Чем обусловлен интерес к предпринимательству в советской экономике
Два слова "предпринимательство" и "рынок" связаны между собой неразрывными узами. Возможно, что самое емкое и краткое определение рыночной экономики вписывается в словосочетание "экономика свободного предпринимательства". Действительно, рынок представляет собой лучшую, благотворную предпринимательскую среду, а предпринимательство - это наиболее характерные качества, свойство рыночных отношений. Так что переход к рынку немыслим без развития предпринимательства в его самых разнообразных видах и формах.
Вместе с тем рост предпринимательской активности характеризует пробуждение экономики и в особенности ее главного творческого начала - хозяйствующего субъекта. Одним из весьма слабых мест социалистической экономики, по крайней мере з ее советском исполнении, является порождаемая ею тенденция к слишком спокойному экономическому поведению, так как успех в экономических делах мало зависел от предпринимательской, производственной активности в подлинном смысле этих слов. Нужна была иная предприимчивость - в угождении руководству, в получении выгодных условий и предпочтений. Отсюда естественное предпочтение психологии "не высовываться", убийственной для предпринимательства. Отсюда "спихотехника", нежелание рисковать, поиск тихой, размеренной, противопредпринимательской жизни.
Было бы, конечно, искажением истины утверждать, что предпринимательские начала вообще отсутствовали в прошлом в советской экономике. Инициативные люди, стремящиеся к нововведениям, нетрадиционным решениям, существовали и ранее в среде рядовых работников и руководителей. Но мытарства, которые порождала предприимчивость отдельных рационализаторов и хозяйственников, не окупались их редкой удачей. Иногда же финал был до предела печальным, поскольку предпринимательство можно было без особого труда подвести под многие статьи уголовного кодекса, что и делалось.
Как бы то ни было, но, как сказал Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II в своей речи по поводу избрания Б. Н. Ельцина Президентом России, следует непрестанно исходить из антропологического реализма, свидетельствующего о том. что три поколения советских людей выросли в условиях, отбивавших у них охоту и отучавших от труда мысли, от стремления к самостоятельному поиску истины, от самого обычного труда, от прилежания, от инициативы (Аргументы и факты, N 27, июль 1991). Так что движение к предпринимательству, а точнее, посредством предпринимательства есть эффективный путь обновления, возрождения советского человека как подлинного экономического субъекта, как работника и хозяина. Это ключевое условие выхода из кризиса и подъема советской экономики.
Ратуя в целом за предпринимательство и хозяйственную предприимчивость, автор никоим образом не относит себя к поклонникам тех форм, которые в ряде случаев обретает коммерческо-предприни- мательская деятельность, широко наблюдаемая в нашей современной действительности. Пока это, скорее, предпринимательская пена, чем истинное предпринимательство. Дело даже не столько в том, что мы наблюдаем огромный интерес к чисто коммерческому, спекулятивному предпринимательству при весьма слабых попытках освоить производственное предпринимательство. Беда в явно выраженном стремлении зарождающихся и становящихся на ноги советских предпринимателей получать доходы и прибыль не в результате собственных усилий, а пользуясь глобальным дефицитом продукции, товаров, услуг, отсутствием реальной конкуренции сосуществованием государственной и свободной торговли с ощутимой разницей в ценах. Подобные условия, идеальные для экономического грабежа покупателя, потребителя, мало способствуют становлению честного. порядочного предпринимателя, заботящегося и о себе и о своих клиентах.
Чтобы избежать пагубных последствий подобной ситуации, необходимо, с одной стороны, искать разумное сочетание предоставления свободы предпринимателям и ограничений, а иногда и запретов на неблаговидные способы осуществления предпринимательской деятельности. Для этого нужна динамичная правовая система, законодательно закрепленная в своей основе и ситуационно изменяемая в отдельных элементах. Так, по мнению автора, любая продажа дефицитных товаров оптом, партиями, в крупных количествах в государственных магазинах розничной торговли должна квалифицироваться как преступление и подвергаться самым серьезным наказаниям. Иначе спекуляция и легкая нажива неизбежны
С другой стороны, настоящие труднопреодолимые преграды чисто спекулятивному, недобросовестному предпринимательству могут быть воздвигнуты только в результате налаживания нормальных товарно-денежных отношений, стабилизации денежного обращения, перехода к свободно конвертируемому рублю.
Так что существования легких, малопродуктивных, вызывающих негативную социальную реакцию форм и проявлений предпринимательства в какой-то степени избежать не удастся. К ним придется относиться в процессе продолжительного переходного периода становления рынка как к неизбежным издержкам, проводя в то же время линию на ограничение и вытеснение. Думается, что внутренняя конкуренция между шустрыми новорожденными предпринимателями также будет делать свое дело, особенно в условиях Ограничения монополизма и распространения свободного рынка.
Оценивая положительные и отрицательные стороны предпринимательства в советской экономике с учетом их неприятия и неприязни к ним со С|Ороны части населения, мы все же должны признать, что предпринимательство есть дрожжевой продукт, без которого ье будет рыночной закваски нашей экономики.
Следуя Л. Абалкину (Экономика и жизнь, N 29. июль 1991), укажем на следующую связь факторов экономического успеха с предпринимательством:
1. Не бывает успеха без создания в стране целого слоя предприимчивых, деловых и энергичных людей, способных воплотить в жизнь возвышенную национальную идею, реализовать шанс на успех в своей практической деятельности.
2. Успех немыслим без объединения усилий правительства и предпринимательских кругов как естественных и долговременных союзников в реализации общенациональной идеи, достижении поставленных целей.
3. Нет и не бывает успеха без формирования в обществе авторитета предпринимательской деятельности, уважения (а не зависти) к успеху, рассмотрения самого хозяйственного успеха как самостоятельной и одной из высших социальных ценностей.