Я. Маршака

Богачу война — лафа: Что ни день — В приход графа

/Д. Бедный/ ***

Как вежлив ты в покое и тепле. Но будешь ли таким во время давки На поврежденном бурей конабле Или в толпе у керосинной лавки

/С. Я. Маршак/

***

Как своя госпожа ты летишь дребезжа, Обгоняя возы, таратайки.

Но слетишь под откос, если оси колес

Ненадежны как сердце хозяйки

/С. Я. Маршак/

***

Начинающему поэту: Мой друг зачем

О молодости лет ты объявляешь публике

Читающей?

Тот, кто еще не начал — не поэт.

А кто уж начал, — тот не начинающий

/С. Я. Маршак/

ПСИХОЛОГИЯ В БИЗНЕСЕ (юмор как рычаг успеха)

Идеология будущего бизнеса

В современном мире бизнеса идеология является важным аспектом предпринимательства. Она определяет приоритеты, цели и принципы предпринимательской деятельности. Для будущего бизнеса важно иметь не только хорошую стратегию, но и правильную идеологию. …

Инфантилизм. Инфантильное общество

Инфантилизм относится к понятию социальной иерархии, в которой дети и молодежь управляют и принимают решения вместо взрослых. Это понятие было впервые введено в науку в начале 20 века американскими социологами …

Почему доктора Курпатова перед войной сделали голубым?

Цитата дня: Нам дали зажечь спичку... уж лучше мы держали свечку! Во всех либеральных СМИ раскручивалась личная жизнь доктора Андрея Курпатова - любовник ворует... суд или наговаривает Курпатов - подтекст …

Как с нами связаться:

Украина:
г.Александрия
тел./факс +38 05235  77193 Бухгалтерия

+38 050 457 13 30 — Рашид - продажи новинок
e-mail: msd@msd.com.ua
Схема проезда к производственному офису:
Схема проезда к МСД

Партнеры МСД

Контакты для заказов оборудования:

Внимание! На этом сайте большинство материалов - техническая литература в помощь предпринимателю. Так же большинство производственного оборудования сегодня не актуально. Уточнить можно по почте: Эл. почта: msd@msd.com.ua

+38 050 512 1194 Александр
- телефон для консультаций и заказов спец.оборудования, дробилок, уловителей, дражираторов, гереторных насосов и инженерных решений.