ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ СИСТЕМА ТОЙОТЫ
ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ СИСТЕМА ТОЙОТЫ
Тайити Оно
Нефтяной кризис осени 1973 г., за которым последовал экономический спад, оказал негативное влияние на развитие бизнеса и общества во всем мире. К 1974 г. японская экономика имела нулевые темпы роста, а многие компании серьезно пострадали.
Однако в компании Toyota Motor Company прибыль хотя и снизилась, но в 1975-1977 гг. все же была выше по сравнению с другими компаниями. Увеличивающийся разрыв между компанией Toyota и остальными компаниями вызвал интерес к ее деятельности.
До нефтяного кризиса, когда я разговаривал с людьми о производственных технологиях и системе производства, используемых в компании Toyota, интерес к нам был небольшим. Однако когда стремительный рост производства прекратился, стало очевидным, что бизнес больше не может процветать, используя традиционную американскую систему массового производства, которая так хорошо функционировала столь долгое время.
Времена изменились. После Второй мировой войны никто не мог себе представить, что мы будем производить так много автомобилей, как сейчас. Десятилетиями Америка снижала издержки за счет наращивания массовости производства и уменьшения номенклатуры выпускаемых моделей автомобилей. Это был американский стиль работы, а не японский. Наша задача состояла в том, чтобы снизить издержки производства, выпуская широкую номенклатуру моделей автомобилей небольшими партиями.
Затем в течение 15-летнего периода, начавшегося в 1959- 1960 гг., Япония переживала необычайно быстрый экономический рост. Тогда американский стиль — массовое производство — эффективно использовался во многих отраслях.
Тем не менее мы постоянно помнили, что слепое подражание американской системе опасно. Недорогое производство широкой номенклатуры моделей автомобилей небольшими партиями — разве не этого мы хотели добиться? Поэтому мы придерживались мнения, что подобная японская производственная система может даже превзойти традиционную систему массового производства. Таким образом, основной целью производственной системы Тойоты стал выпуск широкой номенклатуры моделей автомобилей небольшими партиями.