Производство древнего Египта

Черная краска

Черным красителем почти всегда служила какая-то форма углерода, хотя возможно, что и не всегда одна и та же. Обычно углерод употреблялся в сильно измельченном виде и состоял из сажи (вероятно, соскобленной со дна кухонной посуды), хотя иногда имел довольно грубую структуру. Однако сажа, если ее собирать неаккуратно или с кирпичных, каменных или оштукатуренных поверхностей, может оказаться загрязненной частицами минерального вещества, придающими ей грубую структуру. [518]

Я исследовал двенадцать различных образцов черной краски: один — V династии, три

— VI династии, семь — XVIII династии и один — XXIII династии. Все они оказались углеродом, причем одиннадцать из них — тонкой сажей. Двенадцатый образец

XVIII династии обладал более грубой структурой, чем обычная сажа, но, к сожалению, именно в этом случае количество материала, которым я располагал, было слишком незначительно для сколько-нибудь детального анализа.

Лори обнаружил, что один образец черной краски эпохи XIX династии состоял из толченого древесного угля. Спаррел определил черную краску XII династии из Бени-Хасана как пиролюзит[4364] — черную марганцевую руду, в изобилии встречающуюся на Синае. Бек пишет о черном красителе из кости[4365], но этот вывод требует дополнительного подтверждения, так как, по его собственным словам, определение было произведено «без помощи химического анализа». Известен один синевато-черный краситель, природа которого еще не определена, сохранившийся до нас с додинастического периода. Все, что мы знаем о нем, это то, что он «не похож на толченый древесный уголь»[4366]. Черный краситель на одном предмете из джессо и полотна раннего додинастического периода, найденном Мейерсом в Арманте, оказался углеродом[4367].

Древнейший из известных синих красителей оказался, как и следовало ожидать, естественным минералом. Это не что иное, как азурит (шессилит) — синий карбонат меди, встречающийся в самородном состоянии на Синае и в восточной пустыне. Азурит был определен Спаррелом по пробе, взятой с раковины, служившей в качестве палетки и найденной в Медуме (IV династия)[4368]. По словам Спаррела, рот и брови на куске ткани, покрывавшем лицо одной мумии (V династия), были также нарисованы [519] азуритом[4369]; при этом он прибавляет: «Краска от времени и покрывающих ее пятен выглядит зеленой, но это лишь случайное явление». Однако Петри, описывая ту же самую мумию, говорит[4370]: «Глаза и брови на внешнем покрывале нарисованы зеленой краской»; Эллиот Смит также утверждает[4371], что «глаза нарисованы зеленой краской», и прибавляет, что «зрачки, края век и брови нанесены пастой из зеленого малахита».

Основной синей краской, применявшейся в Древнем Египте, была искусственная фритта, состоявшая из кристаллического соединения кремнезема, меди и кальция (кальциево-медный силикат). Она изготовляется путем прокаливания кремнезема, соединения меди (по всей вероятности, малахита), углекислого кальция и соды. Петри отмечает, что по крайней мере в одном случае роль кремнезема играла кварцевая галька[4372], применявшаяся потому, что она почти совершенно свободна от соединений железа, которые, если они присутствуют в заметном количестве, придают готовому продукту вместо синей зеленую окраску. В своем первоначальном описании мастерской, изготовлявшей фритту11, Петри употребляет общий термин «щелочь», не уточняя, применялась ли в этом случае сода или поташ, поскольку данных для определения щелочи не было, но в более позднем отчете он говорит уже о поташе[4373], хотя и не приводит никаких доказательств в пользу применения поташа. Мне кажется более вероятным, что в данном случае роль щелочи играла сода, так как она встречается в Египте в естественном состоянии лишь со следами поташа, присутствующего в ней в качестве примеси, тогда как поташ пришлось бы изготовлять искусственно из растительной золы; немногочисленные опубликованные анализы этой фритты во всех случаях показывают если не полное отсутствие, то весьма незначительное содержание поташа, а в одном случае сравнительно высокий процент соды. Витрувий пишет[4374], что [520] синяя египетская фритта, которую он называет caeruleum и которая, по его словам, была изобретена в Александрии (хотя на самом деле она была известна за 2000 лет до основания Александрии), изготовлялась путем сплавления песка, медных опилок и соды (nitri flore). Следует отметить, что Витрувий не упоминает о карбонате кальция, который являлся существенной составной частью при изготовлении фритты. Очевидно, роль карбоната кальция в этом случае, так же как в изготовлении стекла, недооценивалась потому, что, хотя его и приходилось добавлять при использовании кварцевой гальки, в этом не было необходимости при применении кварцевого песка, так как египетские пески в основном представляют собою смесь кварца и карбоната кальция. Феофраст говорит о материале, который он называет kyanos[4375], изобретенном, по его словам, в Египте и являющемся, по-видимому, синей фриттой, а Плиний упоминает египетский caeruleum[4376], который он определяет как род песка и который, по всей вероятности, был также фриттой. Однако все эти упоминания весьма туманны.

Многие химики, начиная с Гэмфри Дэви (1815 год)[4377], занимались исследованием состава этой фритты, однако наиболее серьезные исследования в этой области принадлежат д-ру У. Т. Расселу[4378], который сам изготовил образцы этого материала; позднее опыты Рассела были повторены и расширены Лори, Маклинтоком и Майлсом[4379].

Когда синяя фритта была впервые введена в употребление, не известно, но Спаррел[4380] и Лори[4381] обнаружили образцы этого вещества, относящиеся еще к IV династии. Спаррел исследовал образцы, сохранившиеся до нас от IV, XII и XVIII династий, а Лори — от IV и

XI династий. [521] Суль нашел фритту в гробнице Пернеба (V династия)[4382], а я исследовал тридцать образцов синей краски, оказавшейся фриттой[4383], причем четыре из них относились

23

К IV династии, два — к VI, два — к XIII, девятнадцать — к XVIII, два — к XIX и два — к XX-XXVI. Рейснер обнаружил в Верхнем храме Менкаура (IV династия) «массу из истолченного синего кристаллического красящего вещества», но, по-видимому, это вещество не было подвергнуто, анализу. О нем сказано только, что оно являлось «частью первоначального погребального инвентаря» и представляло собою «мелкозернистый синий порошок, который использовался для росписи стен в мастабе»[4384]. Вполне вероятно, что это была обычная искусственная синяя фритта.

Помимо применения в качестве краски, фритта шла на изготовление мелких

25

Предметов, примерами которых могут служить цилиндрическая печать VI династии, цилиндр, также VI династии[4385], маленький сфинкс XIX династии[4386] и бусы различных периодов. Ходжсон доказала, что, если очень тонко перемолотую фритту смешать с водой, она становится настолько пластичной, что из нее можно формовать различные предметы, которые в высушенном и обожженном виде сохраняют свою форму[4387].

Лори говорит, что такая фритта «употреблялась не только в Египте, но ив Риме в эпоху империи как универсальная синяя краска для фресковой живописи»[4388] и что она «исчезла с палитры художников в период приблизительно между II и VII веками н. э.»[4389] Образцы синей фритты, найденные в Италии, экспонированы в Неаполитанском музее. [522] Некоторые ученые утверждают, что в Древнем Египте использовали в качестве краски толченый лазурит и даже толченую бирюзу, но мы не имеем никаких данных, свидетельствующих о подобном применении этих минералов, и, по всей вероятности, они никогда не употреблялись для этой цели. Совершенно справедливо, что путем отмучивания мелкоистолченного лазурита из него может быть получена стойкая синяя краска — ультрамарин, но выход конечного продукта очень мал, всего около 2 %, и, кроме того, нет никаких доказательств, что этот метод был известен до начала XI века н. э. Значительная часть применяемого в наше время ультрамарина представляет собою искусственный продукт, технология получения которого была впервые разработана в начале XIX века. Мне удалось экспериментально доказать, что просто истолченный лазурит дает очень низкокачественную синевато-серую краску. Не могла также дать хорошей краски и бирюза, к тому же, даже если бы она и была доступна в большом количестве, она все равно была бы слишком дорога для применения ее в таких широких масштабах, в каких это требовалось для росписи стен гробниц.

Тох сообщает[4390], что в росписи гробницы Пернеба (V династия) была применена кобальтовая краска, но я уже много лет тому назад выразил сомнение в верности этого определения. Недавно Суль доказал, что обнаруженная в этой гробнице синяя краска является не кобальтом, а кальциево-медным силикатом[4391].

В некоторых случаях синие египетские краски, обычно отличающиеся устойчивостью, изменили свой цвет. Так, например, изображения трилистника на так называемом «коровьем ложе» из гробницы Тутанхамона, которые в настоящее время темно­коричневого, почти черного цвета[4392], несомненно, были некогда синими; до сих пор под черным проглядывает синий цвет, и, поскольку вещество зернисто и отвечает пробе на медь, возможно, что это — разложившаяся синяя фритта. Фон росписи цилиндрического алебастрового «туалетного сосуда» с фигурой лежащего льва на крышке (из той же гробницы) также был когда-то [523] синим и еще голубел местами, когда его впервые рассматривали[4393]. Было невозможно отделить часть краски, не повредив предмет; поэтому произвести анализ не удалось и характер краски остался неустановленным. В других гробницах, например в гробнице Аменхотепа II, синяя краска также в некоторых случаях потемнела и стала черной или почти черной, причем почернение, по-видимому, не является результатом воздействия дыма, как это обычно бывает в гробницах.

Производство древнего Египта

ПРИЛОЖЕНИЕ ХИМИЧЕСКИЕ АНАЛИЗЫ

Краткая хронологическая таблица

Период Династия Приблизительные даты Каменный век Палеолит Не датирован Неолит Конец неолитического периода датируется приблизительно 5000 г. до н. э. Додинастический Бадарийская культура 5000-3400 до н. э. Ранний додинастический Средний …

Производство Древнего Египта

Для более полного понимания вопроса о ремесленных производствах Древнего Египта и применявшемся в них сырье необходимо хотя бы общее знакомство с историей этой страны. Нужно отчетливо представлять себе и глубокую …

Как с нами связаться:

Украина:
г.Александрия
тел./факс +38 05235  77193 Бухгалтерия
+38 050 512 11 94 — гл. инженер-менеджер (продажи всего оборудования)

+38 050 457 13 30 — Рашид - продажи новинок
e-mail: msd@msd.com.ua
Схема проезда к производственному офису:
Схема проезда к МСД

Оперативная связь

Укажите свой телефон или адрес эл. почты — наш менеджер перезвонит Вам в удобное для Вас время.