ПРУЖИНЫ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ МАШИН
Классификация и оценка стационарных транспортеров
Транспортер - машина непрерывного действия для перемещения сыпучих., жидких, кускопых или штучных грузов. Различные транспортирующие устройства применялись еще до новой эры, например, цепные насосы для подачи воды использовали в Древнем Китае, Индии, а в Месопатамии и Древнем Египте применяли многоковшовые и винтовые водоподъемники. В 30-е годы XIX века применялись ленточные транспортеры; с 1870 года в России применялись пластинчатые конвейеры, с 1887 года в США - шарнир - но-ковшовые конвейеры, с 1906 года в Великобритании инерционные и т. д. Первый патент на предмет возможности перемещения сыпучего материала вращающейся пружиной получен в Германии в 1927 году.
Ввиду большого разнообразия транспортирующих машин, для решения одной и той же технологической задачи могут быть выбраны различные типы машин. Основными критериями выбора средств механизации являются удовлегворение комплексу технических факторов (требований) и технико-экономическая эффективность применения машин обеспечение надежное-"»
S
Ности), безопасности труда.
Основные технические факторы выбора стационарных транспортеров приведены на рис. 1.1.
Учитывая условия применения машин непрерывного транспорта в сельскохозяйственном производстве, В. В.Красников предлагает классифицировать их, во-первых, по приводу в движение гру во-вторых, по назначению, далее как перегрузочные устройства и вспомогательные устройства.
Рис.„Технические факторы выЗора машин |
А. О.Спиваковский и В. К.Дьячков, считают/что вследствие большого разнообразия типов машин непрерывного транспорта, классификация возможна только по отдельным. наийолее характерным признакам. Такими основными признаками будут характер движущей аилы для перемещения груза и конструкция машины/гжс.1.2./.
Профессор Зенков P. JI. предлагает классифицировать машины непрерывного транспорта'по следующим критериям:по принципу действия /основной критерий/,оаластям применения, конструктивному признаку, виду гибкого органа, виду груза и назначению /рис.1.3./.
X |
||
£ с |
И Ё |
|
2В |
||
А о |
!>>0 |
|
СП го |
М ГО |
|
Ж |
=?>> |
|
A |
& |
|
Kt |
Ts Е. |
|
К |
T; |
|
T=L |
St |
. К одним из наиЗолее широко рас прост раненных в сельскохозяйственном пройзводотве тракспо, яп? ущкк уст лF сте отно-- и'ся шнеки.
Классификация шнековых устройств может ЭЬиь проведена по различ ным принципам и признакам. Целесообразная классификация может исходить из учета поставленных технологических задач. Подо. зная клас сификация. рекомендуется Х. Геррманом и приводится ка рис. 1.4.
Рис. 1.4.Классификация цгнековых машин. |
К одним из разновидностей шнековык транспортеров относятся пружинные транспортеры/гибкие шнеки по ЦреоЗраженскому П. А./.ПЬ кон структивным признакам пружинные тракспортерн имеют целый ряд вариантов и с пол не ния, а в ряде случаев прутина выполняет функцию и оЗраоатывающего рабочего органа/рис. 1 ;5./.
ВыЗор наиболее подходящего для конкретных технологических процес сов типов транспортирующих машин является елочной технико-экономической задачей. Существующая классификация пе раскрывает энеого и металлоемкость процесса перемещения матери ала, имеющиеся показатели оценки конструкции и работы машин не всегда позволяют по-
Лучить однозначный ответ на поставленный вопрос. |
Рис. ^..Классификация пружинных-транс порт еров/
Одной из причин, тормозящих создание и правильное; использоваН 'ийб транспортирующих - машин, является отсутствие достаточно оЗо-
! нованной системы учета и оценки конструкции и работы машин, не
•■I
'в достаточной степени учитываются универсальность рабочих органов. простота устройства и эксплуатации, дешевизна процесса.
Существующие i науке и практике показатели./чета и оценки могут 5:.-ть класеийдциройаяг* по следУю:тм группам:Энергетические количественное, бременнке, стоимостное и комплексные(Tq5/I. ■I.Ij.
Наименьшим значением удельной мощности обладают скребковые ^транспортеры/б. б Вт. ч/т. м/,а наибольшим соответственно вибрационные и шкековые транспортирующие устройства/100-бб и 84.5 Вт. ч/т. и/,при соеднем значении 32.3 Вт. ч/т. м /таблица .•4.4./. По удельной пооизводительности:
Наилучшей конструкцией оказываются тросово-шайбовые и пружинные кормораздатчики соответственно 2.0 и 1.33 т/кВт. ч,в то время как вибрационные 0.167 т/кВт. ч,при среднем значении для 1S типов машин стационарного исполнения 0.745 т/кВт. ч.
По количественному показателю, например, по удельной металлоемкости: Q G
У - W ' '
Наименьшими значениями обладают цепные и пружинные кормораздатчики. соответственно, Ю7.0 и 167.0 кг. ч/т, а более металлоемкими являются вибрационные и штангово-шайбовые по 3400 и 2220 кг. ч/т По металлоемкости определяемой из уоавнения;
£ум = C/'N, ' n
Наименее металлоемки пружинные 125 кг/кВт, а наиболее металлоемкими являются тросово-шайбовые, т.е.1560 кг/кВт.
Анализ по временному показателю, коэффициента, запаса по долговечности: - у
Где Tj - действительное время работы, ч;
Тр - расчетное время работы кормораздатчика, ч., показывает, что наибольший коэффициент у тросово-гаайвового 0.U а наименьшйй у штангового - 0.0137.
ОгоимостноЛ показатель, т.е. показатель конструктивного совершенства машины: .
1 =к/к+3Г
^де К ~ капитальные затраты и эь- эксплуатационные затраты, для всех конструкции машин составляет величину примерно 0.75.
U3 1
Удельные приведенные затраты в зависимости от суточной производительности кормораздатчика изменяются в значительной степе-! |ни от типа машин /рис.1.Б / и могут Зыть определены согласно (уравнению: о.466
— 0.0505,)
П -0.457+Qc
Где Qc- суточная производительность кормораздатчика, т/сутки.
Анализ рисунка & показывает, что для свинарников-маточников, для дойных коров и птиц по одной линии Существующие кормораздатчики неэкономичны.
Таблица
Некоторые показатели оценки существующих коршоаздатчиков
Показатели оценки |
Колебательные |
Цепные |
Спираль но - ip ужинные |
Ленто - тросовые |
Тросо- Во-иай- Бовые |
Платформенные |
Энергетические, Вт. ч/т. м |
57 |
44 |
26.6 |
19 |
22 |
14 |
Количественные, кг. ч/т. м |
18 |
43.5 |
8 |
3.56 |
35 |
6.55 |
Стоимостные* руб/т |
0.183 |
0.45 |
0.26 0.27 |
0.32 | 1.68 |
||
J Комплексные |
0.29 |
0.27 |
0.23 | 0.264 |
0.258 | 0.25 __________ 1---------- |
Общий анализ существующих показателей оценки машин позволяет сделать вывод, что до настоящего времени еще не разработана системная, в то же время простая методика сравнения и анализа конструкции и работы различных типов стационарных транспортирующих машин сельскохозяйственного назначения.
Предварительный анализ конструкции транспортирующих устройств показывает, что наиболее перспективными для многих случаев | производства являются пружинко-траяспортиоующие рабочие ооганы.■ рабочие органы пружинного типа о'олее всего идентичны к оаЗо-|
Чим органам шнековых транспортеров.
¥ Zfl 3,0 4,0 5,0 6,0 ' Qc Рис.1.6.Зависимости себестоимости раздачи единицы сыпучего корма от суточной производительности кормораздат - , чика:1 - колебательные;2 - лекто-тросовые;3 - тросово-щай - |бовые;4 - цепные;5 - платформенные. |
I.«в. Анализ показателей для расчета и оценки шнековых Транспортеров
/Снижение себестоимости переработки единицы материала, энергоемкости процесса, металлоемкости являются основными показателями (оценки^шнековых транспортеров. Удельные затраты на 1 т груза определяются согласно уравнению;
| ■
Где KQ= y^l/k—общие удельные капитальные затраты, отнесенные I QI
! к 1 т груза; .
Пм - первоначальная стоимость машины, руб.;
' Пг: - первоначальная стоимость строительно-монтажных работ;
Q - расчетная производительность машины, т/ч;
То - нормативный срок окупаемости, год;
0 а-тг- себестоимость переработки груза, руб/т; , чТ ■
Э - годовые эксплуатационные затраты, руб; I Т - годовой фонд времени работы, ч. - ' '
| Оптимальный вариант должен иметь наименьшую величину У. Увеличение веса машины увеличивает удельные капитальные затраты, а увеличение мощности привода увеличивает эксплуатационные эат - раты. Увеличение производительности при сохранении соответствен но прежнего веса машины и мощности привода уменьшает себестоимость единицы переработки 1 т груза. По этому (в первом приближе - нии^для расчета и оценки работы шнековых транспортеров используются показатели, связанные с производительностью, мощностью привода и металлоемкостью.
Исследованию основных параметров разоты инекових транспортеров посвящены работы многих отечественных и зарубежных авторо - Существующие в литераторе уравнения производительности и эяеГ гозатрат приведены в таблицах 1.3 и 1.4.,*
Где 21,^-радиус вала и кожуха шнека;Р - напор в осевом направле - ■ ,'нии; Р0 - статический напор на вводе; £ - длина шнека;' - нормиру - <емый множитель;^ - условный коэффициент вязкости среды;0u, Qp~
1 безразмерные Функций безразмерннх параметров и &/Q;'
2 - вязкость; Q, b - стороны канала шнека;^, У-без размерные (йункпии отношения сторон распрямленного развернутого канала шнека; ty - обраценная линейная скоро стьЛижения внешней стенки вдоль оси канала; П^-ч аст от а вращения част ш, расположенных на периферии спира-! ли шнека; С - часть шага винт а > приходящаяся на I радиан поворота образующей; Л - опытный коэсйишент пропорциональности; ^-коэгМяг! пиент прерывистости движения транспортируемых частиц.
Таблица 1.4
Авторы |
- Существующие уравнения определения энергозатрат шнеками
Уравнения
Корнеев Г. В,
Где" hi - мощность на подьем груза и преодоление трения о поверхность/горизонтальное/; £-масса:Груз^, . находящегося в желобе, кг; р - угол наклона транспортера к горизонту;JUZ - козЛгЬипиент трения груза о внутреннюю поверхность желоба; d0 - угол наклона винтовой поверхности шнека по окружности, проходящей через центр давления груза о шнек;-угол
Трения груза о винтовую поверхность
Дъ F
X
Где - мощность не преодоление трения о кожух шнека при вертикальном положений; Pt - центробежная сила, прижимающая груз к внутренней поверхности кожуха; J " плотность груза; Ds - элементарная дуга, ограниченная, элементарным углом dl ; р -радиус рассматриваемого участка; 0)Гр - угловая скорость вращения груза; ty - крэФ- ймциент наполнения.
Где N - мощность на подьем груза/вертикальное по - зд. ложение; Р0' Qn/u^i^+f) - окружная
Сила на среднем радиусе винтовой поверхности; P0=Pc-fCc? Ј - окружная сила на наруж
Kopueei Г-В. |
2.. N=PjVaAf;Pc- L I |
КорнееЬ Г. В■ |
Ной кРоьзке шнека; £ - угол наклона траектории
ПР. i "
II 'О
Абсолютного перемещения груза к образующей цилинДрического кожуха шнека.
U. N^CPc *ecos0ii/is} C=frL=QL/3.S-Vn, кг;
КорнееБ Г. В. |
Где N - мощность на преодоление трения при вращении двигающегося материала от давления центробежной силы и силы тяжести груза на внутреннюю поверхность кожуха при наклонном положений кожуха.
75 |
Где AJ - мощность на подьем груза и трения груза; P*-~GSinЈ-b}(lct+}), Fe-R.; P^(Pc+GC<*$CosЈi$Q.+jd, М
S. Ы=0.0027-МН+0.0027-М1£>+О. ЪЩ<1,Т1ГЩ +kWJ кВт, ■
Где ^.г.-погонная масса вращающихся частей транспортера, кг/м; - диаметр винт а, м; W - коэффициент сопротивления /1.2...4.0/.
А, |
Хде (У3-козФФициент сопротивления транспортировании
При загрузке:
D Sinp J>W.
U(Sml+SinJ.,)(H-d)I Wl-^Т
HI
Вайнсон А. А. 0$ертыше1 ДМ. Скок М. с. |
Где Си^Д+бп^-коэсгйишент сопротивления.
Нк=Ф>гф Fa Y+Ъ) ,
Где A/g;^-мощность на трение о винт и о кожух. 9. C0-L , КВт., , ,
I=1
Где - поправочный коаМипиент; осевая скорость;
-усилие вдоль винта для подьема; су - масса груза на I м длины желоба; OJz-<j<pbj$0csЈ-cma трения груза о дно желоба;
Усилие вдоль винт а/момент трения/; - К0ЭФФи™ент трения груза о виНт; Cd^—KfL" —усилие, эквивалентное моменту трения в подвесных подшипниках; ■
-удельное сопроТивление, й/мэ;
, эк вивалентное внутреннему трению в материале; - скоростной коэ№гаиент i производительности; - потери
На трение/внутреннее/материала около подшипников
^-^T-krVr+UVg),
Где COri<Jg - коэффициенты сопротивления при горизонг, тальном' и вертикальном перемещений.
Где Ц=0(^/.г+^-мощность на сопротивление от трения
Материала о _келоб и подьем по наклону; W«= QfALr+
И T°U)Ј Е±г ' + ' 3 S ~ мощность на сопротивление от трения
Красников В;В. |
В упорном подшипнике;
-мощность на сопротивление от трений н
Материала о винт; AL—уг~ ——мощность на соп-
УМ ^ о
Ротивление от трения в радиальных подшипниках; df - диаметр центра тяжести сечения материала; С{ц - диаметр папфы вала; С -коэффициент, учитывающий влияние угла наклона транспортера.
Н. N=Ql/I67(u>+Sinf)-c
; где Q - весовая производительность, т/ч;
-коэффициент сопротивления. 42. N=2.&7f(l>i-cl3)n[pUJ(2~x)^nJlKi^t)-i0'9]lDl'+
Где ^ - коэффициент внутреннего трения материала перемещаемого груза
У-, Q
. 60 РНП$ ' о
Р - площадь сечения камеры шнека, м.
Ч
!«. N=A/4+/v/2+/V/3 ,
! где N^^Л?^у/75"-мощносгь на сопротивление трения'
Материала о шнек;
N-мощность на трение материала о ко - *= 75" жух шнека;
^3=^£4-МОЩНОСТЬ на преодоление трения о кожух при повороте материала;
'где С? -производительность, т/ч;с-длина шнека, м.
/
1S. H^kin^j^^^i^____________________ J?
3S7L i. (q-Cosji-AC^infiSm^cejiS;^. JJ>
Ci ~ С Os J. -/a, SinJ. c ; Cz-Sml+%OcsJ. D.
L P^fa-coj + 75
Где N, - мощность на подъем материала;^; Сдъ -угловая скорость винта и - материала;R; R0 - радиус витка и центра тяжести; Ра;/£-сила на подъем и трение ; • материала по кояУху шнека.
Где £0 -расстояние точки приложения силы. от оси вращения шнека; Р - осевое усилие; J5 - тггол внутреннего трения материала; 17) - число витков.
Где Рк -избыточное давление в трубопроводе; £ - длина
T Пылевой'пробки Pm-Ptcfy+^fYfr); |
■Л
^ - коз№шиент бокового давления. 19. N-QW/367; а=А + В пг. ' м GH Co^Cos% . Pr>* fTefnu .4
!
2-1. N = UiP-A/2-PhU+WhVrt/Z , Где do - средний угол подъема матешала; Л* - критическое
I *
Число оборотов; Р - масса единицы обьема мате 1 риала; - средняя окружная скорость; А -живое сечение;U - осевая скорость средн.