ПРОИЗВОДСТВО РЫБНЫХ КОНСЕРВОВ

ПРИЕМ РЫБЫ-СЫРЦА И ЕЕ ТРАНСПОРТИРОВКА К МЕСТУ ПЕРЕРАБОТКИ

Количество рыбы, поступающей в переработку, — основной исходный показатель для последующего производственного учета потерь, отходов и выхода готовой продукции.

В рыбоконсервном производстве применяют два способа учета рыбы — по массе и по объему с последующим пересчетом на массу.

Непосредственное взвешивание рыбы применяют при меха­низированной выгрузке и транспортировке рыбы сухим способом. Для этого рекомендуется использовать весы непрерывного действия, вмонтированные в ленточный транспортер, или автома­тические весы для порционного взвешивания типа ДР-100, ДР-200 и ДР-500

Измерение объема рыбы с последующим пересчетом на массу применяется при гидравлической выгрузке и транспортировке рыбы. Для измерения объема рыбы служат приемные мерные (градуированные) бункера с водоотделительными решетками в

1 Индексы 100, 200 и 500 обозначают порцию рыбы в кг, отвешиваемую за один прием.

.шишах, которые устанавливают около гидротранспортера. Для определения массы рыбы занимаемый ею объем умножают на коэффициент, соответствующий насыпной массе рыбы.

Приемку рыбы оформляют актами, в которых указывают вид, массу и качество (сортность) принятой рыбы, дату поступления рыбы и наименование организации, от которой она принята, но­мер накладной, фамилию сдатчика, название или номер судна, доставившего рыбу. Акты подписывают начальник или мастер приемного цеха, приемщик и сдатчик.

ПРИЕМ РЫБЫ-СЫРЦА И ЕЕ ТРАНСПОРТИРОВКА К МЕСТУ ПЕРЕРАБОТКИ

Рис. 2. Схема причалов для приемки рыбы:

А — береговой причал; б — то же, с выходом на воду; в — плавучая пристань; 1 — причал; 2 — гидротранспор­тер; 3 — стрела; 4 — елани; 5 — кунгас; 6 — приемник транспортера; 7 — транспортер; 8 — лебедка; 9 — промыс­ловое судно; 10 — рыбонасос; 11 — трубопровод.

Для приема рыбы с судов на консервных заводах оборудуют причалы, которые в зависимости от местных условий могут быть трех типов; береговые, с выходом на воду, и плавучие типа прис­тани-плота (см. рис. 2).

Береговые причалы, как правило, сооружают на морском по­бережье, а причалы с выходом на воду и плавучие пристани — на речных участках.

Береговые причалы и причалы с выходом на воду представ­ляют собой деревянные и железобетонные помосты, установлен­ные соответственно на деревянных или железобетонных сваях. К причалам с выходом на воду и неплавучим пристаням суда пришвартовываются непосредственно; к береговым морским при­чалам подводят обычно кунгасы, которые вытаскивают на берег по деревянным или металлическим сваям с помощью лебедок.

Помосты приемных причалов строят с уклоном от краев к ере - дине. В средней части помостов на уровне пола устанавливают ленточные транспортеры или гидротранспортеры для подачи рыбы к приемникам элеваторов сырьевого отделения (цеха) кон­сервного завода. Приемные причалы в некоторых случаях, а пла­вучие пристани преимущественно оборудуют рыбонасосными ус­тановками.

Из трюмов промысловых или транспортных судов рыбу в большинстве случаев выгружают при помощи механических уст­ройств и только на небольших предприятиях иногда еще выгру­жают вручную ковшами или зюзьгами. Ручная выгрузка — тру­доемкий и малопроизводительный процесс. Механизированную выгрузку рыбы из судов осуществляют сухим и гидравлическим способами.

При сухом способе разгрузки применяют сетчатые стропы, каплеры, консольные и поворотные краны, стеллинги и ленточные транспортеры.

Стропы представляют собой плетеные веревочные сетки, кото­рые укладывают на судах в отсеки для рыбы и помещают в них весь улов. При разгрузке судов стропы с рыбой с одной стороны прикрепляют веревочными петлями к брусьям у края причала, а с другой — к тросу, соединенному через блок с лебедкой. При выбирании стропа рыба из сетчатого мешка высыпается на настил причала.

Каплер в отличие от стропа сделан в виде рукава. Верхняя часть его закреплена на раме, а на нижней части имеются коль­ца, через которые пропущен трос, позволяющий открывать и за­тягивать нижнюю часть рукава. Каплер поднимают повторным краном из отсека судна, переносят к месту разгрузки, опускают на настил причала, после чего опускают стяжной трос и каплер снова приподнимают над настилом на 30—40 см. Рыба при этом высыпается на пристань.

Стеллинг — это портальная башня с подъемной консольной стрелой. По стреле передвигается каретка с блоком, через кото­рый пропущен канат с подвешенной на конце бадьей. Бадью опускают в трюм судна, где ее наполняют рыбой, затем поднима­ют вверх до упора и, выключив каретку, отводят внутрь башни, где бадья опрокидывается и рыба поступает в приемное уст­ройство.

Схема механизированной разгрузки рыбы сухим способом по­казана на рис. 3.

При гидравлическом механизированном способе разгрузки рыбы (рис. 4) применяются центробежные рыбонасосы (РБ-150, РБ-200 и РБ-250) и гидротранспортеры (открытые желоба или закрытые трубопроводы).

Центробежные рыбонасосы (рис. 5) просты, компактны и име­ют высокую производительность. Весьма удобно также то, что во

ПРИЕМ РЫБЫ-СЫРЦА И ЕЕ ТРАНСПОРТИРОВКА К МЕСТУ ПЕРЕРАБОТКИ

Рис. 3. Схема механизированной разгрузки рыбы сухим способом:

/ — судно; 2 — кран с каплером; 3 — транспортер.

Рис. 4. Схема гидравлического меха­низированного способа разгрузки рыбы:

подпись: 
рис. 4. схема гидравлического меха-низированного способа разгрузки рыбы:

1 — рыбонасос; 2 — шланг; 3 — насос для заливки воды в отсек с рыбой; 4 ~ гидротранспортер.

ПРИЕМ РЫБЫ-СЫРЦА И ЕЕ ТРАНСПОРТИРОВКА К МЕСТУ ПЕРЕРАБОТКИ

Рис. 5. Схема рыбонасоса:

1 — колесо; 2 — лопатка; 3 — конус с обратным клапаном; 4 —• нагнетательный патрубок; 5 —

Улитка; 6 — всасывающий трубо­провод.

И(1с1)| игрскл'нпц'.ипя насосом рыба промывается. Кроме того, цси I (мог/Киме п;к'осы создают поток воды, позволяющий переме­нит. рыбу по гпдрогранспортеру без дополнительной затраты ■>пср! I[11. Применение центробежных насосов ограничивается раз­мером выгружаемой рыбы. Если величина рыбы превосходит ус - ганонленные для насоса размеры, то рыба повреждается тогда, когда она огибает кромки лопатки при выходе из всасывающе­го патрубка или при входе в нагнетательный патрубок. Практичес­ки длина рыбы (от конца рыла до хвостового плавника) не долж­на превышать внутренний диаметр улитки насоса, а-толщина и высота тела рыбы должны быть меньше расстояния от обода ко­леса с лопатками до стенки улитки насоса. Попытки применить для разгрузки крупной рыбы (например, лососевых) довольно сложные по конструкции водоструйные (эжекторные) рыбонасо­сы не увенчались успехом, поскольку такие насосы не обеспечи­вают подъем рыбы на высоту более 2,0—3,5 м.

На некоторых консервных заводах для предварительного за­полнения рыбонасосов смесью рыбы с водой их монтируют па­раллельно с водяными насосами типа НЧ (например, насосы РБ-250 и НЧ-3). Насос НЧ накачивает воду и обеспечивает за­пуск спаренной установки без предварительной заливки всасы­вающего шланга водой, а насос РБ подает смесь рыбы с водой по трубам на необходимое расстояние.

Для транспортировки рыбы в горизонтальном направлении применяют гидротранспортеры. Они просты по конструкции, де­шевы и эксплуатация их несложная.

Гидротранспортеры открытого типа представляют собой нак­лонные желоба сечением 350—450X300—400 мм, а гидротранс­портеры закрытого типа — трубы диаметром 8—12", по которым движется рыба с водой. Уклон гидротранспортеров составляет, обычно 0,010—0,015 м на 1 м длины. Длина гидротранспортеров открытого типа может достигать 200—250 м, а закрытого типа — 500—600 м. Расход воды составляет в среднем 5 л на 1 кг тран­спортируемой рыбы.

На некоторые заводы рыбу доставляют не только водным транспортом, но и авторефрижераторами или железнодорожным транспортом. В этом случае для приема рыбы используют спе­циально оборудованные приемные площадки, расположенные в непосредственной близости от заводского холодильника. Прием­ные площадки обычно представляют собой железобетонные плат­формы, к которым вплотную подведены автомобильные или железнодорожные пути. Платформы делают на одном уровне с полом вагонов или авторефрижераторов. Рыбу обычно доставля­ют уложенной в деревянные ящики (оборотная тара) или замо­роженной блоками в картонной таре.

На приемных сырьевых площадках крупных консервных за­водов для перемещения грузов используют чаще всего вилочные

Таблица 6

« Я

Щ 5 51

^ л

Ч> >>

Механизм

Марка

Е

01

ГО

Е* () о * с

О £ со Г

>>5

3 о = ю Л о ^ с

«3

2 у

5 к ^

* 5-

* 5 *

£ 2;' Л те

Н го

£ >»

§.£•

О

А и

1-1 и

О Я ^ о я * о. . 3 * з

О

С5

Сз Т м ^ >.

И §

И £

О ю т

Са &

Аккумуляторный вилочный погрузчик

( УПМ-6 < 4004

1 зио

500

750

1500

1,3

1,6

2,1

8,0

10,0

5,5

7.5 10,0

6.5

2,0

2,8

2,75

Автопогрузчик вилочный

( УПМ-3 4003

3000

5000

3.0

4.0

12,0

8,5

22,0

38,5

3.0

4.0

Самоходная тележка

/ ЭК-1 1 ЭК-2

1000

2000

2.7

2.8

_

5,5

5,0

—.

Рис. 6. Схема механизи­рованной линии выгрузки рыбы из автомашин:

1 — рольганг; 2 — прием­ный лоток сетчатого тран­спортера; 3 — сетчатый

Транспортер; 4 — бункер­ные весы; 5 — моечная ма­шина (для мойки рыбы - сырца); 6 — ленточный

Транспортер.

подпись: 
рис. 6. схема механизи-рованной линии выгрузки рыбы из автомашин:
1 — рольганг; 2 — прием-ный лоток сетчатого тран-спортера; 3 — сетчатый
транспортер; 4 — бункер-ные весы; 5 — моечная ма-шина (для мойки рыбы- сырца); 6 — ленточный
транспортер.
Погрузчики и самоходные тележки. Техническая характеристика некоторых из них, наиболее широко применяемых, приведена в табл. 6.

Таким образом, в настоящее время консервные заводы располагают средст­вами, позволяющими полностью механи­зировать процесс приемки и транспорти­ровки рыбы на переработку или в холо­дильник не только при разгрузке ее из промысловых или транспортных судов, но и при доставке автомобильным и желез­нодорожным транспортом.

Схема одной из механизированных ли­ний выгрузки рыбы из автомашин приве­дена на рис. 6. Как видно из рисунка, раз­гружают автомашины у перрона.

При поступлении замороженной рыбы ее после взвешивания внутрицеховым ленточным транспортером передают в хо­лодильник на хранение или в дефроста - ционное отделение и затем в разделочный цех. При приемке свежей рыбы ее пере­кладывают в контейнеры, установленные на рольганге. Затем контейнеры с рыбой перемещают сетчатым транспортером к весам. После взвешивания контейнеры перемещают к приемному лотку моечной машины, при этом открывают дверцу в

Нижней части контейнера и рыба высыпается в лоток, из которо­го самотеком поступает в моечную машину барабанного типа производительностью до 5 т/ч. Из моечной машины рыба попада­

Ет в приемный лоток ленточного транспортера, передающего ее к сортировочному узлу. При пользовании передвижными перегру­зочными механизмами потребность в рольганге и тельфере отпа­дает, но при этом нарушается поточность разгрузки.

ПРОИЗВОДСТВО РЫБНЫХ КОНСЕРВОВ

ПРОДУКТОВЫЕ РАСЧЕТЫ В РЫБОКОНСЕРВНОМ ПРОИЗВОДСТВЕ

Продуктовые расчеты выполняют при изготовлении консервов новых видов, проектировании рыбоконсервных предприятий, их реконструкции, учете расхода сырья и вспомогательных мате­риалов. При составлении продуктовых расчетов определяют: 1) период загрузки завода сырьем; 2) …

ИНСТРУКТАЖ РАБОТНИКОВ РЫБОКОНСЕРВНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ ПО ТЕХНИКЕ БЕЗОПАСНОСТИ И ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ САНИТАРИИ

Все работники рыбоконсервных заводов проходят курс обуче­ния и инструктаж по технике безопасности и производственной санитарии. Лица, поступающие на рыбоконсервные предприятия, проходят инструктаж независимо от занимаемой должности. Ра­ботники основных цехов, кроме …

МЕРОПРИЯТИЯ ПО ТЕХНИКЕ БЕЗОПАСНОСТИ И ОХРАНЕ ТРУДА РАБОТНИКОВ РЫБОКОНСЕРВНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ

Большинство рыбоконсервных заводов в нашей стране по­строены сравнительно недавно с учетом всех современных требо­ваний техники безопасности и охраны труда рабочих. В помеще­ниях много света, воздуха, они оборудованы вентиляционными устройствами. Оборудование …

Как с нами связаться:

Украина:
г.Александрия
тел./факс +38 05235  77193 Бухгалтерия
+38 050 512 11 94 — гл. инженер-менеджер (продажи всего оборудования)

+38 050 457 13 30 — Рашид - продажи новинок
e-mail: msd@msd.com.ua
Схема проезда к производственному офису:
Схема проезда к МСД

Оперативная связь

Укажите свой телефон или адрес эл. почты — наш менеджер перезвонит Вам в удобное для Вас время.