ПРОИСХОЖДЕНИЕ И ВОЗРАСТ ЗЕМЛИ

ЗАРОЖДЕНИЕ НАУКИ

У

Довлетворение насущных практических потребностей, заставляющее внимательно наблюдать и изучать природу, всегда было сильнейшей побудительной причиной для развития науки. Не праздное любопытство и не

2 Происхождение земли 5 простая любознательность заставили первобытные народы тщательно следить за движением Солнца и Луны, а на­сущная необходимость иметь календарь.

Когда люди были вынуждены от охоты и скотоводства, являвшихся вначале единственными средствами существо­вания, перейти к земледелию, то они уже не могли об­ходиться без достаточно правильного календаря, позво­ляющего своевременно выполнять полевые работы. Вот почему за несколько тысяч лет до нашей эры в земледель­ческих государствах, возникших на плодородных долинах Месопотамии, Египта, Индии и Китая, одной из важней­ших обязанностей жрецов делается систематическое наблюдение небесных светил. После многих веков тща­тельных наблюдений Солнца им удалось изучить его перемещение относительно звёзд и определить продолжи­тельность года, что легло в основу календаря. Наблюде­ние Луны, определение законов её перемещения между звёздами было необходимо, чтобы установить связь между новым солнечным календарём и тем счётом времени по лунным фазам, к которому люди привыкли, когда жили охотой и скотоводством.

Необходимость уметь точно предсказывать наступле­ние времён года была первой причиной, заставившей людей старательно следить за движением Луны и Солнца. Подмеченное при этом правильное чередование, или, как мы теперь говорим, периодичность небесных явлений, впервые дало людям представление о законах природы. Они стали понимать, что явления окружающего мира происходят не по капризу богов, а по твёрдым и неизмен­ным законам.

Развитие торговли и мореплавания дало новый могу­чий толчок к изучению природы, так как далёкие путе­шествия, особенно в открытом море, можно было со­вершать, лишь тщательно изучив звёздное небо и умея ориентироваться по созвездиям. Финикийские и грече­ские купцы, достигавшие с одной стороны берегов со­временной Франции и Англии, а с другой — проникавшие в южные области Египта и в Индийский океан, быстро убедились в том, что Земля не может быть плоской. Ведь при путешествии на север созвездия, расположенные в южной части неба, перестают быть видимыми, а при перемещении в южном направлении, появляются новые созвездия. Путешествия на юг показали, что существуют места, в которых полуденная тень от вертикального пред - 6 мета летом или исчезает вовсе, или даже падает к югу, а не к северу, как у нас. Всё это было несовместимо с представлением о плоской Земле и подготовляло мысль о её шарообразности.

Однако, пока изучение движения небесных светил про­изводилось только жрецами, заботившимися о точности календаря, и купцами-мореплавателями, заинтересован­ными лишь в умении находить путь по звёздам и Солнцу, наука в нашем смысле этого слова ещё не могла возни­кнуть. И жрецы, и мореплаватели представляли замкну­тые группы, нисколько не заинтересованные в распростра­нении своих открытий. Напротив, накопленный опыт яв­лялся обычно тайной, сохраняемой в храмах или торговых конторах и недоступной для непосвящённых. А самое главное, и те и другие были лишь узкими практиками, не занимавшимися обобщением и объяснением открытых явлений.

Заслуга создания науки принадлежит древним грекам. Хотя вавилоняне, египтяне, индусы раньше греков начали систематически наблюдать явления природы и размышлять над ними, но до настоящей науки о природе, до естество­знания они не дошли. Они никогда не могли освобо­диться от своих религиозно-мистических воззрений, под­няться до мысли о естественной закономерности явлений природы и заняться выяснением их причинной связи. Напротив, греки, в жизни которых религиозные представ­ления не имели такого господствующего влияния, как у восточных народов, очень скоро стали искать познаваемую связь явлений, а не «волю богов».

В греческих государствах и колониях, рассеянных по берегам Средиземного моря, уже примерно за 6—7 веков до начала нашей эры, ведущая роль в развитии знаний переходит от жрецов к философам. Философами (что по - гречески означает «любители мудрости») называли тогда людей, занимающихся наукой и преподаванием. Это время, когда научные занятия окончательно отделились как от религии, так и от ремёсел, и можно считать временем зарождения науки.

Однако, возникшая наука далеко не сразу нащупала верный путь в изучении природы. Вместо того, чтобы кропотливо изучать отдельные явления и постепенно до­ходить до открытия общих законов природы, первые учё­ные пытались одним широким взмахом обнять всё миро­здание. Не довольствуясь продвижением вперёд 2* 7

Осторожными шагами — маленькими, но верными, — они старались угадать общие принципы для объяснения природы в целом. Фалес Милетский учил, что «начало всех ве­щей — вода, из воды всё происходит и всё возвращается к воде». Анаксимандр считал началом всех вещей некоторое первичное вещество, качественно неопределённое, количе­ственно бесконечное, вечное и неисчерпаемое. Из этого неопределённого вещества выделяются тёплое и холодное начала, соединение их даёт влагу, из которой путём высыхания образуется земля, далее — воздух и огненная стихия, а из этой последней — небесные светила. Анак­симен за первоначальное вещество принимал воздух, пола­гая, что от сгущения воздух превращается в воду, а вода в землю; разрежение воздуха даёт огонь.

Наряду с подобными наивными попытками осмыслить окружающую природу (имевшими огромный успех у современников), понемногу развивалось и точное знание. Наибольших успехов греческие учёные достигли в геомет­рии, которая в их руках скоро стала — по своей закон­ченности, стройности, а главное убедительности — образ­цом для всех других наук. Развитие геометрии позволило получить много важных результатов и в астрономии. Таким образом, познание окружающего мира становится на прочный фундамент.

ПРОИСХОЖДЕНИЕ И ВОЗРАСТ ЗЕМЛИ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Н А предыдущих страницах было рассказано, как в раз­личные эпохи люди подходили к решению вопроса о происхождении Земли. Теперь нам остаётся ещё сделать несколько заключительных замечаний, необходимых для того, чтобы …

ВОЗРАСТ ЗЕМЛИ

Г1 оворя о происхождении Земли, мы должны, конечно, " остановиться и на вопросе о её возрасте. Определе­ние возраста Земли является одной из сложнейших задач, стоящих перед наукой. Только в последние …

ЧТО ЖЕ МОЖНО СКАЗАТЬ В НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ О ПРОИСХОЖДЕНИИ ЗЕМЛИ?

И Зложенная нами вкратце история попыток раскрыть тайну происхождения Земли показывает, насколько труден этот вопрос. Мы видели, что приступить сколько - нибудь успешно к его решению стало возможным лишь после …

Как с нами связаться:

Украина:
г.Александрия
тел./факс +38 05235  77193 Бухгалтерия

+38 050 457 13 30 — Рашид - продажи новинок
e-mail: msd@msd.com.ua
Схема проезда к производственному офису:
Схема проезда к МСД

Партнеры МСД

Контакты для заказов оборудования:

Внимание! На этом сайте большинство материалов - техническая литература в помощь предпринимателю. Так же большинство производственного оборудования сегодня не актуально. Уточнить можно по почте: Эл. почта: msd@msd.com.ua

+38 050 512 1194 Александр
- телефон для консультаций и заказов спец.оборудования, дробилок, уловителей, дражираторов, гереторных насосов и инженерных решений.