Поведение потребителей

Системы поддержки принятия маркетинговых решений

Применение компьютерных систем поддержки принятия решений в маркетинге началось в 1960-х гг. с имитационных моделей. Появление компьютеров облегчи­ло создание и использование оптимизационных моделей. В течение 1970-х гг. ин­струменты ИТ действовали преимущественно в системах маркетинговой инфор­мации, разработанных для получения стандартных отчетов менеджерами по маркетингу крупных фирм (Choffray & Lilien, 1986). Кроме того, уделялось вни­мание системам управления базами данных. Качество и доступность данных были ключевыми вопросами в процессе принятия решений, и большое внимание уделя­лось технологиям оценки. От этих технологий акцент постепенно сместился на проблему принятия решений. В конце 1970-х гг. появились системы поддержки менеджеров, которые состояли из «людей, знаний, программного и аппаратного обеспечения... и были успешно внедрены в управленческий процесс» (Keen &Scott - Morton, 1978).

Дж. Д. К. Литл (Little, 1979) считает, что необходимо переключиться с анализа отчетности состояния (объем продаж, доля рынка) на анализ реакции (эластич­ность цены и рекламы), т. е. уделить внимание скорее моделям и инструментам анализа, чем традиционному отчету. Дж. Д. К. Литл определял систему поддерж­ки принятия решений как «скоординированный набор инструментов и техноло­гий, поддерживаемый компьютерным программным обеспечением, с помощью которого организация собирает и интерпретирует нужную информацию о бизне­се, окружающей среде и использует ее как основу для принятия решений».

Подробнее о маркетинговых моделях и системах поддержки принятия реше­ний смотрите работы Дж. Л ил иена, Ф. Котлера и С. Мурти (Lilien, Kotler &Moor - thy, 1992) и Дж. Лилиена и А. Рангасвами (Lilien & Rangaswamy, 1998).

В начале 1980-х гг. Information Resourses Incorporated начала популяризировать оптический сканер как инструмент для сбора данных (он использовался для уско­рения складских операций). Это давало маркетологам большой объем точных и своевременных данных и привело начиная с середины 1980-х гг. к новым схемам автоматизации анализа данных. Для этих целей разработано множество эксперт­ных систем.

Экспертные системы маркетинга

Экспертные системы разрабатываются для того, чтобы заменить обычных, живых экспертов при анализе сложных вопросов в сравнительно узких областях. С начала 1980-х гг. многие компании признали, что экспертные системы необходимы для со­вершенствования принятия маркетинговых решений (Rangaswamy et al., 1987; Siso - dia, 1992). Некоторые системы концентрировались на мелких, четко определенных вопросах, используя шаблоны-оболочки (относительно недорогие и легко использу­емые инструменты). Некоторые компании в своих системах поддержки использова­ли более совершенные программы с помощью таких компаний, как Information Re­courses Incorporated и А. С. Nielsen. Первая, например, разработала такие системы, как PROMOTER (для оценки стимулирования сбыта) и COVERSTORY (для автомати­ческой интерпретации отсканированных данных) (Shmitz, 1990). Последняя про­грамма просеивает данные через сканер и представляет точный отчет в форме корот­кой записки с выдержками, которые сканер смог извлечь из данных.

Многие компании (такие, как Dupont и Digital Equipment Corporation) исполь­зуют экспертные системы как вспомогательный механизм при осуществлении продаж. Часто экспертная система может обеспечить подробное знание о товаре, которого нет у продавца. Другие системы используются для улучшения навыков новичка, давая ему знания продавца-эксперта. Ценовые экспертные системы слу­жат для генерирования цен по определенным заказам и для содействия заключе­нию контрактов. Экспертные системы также разрабатываются для помощи во многих творческих аспектах маркетинга, например в рекламе (Burke, 1990).

Большинство экспертных систем в маркетинге используют подход, основан­ный на описанных правилах. Некоторые компании начинают экспериментировать с альтернативными подходами, где используются нейросети, основанные на из­учении и распознавании образцов. Например, некоторые торгово-посылочные фирмы используют такие системы для определения потенциальных покупателей по спискам рассылки.

Поведение потребителей

Функции розничной торговли

Учитывая разнообразную деятельность, осуществляемую розничной торговлей, можно предоставить только беглый перечень ее основных функций. Более общий подход, а также описание конкретных случаев можно найти в работах П. Мак-Гол - дрика …

Теории изменений в розничной торговле

Учитывая динамичную природу розничной торговли, разрабатывались некото­рые теории для того, чтобы объяснить отдельные эволюционные аспекты. Двумя самыми влиятельными являются «механизм розничной торговли» и «жизненный цикл розничной торговли». Эти и другие …

Оптовая торговля: роль рыночных

посредников Адель И. Эл-Ансари Луис У. Стерн 1. Причины появления современных оптовиков 2. Структура оптовой торговли 3. Выбор и использование оптовиков 4. Критическая оценка 5. Резюме Обзор Предметом данной статьи …

Как с нами связаться:

Украина:
г.Александрия
тел./факс +38 05235  77193 Бухгалтерия
+38 050 512 11 94 — гл. инженер-менеджер (продажи всего оборудования)

+38 050 457 13 30 — Рашид - продажи новинок
e-mail: msd@msd.com.ua
Схема проезда к производственному офису:
Схема проезда к МСД

Оперативная связь

Укажите свой телефон или адрес эл. почты — наш менеджер перезвонит Вам в удобное для Вас время.