Общая схема предпринимательской деятельности и ее виды
Наряду с основными признаками и свойствами предпринимательство характеризуется способом осуществления, технологией предпринимательской деятельности. Ей присущ определенный порядок осуществления процедур, их направленность, временная последовательность, взаимная связь. В принципе, предпринимательство аккумулирует в себе черты любой экономической деятельности, придавая им особое качество.
Рассмотрим типовую схему предпринимательства, в которой отражены наиболее общие черты, присущие любой форме предпринимательства. Nначе говоря, представим единую логическую схему предпринимательской деятельности, воплощающую магистральную линию, основное содержание предпринимательства и способ его осуществления (рис. 1).
Рис. 1. Общая схе ма пред:ртринкмательской деятельности |
В конечном счете предприниматель призван удовлетворять запросы определенного круга потребителей в товарах и услугах самого разнообразного вида, продавая им товар Т и получая за это
Денежную выручку Дв. При этом товары и услуги понимаются в самом широком смысле слова. Это все то, в чем нуждается потребитель, за что он готов платить - здания, сооружения, жилье, имущественные ценности, потребительские товары, информация, интеллектуальный продукт (духовные ценности), деньги, валюта, ценные бумаги, бытовые, строительные, транспортные и любые иные работы и услуги. Словом, он реализует в качестве конечного продукта своей деятельности любой товар, лишь бы таковой был в наличии и попадал в поле запросов потребителя.
Но чтобы реализовать товар, надо его иметь. Поэтому предприниматель приобретает, получает или сам производит товар (конечный продукт) и осуществляет его продвижение для продажи потребителю, покупателю.
Естественно, что для осуществления процесса получения и передачи потребителю товаров и услуг, предприниматель обязан включить в действие, привлечь необходимые факторы предпринимательской деятельности: средства производства и обращения товаров (рабочую силу, материальные, информационные, финансовые ресурсы для производства, транспортирования, продажи товаров). Если предприниматель сам такими факторами и средствами не обладает, он закупает факторы Ф у их обладателей за денежную сумму Дф с тем, чтобы с их помощью получить, доставить и продать потребителю товар Т.
В простейшем случае, когда факторы и средства сами представляют нужные потребителю товары, предприниматель приобретает их у собственников и продает затем потребителю в том же, непреобразованном виде, выступая в роли посредника между собственниками продаваемых товаров и их потребителями, то есть выполняя торгово-посредническую функцию.
В итоге логическая схема предпринимательской сделки рисуется в виде цепочки Дф-> Ф-> Т-> Дв. Предприниматель приобретает за деньги Дф средства Ф, преобразует их в товары и услуги Т и реализует товары и услуги, выручая деньги Дв. При этом он стремится, чтобы вырученные деньги за товар Дв были больше затраченных на средства Дф.
Технология предпринимательской деятельности строится таким образом, чтобы вся сделка вписывалась в определенный режим врємєни, общая продолжительность сделки оказывает значительное влияние на ее эффективность. Предприниматель обязан учитывать фактор времени. Обычно чем короче период сделки, тем выше ее эффект для предпринимателя, если только это не наносит потребителю ущерб, возмещаемый за счет предпринимателя.
Такова общая типовая схема технологии предпринимательской деятельности. Для ее конкретизации и детализации необходимо выделить и рассмотреть отдельно разные виды деятельности. Каждому из этих видов присуще свое собственное содержание и подход к организации и проведению работ.
Предпринимательская деятельность, как и любая другая, приносящая доходы и прибыль, подлежит налогообложению, требует внесения обязательных платежей в бюджет Если предприниматель становится юридическим лицом, создает частное предприятие, то он уплачивает налоги согласно законам о налогообложении предприятий и организаций. Личный доход предпринимателя, не оформившегося как юридическое лицо, облагается подоходным налогом с граждан.
В последующем изложении будем различать следующие виды предпринимательства, исходя из их содержания и характера формы деятельности: производственное, коммерческое, финансовое.
Общеизвестно, что любая экономическая деятельность относится к четырем основным типам: производство, обмен, распределение, потребление (продукции, товаров, услуг). Соответственно, путем увязывания предпринимательства с этими типичными фазами воспроизводственного цикла удается выделить указанные выше достаточно типовые виды предпринимательской деятельности:
Производственное предпринимательство распространяется в основном на производство и потребление товаров и услуг, коммерческое - на их обмен, распределение и потребление, а финансовое - на обращение, обмен стоимостей.
Будучи относительно самостоятельными видами предприни мательской деятельности, указанные ее формы взаимно пронизывают и дополняют друг друга, так что один из видов может содержаться в другом. Вместе с тем мы считаем, что наиболее общим и важным является производственный вид предпринимательства, за ним следует коммерческий и замыкает цепь финансовый вид. Но производственное предпринимательство - самое трудное. Поэтому в реальной советской действительности, где многие наспех рождающиеся предприниматели (слишком часто горе-предприниматели) стремятся побыстрее "снять сливки" предпринимательского бизнеса река предпринимательства устремляется преимущественно в коммерческое, торгово-посредническое русло. Что же касается финансового предпринимательства, то его еще мйогие опасаются как бывшего под жестким запретом и наказуемого, но и оно уже пускает свои ростки.
Основным полем деятельности производственного предпринимательства (включая информационное и научно-техническое) служат производственные предприятия и учреждения, коммерческого - торговые заведения, товарные биржи, финансового - коммерческие банки, фондовые биржи.